Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Египтомания 1922–2022: СОКРОВИЩА ТУТАНХАМОНА И ЕГО ЮВЕЛИРНОЕ НАСЛЕДИЕ

31 марта 2023
Клаудия Карлетти

Авторство фото: Tarekheikal, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=62662598

Тутанхамон был сыном Эхнатона, одного из самых известных и противоречивых фараонов Древнего Египта. Он отказался от традиционной политеистической религии, в частности от культа Амона-Ра, предпочитая Солнцу как диску поклоняться самому по себе и непосредственно почитаться фараоном без использования духовенства. Эхнатон преобразовал религиозную систему, оттолкнув своих жрецов.

Когда Эхнатон умер, его девятилетний сын, юный Тутанхатон (так его называли в честь новой религии), по совету своих советников восстановил древнюю политеистическую религию.

 Затем Атон стал Тутанх-Амоном, связанным с Амоном, древним Богом. Но, несмотря на это, его чиновники решили сделать так, чтобы он, как сын царя-еретика, был вычеркнут из истории, а все, что касалось мальчика-царя, исчезло.

Все предметы, найденные в гробнице Тутанхамона, имеют один общий элемент: золото. Археолог Говард Картер, отвечая на вопрос, что он увидел, заглянув внутрь гробницы, ответил: «Золото, повсюду золото!».

Золото было важным металлом не только потому, что оно было драгоценным, но и потому, что считалось божественным материалом. У входа в гробницу Говард Картер нашел статуи двух чернокожих стражей с золотыми глазами. Эти двое стражников представляли фараона, у них были его черты, они носили его драгоценности и амулеты. В этом случае золото на статуях, напоминающих фараона, использовалось для связи человека с божеством.

Фараон и его Ка. «Стражи» перед частично разобранным входом в погребальную камеру

 Золото широко используется в погребальной камере и гробе с мумией фараона. Золотая маска Тутанхамона сегодня является настоящей иконой египетского погребального искусства, а сама мумия была усыпана драгоценностями. 

Гигантский золотой храм был покрыт выгравированными сценами юного Тутанхамона и его королевы, защищающих его или дарящих ему какие-то подарки, какие-то предметы.

Среди этих предметов изображена жена Тутанхамона, Анхесенамун, дающая мальчику-королю ожерелье с атрибутом Хатхор, богини, которая в конечном итоге защитит молодого фараона в загробной жизни. Так что каждый драгоценный камень в убранстве гробницы или на теле фараона был выбран не случайно, а по определенному смыслу.

Авторство: Carsten Frenzl from Obernburg, Derutschland. TUT-Ausstellung_FFM_2012_47, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33344968

Первое, на что стоит обратить внимание, — это золотая маска Тутанхамона, один из самых известных и знаменитых египетских артефактов. Маска весит впечатляющие 11 кг и выполнена из 24-каратного золота. Это объект необычайной интенсивности, потому что можно оценить использование различных тонов металла и пронзительную силу глаз фараона — кажется, что он все еще смотрит на вас, что в этих глазах есть жизнь.

Увлекательные детали на маске дают представление о том, каким был фараон в реальной жизни. Например, можно заметить, что его уши проколоты, как и у мумии. Таким образом, создатели уделили большое внимание отражению естественного облика Тутанхамона при работе над маской. Кроме того, в этой детали есть человечность: в Древнем Египте прокалывали уши только женщинам и детям. Это свидетельствует о юном возрасте фараона, когда он умер.

Другое исследование включает в себя реконструкцию тела с момента его первого обнаружения. Говард Картер и его команда нашли около двухсот амулетов из золота или других металлов и драгоценных камней, покрывающих тело среди слоев и слоев полотна, пропитанного маслами и смолами.

 

Амулет фараона, ожерелье пектораль (деталь) в виде стервятника Нехбет — считается примером первого использования эмали в ювелирном искусстве

Предметы золотые, потому что золото дало бы фараону божественную защиту. Эти объекты также написаны иероглифическим языком, сообщающим цитаты из Книги Мертвых. Эти надписи защитили бы фараона в загробной жизни. Все эти золотые амулеты будут служить «щитом» для царя, защищая его от всех опасностей, с которыми ему придется столкнуться на пути к вечной жизни. Поэтому их располагали на теле среди бинтов.

Ожерелье с тремя скарабеями найдено на мумии Тутанхамона

Крылатый скарабей с тронным именем Тутанхамона. Египетский музей 

Говард Картер был хорошим иллюстратором и он задокументировал каждый амулет, найденный на теле.  Сегодня мы можем сопоставить амулеты с их защитной функцией и ролью и констатировать, что каждый амулет был выбран по определенной причине.

Как мы знаем, Тутанхамона хоронили быстро, с вещами, которые в некоторых случаях ему не принадлежали. В Древнем Египте требовалось несколько месяцев, чтобы удостовериться, что есть все необходимое для загробного путешествия фараона, потому что «необходимым» считалось внушительное количество предметов.

Нагрудная пектораль Тутанхамона (1300-е гг до н.э.). Хранится в Каирском музее.

Так, в случае с Тутанхамоном, не имея времени на подготовку, жрецы брали предметы для погребения из чужого погребального набора, чтобы составить погребальный инвентарь фараона. Доказательства этого процесса можно увидеть в нагрудном ожерелье, найденном на мумии. Пектораль представляет собой прямоугольное украшение, ажурное наподобие ожерелья, закрывающее грудь. Это важное украшение, которое египтяне носили в повседневной жизни, а также важное погребальное сокровище. На грудной клетке, найденной на мумии царя, изображена Нефтис, одна из богинь, защищающих тело.

На украшении наблюдается резкий контраст между изображением Нефтис и ее иероглифов и другим картушем, очень плохо выполненным – краски неяркие, гравировка неизящная. Египтологи решили, что эта пектораль не предназначалась Тутанхамону. Возможно, она была выполнена для кого-то другого. Гравировка была выполнена наспех и потому получилась плохо. То же самое произошло и с другими предметами, обнаруженными в гробнице — принадлежащими кому-то другому и «переработанными» для поспешного захоронения Тутанхамона.

Гроб короля — еще один фантастический объект. Он состоит из большего количества саркофагов: у мумии была золотая маска, затем она была помещена в гроб из чистого золота, инкрустированный драгоценными камнями, затем в золотой деревянный гроб с большим количеством драгоценных камней и, наконец, в еще больший золотой деревянный саркофаг, снова с драгоценными камнями на нем. Наконец, этот ансамбль был помещен в большую каменную святыню.

Итак, у фараона есть несколько слоев защиты, и все они сделаны из золота. Первый золотой саркофаг, в котором покоится мумия, имеет такую ​​же конструкцию, как и маска. Ремесленники воспроизводили и ссылались на одни и те же символы несколько раз, чтобы убедиться, что фараон защищен.

 ЗНАЧЕНИЕ И СИМВОЛЫ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Драгоценности в египетской культуре имеют значение. Вернемся к упомянутой ранее пекторали. Ее дизайн напоминает фасад храма: носите нагрудник, значит носите нечто божественное. Божественное присутствие, которое всегда ассоциируется с картушем с именем фараона, чем подчеркивается связь между земным и сакральным измерениями.

Еще одним интересным объектом является трон. Он предлагает прекрасные изображения семейных сцен между Тутанхамоном и его женой, царицей Анхесенамун. В этих сценах они изображены в сказочных драгоценностях. Лицо и руки фараона и царицы выполнена из красного сердолика, важного самоцвета того времени. Волосы выполнены из лазурита. Платье молодой королевы было выполнено из серебра, золота, серебряного лазурита и сердолика.  Тутанхамон  и Анхесенамун носят одинаковые ожерелья: их дизайн не зависит от пола, и оба они украшены бирюзой.

Все эти материалы являлись самыми священными в то время. Золото олицетворяло кожу богов. Серебро симолизировало кости богов. Лазурит был волосами богов; даже если мы все знаем, что фараоны и аристократы носили в то время парики, они считали этот синий цвет, интенсивный цвет неба, связанным с божественным.

Сердолик часто сравнивают с обжигающим огнём солнца. Когда у вас так много пустыни, горящий огонь — ключевое слово для понимания как силы, так и опасности Солнца.

Цвет имел важное значение в египетской культуре, и это все, что имеет значение - для предмета важно было передать его цвет либо с помощью драгоценных камней, либо с помощью простых материалов, таких как стеклянные бусины. Несмотря ни на что, сила предмета, амулета останется прежней — она будет передаваться его цветами, а не материалами, из которых они сделаны.

Поэтому знание египетской культуры, символов и значений необходимо для анализа драгоценностей и понимания их посланий.

С 1920-х годов египтологи опубликовали различные документы о египетских украшениях, и, конечно же, ювелиры воспользовались этим, изучив эскизы, они создали ряд "египетских" коллекций, переосмыслив дизайн.

Так Древний Египет вдохновил современный мир, и началась египтомания.

Ювелирное производство 1920-х годов очень богато образцами драгоценностей «египетского возрождения». Братья Нейгер из Габлонца, Чехословакия, известные как Макс и Норберт, создали красивую бижутерию, сделанную в основном из богемского стекла. Они специализировались на экзотических предметах, вдохновленных Египтом, Индией и Китаем. В 1920-е годы наблюдался пик интереса к украшениям эпохи египетского возрождения, и вместе с этим возросла популярность братьев Нейгер. Они работали с 1905 года до конца 1930-х годов. Были отправлены в концлагерь и погибли в Освенциме. В одной из их знаменитых брошей можно увидеть пирамиду, сфинкса, обелиск — сегодня это считается клише, но в свое время стало хитом. И это именно то, что люди хотели иметь.

 

ЕГИПТОМАНИЯ И ДРАГОЦЕННОСТИ ЕГИПЕТСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Драгоценности египетского возрождения 1920-х годов были новой интерпретацией древних драгоценностей и их создание  демонстрировало возросший интерес к Древнему Египту. Но этот интерес начался довольно давно, с Наполеона. Его египетские походы положили начало научному изучению Египта. Многие ученые сопровождали его в том походе, делая заметки, иллюстрируя то, что они нашли, изучая археологию того времени как науку и забирая с собой некоторые предметы.

Когда Наполеон вернулся во Францию, несмотря на поражение в войне, он решил создать культуру, вдохновленную египтянами, которая распространилась по всей Европе. Многие примеры свидетельствуют об этом культурном распространении.

Первый — это вход в нынешнее посольство Германии в Париже — передняя часть фасада напоминает египетский храм.

Другой пример египтомании можно найти у Персье, Якоба-Десмальтера и Бьенне. Они были дизайнерами и архитекторами, которые вместе работали над созданием предметов, вдохновленных Египтом. Один из самых известных — металлический шкаф, похожий на храм.

Британцы продолжили работу с Wedgewood, производителем фарфора, который создал невероятный чайный сервиз с египетским крокодилом и иероглифическими мотивами со скарабеями и раскрытыми крыльями. 

Что касается драгоценностей, то есть сувенир из Дрезденской битвы, во время которой Наполеон был ранен. Он взял попавшее в него пушечное ядро, чтобы сделать из него маленького скарабея и подарил его своей возлюбленной Марии Валевской в ​​качестве талисмана. Маленький скарабей представлен в виде кольца, которое до сих пор находится в семье Валевских, что доказывает сентиментальную связь с этим произведением.

Затем, во второй половине археологического возрождения 19 века, раскопки продолжались, и ювелиры продолжали создавать свои ювелирные переосмысления.

Интересное сравнение может быть между Гюставом Бограном, выдающимся ювелиром времен Наполеона III (1860-е годы), и Жоржем Клереном.

Баугран сделал профильную иллюстрацию царицы Египта. В то время самой известной фигурой в Египте была Клеопатра. Богран создал профиль египетской королевы из драгоценных камней по французскому рисунку 1860-х годов.

Брошь Гюстава Бограна, Париж, около 1865 г.

 Пару десятков лет спустя Жорж Клерэн изобразил французскую актрису Сару Бернар в образе Клеопатры, демонстрируя ее лучший профиль – в «египетском стиле». Египет стал образом мышления, настоящей навязчивой идеей.

Georges Clairin, Сара Бернар в роли Клеопатры

Настолько, что после открытия гробницы Тутанхамона люди заговорили о «Тут Мании» — Тутанхамон стал «Тут», так легче запомнить. И вместо египтомании заговорили о «Тутмании».

Эта тутомания была страстью всех творений, и в 1920-х годах они имели огромный успех. В период ар-деко ювелиры использовали платину в качестве металла, бриллианты для белого, оникс для черного, изумруды для зеленого и рубины для красного. На драгоценностях есть египетские сцены, взятые из обнаруженных гробниц (Шоме), с движущимися и ходящими фигурками, охотящимися птицами или иероглифическими элементами, как в некоторых произведениях Ван Клифа — сотуар в этом стиле недавно был продан на аукционе Christie's в Женеве.

Тутомания достигла и Великобритании. Они хотели прочувствовать эту страсть к Египту, и текстиль для гостиной или спальни был напечатан иероглифами. Эти ткани были осязаемым признаком страсти к Египту, которая развилась в Великобритании и за рубежом в тот период.

Во Франции один человек в Париже перешел улицу и пошел к торговцу древними артефактами, пытаясь купить египетские предметы. Его звали Луи Картье, и у него сложились важные творческие отношения с Древним Египтом. Картье отличался от Chaumet и Van Cleef & Arpels: в то время как эти Дома идеально имитировали иероглифы, Картье пошел еще дальше, включив в свои творения настоящие археологические находки. Эти части прибыли из других раскопок, которые могли быть доступны торговцам древностями.

Луи Картье покупал их и включал в свои драгоценности. Идеальным украшением в стиле ар-деко, типичным для Cartier, одним из самых знаковых произведений, является брошь-скарабей, созданная в 1924 году из платины и бриллиантов. Картье также взял некоторые части древнего голубого фаянса.

Брошь «Скарабей». 1925. Золото, платина, голубой египетский фаянс, бриллианты, рубин, изумруд, цитрин, оникс. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Можно было представить, что после двадцатых и тридцатых годов увлечение Тутанхамоном и Египтом могло поутихнуть. Однако этого не произошло благодаря кинематографу, который постоянно вдохновлял, представляя истории, великолепие и легенды Древнего Египта.

Например, в шестидесятых годах в Нью-Йорке Дэвид Уэбб разработал брошь «Око Гора», которая имеет египетский оттенок и вдохновение благодаря использованию лазурита в египетском стиле. 

Дэвид Уэбб,  брошь «Око Гора», лазурит, оправленный в золото 18 карат, подпись, ок. 1960-е

 

Cartier также вернулся в Египет в 1980-х годах с золотым ожерельем-воротником с массивным скарабеем спереди — теперь оно входит в коллекцию Cartier Heritage:

Сегодня у нас есть современные дизайнеры, такие как Лидия Куртель, которая в начале 2000-х годов создала потрясающую работу под названием «Gala Ma Muse»,  — Гала была музой Сальвадора Дали, и эта жемчужина представляет собой сплав египтомании и сюрреализма:

 

Браслет Lydia Courteille Gala Ma Muse с древнеегипетским медным глазом мумии (5000 лет) из 18-каратного золота с 334 бриллиантами и эмалью.

Браслет Lydia Courteille Gala Ma Muse с древнеегипетским медным глазом мумии (5000 лет) из 18-каратного золота с 334 бриллиантами и эмалью.

Хеммерле в 2018 году разработал коллекцию под названием «Возрожденные сокровища». Египетское вдохновение исходит от семейных уз, потому что наследник семьи Хеммерле женат на Ясмин Хамаль, родившейся в Египте. Поэтому они разработали предметы искусства, предназначенные для ношения, такие как египетские скарабеи и старые амулеты, которые могут трансформироваться в серьги:

Серьги Hemmerle 'Сыны Гора' бриллианты – фаянс – бронза – белое золото

 

Брошь Hemmerle 'Осирис', бриллианты – бронза – белое золото

Наконец, несколько месяцев назад, в 2022 году, Мессика решила разработать асимметричные серьги «Ах-Ба-Ко» в форме длинных крыльев с силой скарабея, способного улететь.

 

Сет Akh-Ba-Ka из коллекции Messika High Jewellery 2022: колье-трансформер, серьги и кольцо

Египтомания не умерла, и наша страсть и увлечение Египтом сохранится в ближайшие годы.

Источник: gemgeneve.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом