Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

«Нечто иное»: эти произведения ювелирного искусства, которые очаровывают очень скрытную клиентуру

7 июня 2025
Джули де лос Риос

Украшения Аделины Марс. Пресс-фото / Аделина Марс

Носить ювелирное изделие, созданное художником-скульптором или архитектором, означает представлять миру уникальный, смелый стиль, оторванный от какой-либо моды или законодательных представлений. Отправимся вместе с автором статьи на нишевый ювелирный рынок, далекий от более классических кодов Вандомской площади.

История художественных украшений не нова. Она писалось более века такими знаменитыми художниками, как  Пикассо, Дали и  Колдер. Но главное помнить: речь в данном случае не идет о миниатюризации уже существующих авторских шедевров. Художники совершенно иначе подходят к созданию ювелирных украшений. Эстер де Босе, с 2012 года возглавляющая  галерею современного искусства MiniMasterpiece  в Париже, сделала это своей специальностью. «Эта нишевая сфера позволяет мне искать сотрудничества с художниками, поклонником которых я являюсь. Я призываю их думать по-другому. Из этого импульса рождаются проекты, которые я финансирую и которые воплощаются в жизнь с помощью ювелира». 

Стоит отметить встречу с китайским художником Ван Кепином, известность к которому пришла после участия в выставке объединения молодых художников «Звезды» 1979 года. Работы были вывешены на заборе рядом с пекинской Национальной галереей. Ван Кепин тогда выставил деревянную скульптуру Мао, один глаз которого был прикрыт, — на тот момент это была неслыханная дерзость. Сегодня известный китайский скульптор создал для выставки в галерее MiniMasterpiece 5 уникальных и новых украшений из желтого золота, серебра и черного дерева, включая свое первое кольцо.

Ван Кепин (Wang Keping) Подвес, изготовленный для  в Galerie MiniMasterpiece Пресс-фото / Ян Делакур для Galerie MiniMasterpiece

Эти работы предлагают иные отношения, чем в его монументальных работах: близость и взаимодополняемость между произведением и его собственным телом. «Некоторые ювелирные украшения очень громоздки, но всегда созданы для портативности и удобства. Их редко устанавливают в оправу – камни больше ассоциируются с украшениями и изысканными украшениями. Драгоценный металл играет на объеме», — подчеркивает Эстер де Босе. 

Еще одно преимущество? «Когда скульптор создает украшение, оно остается уникальным, а потому редким и драгоценным. Даже более редким, чем его привычное произведение, потому что ювелирная работа для такого художника- необычная, а следовательно, раритетная!».

Но каков типичный профиль клиента галереи? «В основном это женщины. Они могут быть коллекционерами современного искусства, тронутыми желанием открыть для себя другую сторону автора. Есть и люди, которые любят украшения и видят в них что-то свое», — продолжает редактор.

Смелость как подпись

Давайте теперь отправимся в  галерею IBU, основанную в 2000 году Ибу, нью-йоркским художником-дизайнером и дизайнером интерьеров польского и украинского происхождения. Она открыла свое место в самом сердце Сада Пале-Рояль сразу после того, как разработала украшения для  ювелирных украшений Chanel по заказу Карла Лагерфельда... Как это сделал до нее Альберто Джакометти для Эльзы Скиапарелли в 1930-х годах. 

Галерея IBU  представляет творения Алины Аламореан, Габриэллы Кисс, Теда Мюлинга, Джессики Роуз, Джейн Шмитт, Анник Таперну, а также самой Ибу или Жани Гризони...

В этом случае речь идет о дизайнерских украшениях. Общая нить? Большинство представленных художников имеют общее наследие - движение Artwear, которое было воплощено в галерее Роберта Ли Морриса и которое было хитом в 1970-х и 80-х годах в Нью-Йорке.

 Но что отличает авторское украшение от классического украшения? «Это драгоценность, которую женщина дарит себе за свою смелость. Ювелирные дома, расположенные на Вандомской площади, являются законодателями моды и обеспечивают социальное дистанцирование. И наоборот, художественные украшения — это «предмет разговора» в том смысле, что они вызывают любопытство. Женщина, которая "несет" на ужин мини-скульптуру, хочет создать связь со своим окружением. Зачастую это независимая женщина, старше 45 лет… Иногда моложе, если она уже встала на этот путь – путь утверждения стиля, а не следования моде», – объясняет Сирил Эрмель.

Кольцо Алины Аламореан в галерее IBU Photo Presse / Галерея IBU

Объект передачи

И какой совет галерист дал бы тем, кто все еще колеблется? «Смело входите в двери галереи без предубеждений. Освободи себя! Художественное украшение должно гармонировать с телом, подчеркивая красоту женщины. Для этого вам придется попробовать. Чтобы увидеть, развивается ли диалог между произведением и самим собой», — объясняет менеджер галереи, вызывая эффект Золушки. «Иногда случается волшебство. Кольцо могут примерить 10 женщин, прежде чем произойдет это явление. Этот подход отличается от классических украшений, которые созданы для того, чтобы понравиться как можно большему числу людей». Тот же совет от Эстер де Босе из галереи MiniMasterpiece. «Важно видеть, как кольцо сидит на руке. Если серьги соответствуют форме лица. Как мы живем с украшениями. Что из этого следует». 

Автор статьи также предлагает вам прислушаться к своему сердцу. «Между человеком, который будет носить украшение, и художником происходит настоящая, интимная встреча. Даже если еще существует понятие инвестиций и устойчивости. Это объект передачи, поэтому вы должны осознавать авторитет художника и серьезность произведения».

Но сколько стоят такаие работы? В MiniMasterpiece цены варьируются от 400 до 38 000 евро. «Это уникальные изделия или очень ограниченные серии, все они подписаны, пронумерованы и сопровождаются сертификатами», — подчеркивает Эстер де Босе.

Выдержав испытание временем

Для тех, кто не хочет рисковать и инвестировать в художника, выдержавшего испытание временем, Диана Венет, эксперт в этой области, перечислила свою идеальную коллекцию в книге «Ювелирные изделия художника: от Колдера до Кунса» (под ред. .Фламмарион). Среди примерно 200 произведений, которые она накопила с течением времени, есть произведения Пикассо, Капура, Индианы,  Кунса, Брака, Лихтенштейна, Вазарели, Стеллы, Армана, Раушенберга, Сезара, Дали... 

Сюрреализм и нонконформизм

Подобно Жану Вандому, некоторые дизайнеры ювелирных изделий выделяются своим художественным видением украшений. Так обстоит дело с Аделиной Марс, которая встряхивает классические коды нонконформистскими произведениями, позволяющими материалам выразить себя. Неожиданные оправы, размеры, игра текстур и камней создают смелый, слегка бунтарский вид... Если вы не хотите, чтобы вас заметили, идите дальше! Эта смелость также чудесным образом воплощена в центре постоянной экспозиции «Dali Bijoux», которая будет открыта в пристройке  Театрального музея Дали в Фигерасе  в Испании.

Кольцо Валида Аккада в Galerie Negropontes Photo Press / Galerie Negropontes

 

Источник: madame.lefigaro.fr
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом