
EdelStein
Многие люди весьма категорично размышляют о том, что относится к искусству. Картины эпохи Ренессанса, мраморные скульптуры, гигантские вазы из яшмы и даже гобелены туда записываются. Проблемы начинаются с атрибуции украшений, здесь наблюдается целый комплекс заблуждений. Украшения часто относят к предметам декоративно-прикладного искусства. В названии этой области почему-то упорно игнорируется последнее слово. Кажется, что если у предмета есть функциональное применение, то его ценность снижается. Однако, многие из нас наслаждаются видом тончайших кубков из перламутровых раковин Наутилус, жемчужными пуговицами с одежды бояр, выверенными механизмами и зрелищным спектаклем часов «Павлин» в Эрмитаже.
Из-за этой предвзятости украшения относят исключительно к ремеслу. Время от времени оно настолько искусно, что те или иные вещи невозможно повторить спустя столетия. Например, с падением Римской империи было утрачено умение создавать геммы – вогнутые (инталии) и выпуклые (камеи) изображения на камне. Навык резьбы был утерян, но не сами произведения искусства. Они прошли сквозь Темные века Европы и появились в более современных оправах украшений и предметов эпохи Возрождения. Тогда-то, в более спокойное время, они оказались перед глазами мастеров и те решились возродить камнерезное искусство.
Третий камень преткновения: ценность. Огромное число людей с замиранием сердца следит за торгами драгоценностей в самых маститых аукционных домах. Для лотов первостепенны несколько параметров: провенанс, ценность, исторический контекст. Поэтому во фразе ювелирное искусство второе слово имеет полное право на существование!
К сожалению, единицам на этой планете доступны исторические бриллианты, которые украшали шею махараджей Индии на протяжении веков. Другой момент: ценятся именно цельные коллекции, а не единые предметы. То есть, если идти в эту область, то на старте нужно осознавать, что именно вы будете собирать. Третий нюанс: важно время входа в коллекционирование и пристальное внимание к вашим современникам. Пример: цены на аксессуары эпохи ар-нуво из эмали и стекла Рене Лалика на сегодняшних аукционах стоят как украшения с драгоценными камнями. Это связано с тем, что художник уже прошел вековую атрибуцию, признан во всем мире, имеет принадлежность к определенной исторической эпохе. Поэтому, Лалика коллекционировать могут себе позволить все те же единицы. Ваш выход – искать «жемчужины» и «бриллианты» среди современных авторов. Тут есть свои нюансы и хитрости.

Titanist
Стоит обратить внимание на лимитированные тиражи, а также украшения в единственном экземпляре. Стратегия, по сути, такая же как у почитателей работ Рене Лалика. Только вы внимательно смотрите по сторонам и делаете финансово выгодные приобретения современников, открываете перспективные новые имена. Ограниченный выпуск уже никогда не повторят в точно таком же виде, как и авторский эксклюзив. Удачно и своевременно приобретенная вещь будет только набирать ценность с течением времени за счет уникальности. Вам нужно подождать не так уж долго, чтобы украшение стало приметой времени, примером эпохи.

Максим Пономарёв
Совсем другая стратегия – сконцентрироваться на одной узкой нише, стиле, авторах. Таким маневром пользуются коллекционеры предметного дизайна. Они внимательно оценивают положение в своей сфере, изучают имена и делают ставку на кого-то одного. Например, коллекционер в середине прошлого века решает собирать мебель от четы Чарльза и Рэй Имз. Он скупает все новинки стульев и кресел. Спустя десятки лет у него шикарное собрание. Каждый предмет сам по себе вырос в цене, но сама коллекция стоит намного дороже, чем части по отдельности. У этого курса могут быть различные направления. Вы можете сконцентрироваться на камнях: собирать изумруды из разных месторождений или сконцентрироваться, например, только на уральских. Сделать ставку на нравящийся вам бренд. Смотреть в сторону определенного сегмента.
Третья история – стать частью закрытого клуба с помощью предметов. Общество коллекционеров живет по строгим правилам и не пускает в свои круги простых обывателей. Ваши ценности, интересы, вещи могут стать пропуском к затворенным дверям. Притом, если вы коллекционируете какие-то интересные украшения, то вам даже не надо будет это афишировать – все это увидят. В этом случае акцент делается на не самые очевидные материалы, дизайн, экстравагантность.

EdelStein
В поисках современного ювелирного искусства важно не забывать о целях. Ловить удовольствие и азарт в моменте, делать ставки на те или иные имена, радоваться маленьким победам, скрупулезно идти к своей коллекции. А также не забывать, что вы собираете украшения. Они не должны пылиться в шкатулке. Если вам хватает смелости идти против течения и быть новатором в своих предпочтениях, то не надо стесняться показывать это миру вокруг вас.