русский ювелир - новости
  issue_magazine

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Российское "восьмое" чудо света

01.06.2017

Янтарная комната считается в России восьмым чудом света.
Вообще, в каждой стране есть свое "восьмое чудо света" - в Китае это Великая китайская стена, у Индии - Тадж Махал, у Турции - Памукалле с солеными ваннами и водопадами...

Янтарная комната представляет собой высочайшую ценность для России, как в материальном, так и в художественном планах. Наверное еще и в связи с информационной шумихой вокруг нее (пиар) потому что ее сначала подарили, потом отдарили украли, потом спрятали, оставив кучу тайн и загадок... да и стоит она не мало и до сих пор не найдена.

Курфюрст Фридрих III (1657 - 1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, дворцов и королевской резиденции.
Скорее всего, на создание янтарного пространства во дворце настояла супруга, королева София-Шарлотта, она любила все новое и необычное.

Возможно, к мысли о такой комнате, королевскую чету подтолкнул визит в столицу янтарного промысла - Кенигсберг. Повод был важный - коронация. Там же чете подарили две прекрасные картинные рамы из янтаря. А у женщины как? Раз есть рамы, нужна и стена из янтаря для гармонии, а где стена там и вся комната...

Король Пруссии Фридрих I и его супруга  София-Шарлотта


В декабре 1701 года проект перепланировок, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта.

Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой. Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы;

Но в 1709 году София-Шарлотта скончалась. Янтарная комната еще не была завершена и Фридрих I решил сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги.

Готовыми янтарными панелями было решено отделать галерею в Ораниенбурге. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Новый король Пруссии, Вильгельм I отослал фрагменты комнаты в Берлин, где они были замечены Петром I, в то время собиравшим разнообразные экспонаты для музея Кунсткамера. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Именно тогда Вильгельм I подарил Петру ставшую ему ненужной комнату, прекрасные панели которой много лет так и не нашли своего места в Германии.

Случилось это в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».

Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму алаверды ответный презент — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости... как говорится, все что могу. Богатырей на Руси в те времена хватало, а вот с кабинетами было напряжно.

Богатыри были немцу очень нужны. «Фельдфебель на троне», как называли короля Вильгельма I, собирал солдат-великанов для своей Потсдамской гвардии. В поисках потенциальных потсдамских гвардейцев агенты прусского короля рыскали по всей Германии. Доходило до кражи молодых монахов из монастырей.

В гвардию Фридриха-Вильгельма I едва не угодил обучавшийся в германских землях юный Михайло Ломоносов. Так что Петр ему явно угодил..

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Кто из русских читает инструкции?! Вскоре выяснилось, что "комната" из янтаря, вовсе не комната и полностью собрать ее невозможно. Явно были и лишние детали, оставшиеся от сборки, которые выбросили в провасть растащили.
Поэтому янтарные красоты кусками разместили на территории Летнего дворца (на фото ниже) и на этом успокоились.

Янтарная комната (как комната) была восстановлена уже после смерти Петра I его дочерью, Елизаветой Петровной. В 1743 году она приказывает архитектору Растрелли собрать Янтарную комнату в Третьем Зимнем дворце, при необходимости, дополнив её недостающими частями. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли.

Елизавета Петровна

Комната была большой, янтаря не хватало. Растрелли поступил мудро, сделал зеркальные вставки, а недостающие детали (скорее всего) попросту заменили раскрашенными желтой краской деревяшками, стеклами и камешками. Получилось симпатично, потому что императрица была довольна.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, “76 гвардейцев, силачей и аккуратистов”, которые за шесть дней бережно, на руках, перетащили его в Царское Село. Так «восьмое чудо света» обрело свой "дом" в России.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли.

Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Флорентийские мозаики в бронзовых обрамлениях, украшенных по углам драгоценными камнями, мозаичные картины которые изображали пять чувств – зрение, слух, вкус и – в одной композиции – обоняние с осязанием, подарил император Священной Римской империи Франц I.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

Екатерина Великая

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также другие мастера и их русские ученики. Для полного заполнения комнаты работами из янтаря ушло четыре года и 450 килограммов янтаря.

К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.

В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В 1939 году Йозеф Геббельс, министр пропаганды в Третьем Рейхе, приказал вернуть в фашистскую Германию те произведения искусства, которые каким-либо образом оказались за пределами страны. Поскольку, то такой деятель искусства в Германии, как Альфред Роде решил вернуть ее на родину, в Кёнигсберг. Он взбудоражил всю страну известием о том, что величайшее произведение немецкого искусства находится в России, поэтому кампания по ее возвращению была очень масштабной.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря.

Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Роде считал решение Фридриха-Вильгельма I подарить Янтарную комнату Петру I ошибкой и назвал её вывоз в Германию «акцией по спасению достояния немецкого народа».

Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка.

27 и 29 августа 1944 года в ходе бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией часть Королевского замка, где тогда находилась комната, была разрушена. Но 2 сентября Роде доложил в Берлин, что реликвия уцелела.

В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики. Альфред Роде участвовал в вывозе или захоронении комнаты. Существует версия, что после этого он был подвергнут действию гипноза и наркотических веществ. Возможно, это было сделано для того, чтобы искусствовед не смог вспомнить, где находится место, в котором он закопал части Янтарной комнаты. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

После окончания войны нацистского искусствоведа допрашивали члены советской Комиссии по делам искусств и культурно-просветительных учреждений. Альфред Роде действительно потерял память, после чего, считая своим долгом вернуть комнату, помогал советским властям в её поисках.
Со временем к нему даже стала возвращаться память, он вспоминал некоторые эпизоды того дня, припомнил тот факт, что распилил некоторые части комнаты, после чего спрятал их в ящиках.

Однако стоило ему подобраться вплотную к разгадке этой тайны, как он внезапно умер вместе со своей супругой.

Комнату искали. Было расследовано около 250 различных версий ее нахождения. Но увы...

В 1967 году - после того, как отбывавший заключение в варшавской тюрьме нацистский военный преступник Эрих Кох сообщил польскому журналисту, что Янтарная комната, не погибла во время пожара в августе 1944 года и намекнул что он знает где она.
Правда, где именно она находится, Кох не сказал, но и этого хватило. Кстати, возможно поляки не все передали СССР. Вы знаете до какого возраста просидел в тюрьме Кох? Он умер в польской тюрьме в 90 лет. Его "камера" находилась в одном из польских старинных замков, в которой был телевизор, библиотека и всегда свежая пресса. С чего бы это вдруг, в социалистической Польше-то?!

Существует ещё множество легенд, связанных с её исчезновением и местонахождением. Небезызвестная Джуна Давиташвили утверждала, что Янтарную комнату похитили... инопланетяне. Дескать, янтарь - солнечный камень - настолько впечатлил их своей животворной энергией, что пришельцы из другой галактики решили сохранить землянам жизнь. Отказались от идеи уничтожить нашу планету в благодарность за “позаимствованную” у нас Янтарную комнату...

Вариантов настолько много что все их привести невозможно. Поэтому ниже этакий антинаучный янтарный ТОП вариантов местонахождения:
Первый – она лежит в заваленных подземельях Королевского замка.
Второй – комната вернулась на подлинно историческую родину – морское дно, вместе с потопленным судном, на котором перевозилась из осаждённого Кёнигсберга.
Третий – комнату нашли в своей зоне оккупации американцы, и она втайне была переправлена в хранилище золотого запаса США – форт Нокс, откуда Россия сможет ее забрать только водрузив над фортом свой флаг (что вполне возможно в будущем).

Но есть и еще одна, вполне вероятная версия по которой Янтарная комната была ПОДАРЕНА Иосифом Сталиным “другу СССР”, американскому миллиардеру Арманду Хаммеру в июне 1941 года.

 

За несколько лет до этого точную копию комнаты изготовили под руководством известного архитектора Барановского.

После этого подлинная Янтарная комната якобы была отправлена в Эрмитаж и затем в США, а копия, которая была сделана не хуже, чем оригинал, осталась в Царском селе радовать граждан СССР. Таким образом, получается, что комната, вывезенная в Кёнигсберг, являлась лишь искусной копией.

Алексей Толстой (автор романа “Петр I”) советовал Сталину подарить ее Германии, чтобы символизировать самые искренние намерения СССР соблюдать все условия соглашения Молотова -Риббентропа. И вроде бы Сталин идеей заинтересовался.
Сомнительно, но в то время и не такое бывало.

Через 30 лет после войны стало ясно, что Янтарная комната пропала всерьез и надолго. Поэтому в июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о ее воссоздании. Нашли 86 фотографий комнаты, в том числе цветной автохром 1917 года. Работы над начались по проекту архитектора А. А. Кедринского. Янтарный берег давно стал частью территории СССР, и с сырьём проблем не возникло. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом. Постепенно комната наполнялась воссозданными янтарными шедеврами.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года. Возможно, однажды пропавшая комната вновь вернётся в Россию, а пока что её место занимает эта точная янтарная копия, которую успели изготовить к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга. Поэтому мы можем ей сейчас любоваться...

Будет время, загляните в Екатерининский дворец Царского села!

Источники: http://pantv.livejournal.com/429300.html

http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/amber_room

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир