ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Эльфы в ювелирных украшениях ар-нуво
04.08.2017
Искусство модерна давно уже называют эльфийским. Растительные орнаменты, изгибы линий, напоминающие засохшие стебли и листья, смесь иррациональности и щемящей красоты - всё это отвечает нашим представлениям о том, каким должно быть искусство эльфов. И современная культура уже откровенно использует художественные приемы ар-нуво, чтобы воссоздать прекрасный быт Дивного Народа. Фильмы Питера Джексона здесь - пример ярчайший, но лишь первый в ряду. Практически бесконечном ряду...
Но и сами мастера, творившие более ста лет назад, осознавали свою близость к эльфам. Примером чего и является эта, не такая уж и маленькая, подборка. И среди многочисленных женских образов, вписанных в растительный орнамент, то тут, то там возникали те, кого мы сегодня называет "эльфы с крылышками" или фэйри, а мастера ар-нуво совершенно правильно называли сильфами. Или сильфидами, что еще точнее.
Как легко видеть, большинство сильфид столетней давности - это дамы с довольно пышными формами; иногда их одежда и прически напоминают стиль того времени. Но поскольку ар-нуво - это еще и эротизм, то обойдемся и без одежды. Красивой феечке достаточно крыльев.
Пришло время поговорить о мастерах. Фигура номер один здесь - парижский ювелир Рене Лалик (Rene Lalique). Позже он займется художественным стеклом и будет создавать флаконы для духов (ударение на второй слог!), сводящие с ума не менее ароматов, в них налитых, но в 1895-1900 годах он творит ювелирные украшения.
Следующая фигура - испанский ювелир барселонец Луис Масриера (Luis Masriera). Он много работал в Париже и Женеве, испытал несомненное влияние Лалика, но всё же создал свой стиль, заметно отличающийся от работ французского коллеги. Его дам, как "человеческих", так и сильфид, легко опознать по "тающему" длинному подолу, который завершается "капелькой" - жемчужиной или драгоценным камнем.
Парижанин Анри Вевер (Henri Vever) - фигура менее масштабная, но, как легко видеть, имеющая собственный взгляд на искусство вообще и сильфид в частности.
Пока мы вели ученую беседу о художниках, эротизм восторжествовал и сильфиды разделись донага. Лалик здесь прибегает к художественному приему, который потом независимо от него придумают художники японского анимэ: сочетанию сексуальности и недоступности в одном образе. Наши феечки обнажены, но ноги у них сжаты. Заметьте, эти красавицы выглядят куда более волнующими, чем те, что открывали все свои прелести выше.
Заметили, что позы обнаженных сильфид практически одинаковы? Не только Лалик грешил этим. Феечка Лафита в самой верхней строчке и та, что здесь, так же отличаются лишь движением левой руки. И крыльями, конечно, крылья - это же главное!
К сожалению, информацию о мастере не всегда удается найти. Равно как и большие версии фото.
Очень распространенным украшением эпохи модерна была "брошь-кулон", которую можно было носить и так, и так. Гораздо реже мастера делали традиционные ожерелья.
В ювелирном искусстве ар-нуво часто встречаются женские головки в обрамлении листьев или орнамента. Крылья бабочек и стрекоз для этого тоже прекрасно подошли.
Оставляю читателей гадать, что это за странные головокрылые существа и полагается ли им тело.
В других случаях орнаментализм становится настолько очевиден, что смотреть на эти бестелые головки - значительно легче.
Ювелирное искусство ар-нуво знаменито тем, что и само, как эти головки, - сочетание несочетаемого. С одной стороны, драгоценные металлы, бриллианты, жемчуга. С другой, - эмаль и, реже, цветное стекло. Казалось бы, атрибуты бижутерии. Но создаваемые произведения были настолько прекрасны, что великосветская публика приняла сочетание эмали с бриллиантами и эти украшения распродавались мгновенно. Отчасти, повторяемость этим и объясняется: огромным спросом.
Источник: mith.ru
|
|
|
|
наши партнеры:
|