русский ювелир - новости
  issue_magazine

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

ОБЪЕКТ В ПРОСТРАНСТВЕ; ОТ МАЛОГО, ДО ВЕЛИКОГО

16.05.2018

автор: И.Ю. Перфильева

Феликс Кузнецов – один из тех немногих современных российских художников, к кому, по-видимому, и были обращены концепты таких мастеров авангардных стилистических направлений первой половины и середины ХХ века, как Василий Кандинский, Пит Мондриан, Виктор Вазарели.

С ними Ф. Кузнецова связывает отсутствие «футуристического эпатажа» и исследовательски-аналитическое отношение к принципам искусства, поиск новых его горизонтов, формулирование в художественном произведении идеи, а не создание конечной предметной формы.

Их обращение к абстрактному искусству было инспирировано эволюцией сознания художника-творца в органически-закономерном качестве. Как сформулировал Д.В. Сарабьянов, анализируя творчество и исследовательскую работу В. Кандинского: «Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения чистых выразителей эмоций и духовных представлений, выразителей основывающих свои возможности на абстрагированных формах, линиях, цветах».

Их творческие поиски показали, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Опыты неопластицизма Пита Мондриана это также путь от визуального отображения мира к погружению в глубину его содержания. Место отображения отношений реальных предметов друг с другом заняли абстрагированные символы-знаки, выражающие эмоции и духовные представления.


Кузнецов Ф.А. Композиция "Геликоида", эмаль по стали, латунь, 1985 (ВМДПНИ)


Кузнецов Ф.А. Брошь "Дезинформация", заколки "Догма", "Демагогия", эмаль по стали 1988

Их обращение к абстрактному искусству было инспирировано эволюцией сознания художника-творца в органически-закономерном качестве. Как сформулировал Д.В. Сарабьянов, анализируя творчество и исследовательскую работу В. Кандинского: «Нужно было на место прежних отношений реальных предметов друг с другом поставить новые: взаимоотношения чистых выразителей эмоций и духовных представлений, выразителей основывающих свои возможности на абстрагированных формах, линиях, цветах».

Их творческие поиски показали, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Опыты неопластицизма Пита Мондриана это также путь от визуального отображения мира к погружению в глубину его содержания. Место отображения отношений реальных предметов друг с другом заняли абстрагированные символы-знаки, выражающие эмоции и духовные представления.

Вслед за этими мастерами западноевропейского искусства  Ф. Кузнецов осознал, что внутренние законы художественного образа едины и находятся на границе реальности и абстракции. Особенно близки молодому автору оказались творческие поиски В. Вазарели, художника и теоретика искусства, основоположника оп-арта.



Кузнецов Ф.А. Композиция "Геликоида", эмаль по стали, латунь, 1985 (ВМДПНИ)

Он также самостоятельно исследовал творческое наследие советских конструктивистов 1920-х годов – Н. Суетина и И. Чашника. Отталкиваясь от их опыта, художник делает шаг к развитию формы в пространстве как «живого» объекта.
Ф. Кузнецов не только и не столько изучал, сколько эмпирически исследовал, пропускал через себя, избирал то, что становилось своим, неотъемлемым в его авторской манере, в какой бы сфере он ни работал: интерьер, декоративная посуда из камня или ювелирные украшения.

Он сам прошел путь эволюции художественного сознания от реальности к синтезу – дискурсивный метод творчества. Традиционные представления о ювелирном искусстве не укладывались в параметры принципов нелинейного мира искусства второй половины ХХ века. Ясность и структурированность художественного текста должны были сменить новые способы выражения, соответствующие разомкнутости художественного сознания и неограниченному простору для интерпретаций. И в то время как западные коллеги художника сосредоточились на экспериментах с материалами и технологиями внутри предметной формы, Ф. Кузнецов искал более масштабные выходы к «поэтике» открытого пространства. 

Кузнецов Ф.А. Композиция "4 версии", горячая эмаль по стали, латунь, 1989

Кузнецов Ф.А. Инсталляция "Хранители пустоты", 2013

Кузнецов Ф.А. Кинетический объект "Мир Леонарда", бумага, сталь, алюминий, магниты 2010

 

Кузнецов Ф.А. Кинетический объект "Коперник 2000",белое золото, бриллианты, 2000

Кузнецов Ф.А. Брошь "Чакра", титан, механическая фактура, 2011 (Государственный Эрмитаж)

Статья И. Ю. Перфилевой Конструктивно-пластическое направление в авторском ювелирном искусстве России. 1970-80-е годы (журнал "Искусствознание"№3 2014)

Источники: Российская академия художеств, Государственный институт искусствознания


 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир