ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО |
Этническое направление в ювелирном искусстве конца XX – начала XXI вв.
04.03.2019
Этническое направление известно в различных жанрах декоративно-прикладного искусства уже несколько столетий. Его отличительной чертой выступает интерес художников к визуальным формам и содержательной составляющей этнокультурного наследия, созданного в истории своей страны либо, наоборот, отдаленных стран и стремление к художественному переносу характерных, узнаваемых черт этих артефактов в современный контекст.
«Обереги». Ювелирная фирма «Амбер». Кострома 2014 год. Автор идеи – Р. Зевакин. Основу составляют клыки хищников – волка, медведя, кабана, а литые серебряные навершия изображают головы этих зверей. Известно, что добытые клыки волка, медведя вплоть до середины XX в. русские охотники на Европейском Севере и в Сибири носили на груди – и как оберег, и для привлечения удачи. Современные репрезенты хищников скорее воспринимаются владельцами как статусное украшение мужчины.
Общественные потребности, предрасполагающие к активизации этнического направления в ДПИ, в разные эпохи различаются. Это может быть стремление к историко-культурной консолидации, осознанию своей национальной самобытности, и для выражения этого требуются этносимволы, насыщение ими повседневности. Или же происходит поиск новых эстетических впечатлений путем виртуального погружения в инокультурную реальность, с ее несколько иными человеческими смыслами, иной монументальностью и иной нюансировкой.
Можно с уверенностью назвать два главных фактора актуализации за последние несколько десятилетий этнического направления в ДПИ, в том числе и ювелирном искусстве, у дизайнеров, работающих на территории бывшего СССР. Первым фактором, несомненно, выступает рост этно-национального и этноконфессионального самосознания, поиск исторически объективных и, одновременно, эстетически убедительных форм собственной идентичности.
Второй фактор – общего порядка, распространившийся и на территорию бывшего СССР с преодолением обособленности от остального мира, состоит в действии процессов глобализации, чреватых расширением новых форм межкультурной коммуникации, включая и международные ювелирные конкурсы, выставки, мастер-классы и, конечно, международный туризм. Последний нацелен, в числе прочего, также на познание этнокультурных локальных традиций. Британский социолог Д. Урри в 1998 г. сформулировал концепцию «туристского взгляда»: международный турист испытывает потребность погружения в иную этнокультурную действительность, чтобы насладиться, находясь внутри нее, особенными впечатлениями – представить «себя в пространстве ощущений «других» и в многообразных чувственных ландшафтах»; для некоторых не менее значимо воображаемое путешествие.
Возникшие под действием двух названных факторов новые многоуровневые процессы взаимодействия личности и культуры повлияли также на развитие моды и дизайна, сделав более актуальным и разнообразным дальнейшее развитие этнического направления. В последние десятилетия, как отмечено петербургским культурологом А.Ю. Демшиной, этническое направление «является одним из самых востребованных в дизайне, проявляется как в длительных, так и в кратких модных циклах». В ситуации глобализации культуры это направление «воспринимается противовесом унификационным процессам как альтернатива массовой культуре», оно «созвучно с поиском уникального, с романтическим стремлением к репрезентации особенного».
Ювелирная фирма «Ku s Ku» г. Кострома 2017 год. Оригинальное авторское обобщение представлено в изделии массового производства. Оно состоит из двух сетов: кольца-трансформеры и пара серег с цветной эмалью и вставками из полудрагоценных камней. В форме серег сразу же прочитываются и лопасти прялок, и резные детали, характерные для декора фронтона русской избы. Обрамляя женское лицо, серьги, по-видимому, символизируют такие индивидуально-личностные, одобряемые и в традиционной, и современной культуре черты, как умение обустроить семейный быт, домовитость.
Та или иная этническая традиция, преломленная в творчестве мастера, может стать источником формообразования; в этом смысле искусствоведы признают существование этностиля. На материале ювелирного искусства 1960-1970-х гг. на это обратила внимание И.Ю. Перфильева, отметившая, что при усилении интереса к этническим истокам у русских мастеров, использовавших также общеевропейское наследие, возникали «стилевые заимствования», нацеленные скорее не на цитирование, а на оригинальное воссоздание образов, лежащих в основе прежних образцов.
В коллективном труде, приуроченном к выставке 200-2001 г. в Лозанне, посвященной этническому направлению в творчестве современных западно-европейских ювелиров, акцент поставлен на том, что уже с 1980-х гг. происходит преодоление прежней эстетики, подчиненной прежде всего декоративной функции, а также давлению рынка, и ювелирное украшение становится преимущественно «средством отстаивания полного индивидуального выражения – и для творца, и для того, кто приобретает». Если в традиционном обществе украшение (parure) «манифестирует социальную структуру, воплощает систему верований и коммуникацию», то в современном индивидуализированном – украшение (bijou) служит личности способом выразить себя.
Украшения, в том числе ювелирные, благодаря своей компактности, относительной автономности от изначального вещевого контекста, а также своей универсальности – ввиду психолого-антропологического единства человеческих культур, могут быть в принципе перенесены из одной историко-культурной ситуации в другую. Можно выделить три основных модуса – три целостных варианта реализации этнического направления в современном ювелирном искусстве, которые проистекают из различных творческих установок мастера:
– стремление к максимально точному воспроизведению традиционного предмета; происходит копирование старинных образцов, с возможной некоторой заменой материалов, крепежных элементов на современные, с незначительным изменением размеров; владелец изделия предстает как репрезент конкретной культуры;
– создание изделия, схожего с традиционным для какой-то конкретной культуры, – по его назначению, или только по форме, или каким-либо отдельным характеристикам материала, или техники, орнаментики; любой из этих элементов способен символизировать этническую идентичность владельца;
– создание не путем воспроизведения, в целом или отчасти, традиционного украшения, а через авторский анализ художественного наследия, проникновение в его этнокультурный образ; порой используется синтез характерных элементов, но прежде встречавшихся лишь по отдельности; созданный художником новый образ берет на себя роль этносимвола, и возникает предпосылка более гибкого применения такого изделия для выражения индивидуальной «загадки» личности владельца.
«Осколки солнца». Автор: Т. Кононова г. Якутск 2017 год. Произведение в своей композиции содержит аллюзию к орнаментальному элементу, характерному для комплекта традиционных женских украшений, а именно солярному диску, встречающемуся в нем трижды: на шапке, начельнике и подвеске к гривне. В авторском изделии солярный диск помещен в центре, а компоновка прочих элементов создает впечатление сияния; таким образом, исходящий от женского лица свет символизирует архетип – энергию солнца, дающую жизнь.
Современное ювелирное украшение, выполненное в том или ином варианте этнического направления, оказывается изъятым из прежнего контекста и вовлеченным в новый: иначе сочетается с костюмом, прической, кожей, лицом и, возможно, для его владельца обретает иной смысл. Порой исторически или этнически «чужое» благодаря реализованному замыслу дизайнера обретает место в контексте «своего». Самоценным предстает синтетический образ, созданный авторским проникновением, а также свойства, приписываемые в конкретной культуре материалу и, конечно, изображенному в миниатюре традиционному предмету (например, прялке, имитации солярного диска).
Анна Владимировна Ратникова, Российский этнографический музей,
научный сотрудник ведущей категории.
Александр Борисович Островский,
Российский этнографический музей, научный сотрудник главной категории
Фотографии предоставлены Российским этнографическим музеем
Источник: http://www.designspb.ru/
|
|
|
|
наши партнеры:
|