ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО |
Тяжелоатлет, который стал ювелиром. Памяти Виктора Сырнева
20.09.2019
Виктор Сырнев - народный художник КР, почетный академик Российской академии художеств, обладатель множества призов различных международных выставок и конкурсов.
Родился Виктор Сырнев в России, в Свердловске (ныне городу возвращено историческое имя - Екатеринбург). А в Кыргызстан приехал по приглашению... Федерации тяжелой атлетики.
От тяжелоатлета до ювелира
Виктор любил повторять, что термин "ювелир" в международной классификации обозначает специалиста, который торгует ювелирными изделиями (как правило, от разных фирм) и в мастерской при магазине занимается ремонтом и создает собственные работы.
Себя же он называл художником-ювелиром. В Международном обществе ювелирного искусства (Ханау, Германия) Сырнев значился как "творец украшений" и "металлоскульптор".
А творческий путь Сырнева начался на родине русских самоцветов - в Екатеринбурге. Там Виктор родился, вырос и получил образование в художественно-профессиональном училище, после окончания которого был направлен на ювелирный завод "Русские самоцветы". Этот завод начал свою историю с 1726 года - тогда по указу Петра I была создана Екатеринбургская Императорская гранильная фабрика. Именно здесь выполнялись самые разные заказы для дворцов Санкт-Петербурга и производилась огранка уральских изумрудов, рубинов, аметистов.
"Но работа на заводе очень быстро разочаровала меня. Это было конвейерное производство, не имеющее ничего общего с той профессией, которой я обучался более трех лет. Да и понятия "ювелирное искусство" и "завод" трудно представить вместе. Либо "искусство", либо "завод". Однако работа на этом предприятии имела и свои плюсы. Каждодневное повторение определенных операций позволило закрепить профессиональные навыки, приобретенные в годы ученичества", - рассказывал Сырнев редакции.
Как раз в тот момент, когда он думал, куда двигаться дальше, пришло приглашение. Федерация тяжелой атлетики Киргизской ССР обратилась к Сырневу, который был мастером спорта СССР по тяжелой атлетике, с предложением переехать во Фрунзе (ныне - Бишкек). И Виктор, который до этого ни разу не был в Азии, принял предложение и стал представлять республику на различных соревнованиях. Кстати, в составе сборной он установил три рекорда республики.
"Но активные занятия спортом имеют свои пределы. Когда возник вопрос, что делать дальше, ответ оказался на поверхности. Вернуться к профессии, которую получил в Екатеринбурге. Решил снова попробовать себя в том, к чему душа лежала всегда. В художественном фонде, который существовал при Союзе художников Кыргызстана, мне предложили в конце 1969 года организовать ювелирную мастерскую, предоставили помещение", - рассказывал он.
От коллекции до международного проекта
Работа в художественном фонде коренным образом отличалась от налаженного заводского ритма "Русских самоцветов". Новая ситуация требовала поиска совершенно новых и часто незнакомых решений. Встал вопрос приобретения материалов, инструментов, оборудования для мастерской. И главный вопрос: какие работы создавать? Важнейшим источником информации стало знакомство с запасниками Музея искусств им. Г. Айтиева и исторического музея.
Сырнев с энтузиазмом изучал произведения народных мастеров, делал зарисовки самых интересных украшений, ала-кийизов, народных костюмов. Встреча с выдающимся ученым-этнографом КР Клавдией Ивановной Антипиной и ее советы тоже были бесценны.
Кыргызстан, его удивительная природа, а также атмосфера творчества и поддержки, которая существовала среди сформировавшейся группы единомышленников, позволили Виктору Александровичу все силы направить только на творчество. У него появлялись все новые и новые работы.
Особое место в творчестве получила идея, связанная с темой Великого шелкового пути. Вокруг этой темы возник международный культурно-выставочный проект "Западно-восточные диалоги. Великий шелковый путь"
Он объединил мастеров искусств из стран Азии и Европы, США. Задача проекта была в том, чтобы сделать видимым глубокий и многосторонний культурный диалог Востока и Запада. Начавшись в Кыргызстане, выставка побывала в целом ряде музеев Центральной Азии и Европы.
"В исторической памяти человечества Великий шелковый путь сохранился как объединяющая идея, - вспоминал Виктор Сырнев. - Государства от Италии до Японии - как ожерелье драгоценных камней, нанизанных на нить сотрудничества. Мы решили обратиться к этому привлекательному образу, чтобы подтвердить единство и неделимость мира, взаимовлияние культур".
"Три сестры" для Гурченко и колье для Лоры Буш
Виктор Сырнев точно никогда не мог сказать, сколько работ он создал за свою жизнь. "Конечно, в журналах все сделанные работы записаны. Но у них нет порядковых номеров. Поэтому точно сказать не смогу. Сейчас украшений, наверное, более тысячи, не считая декоративных объектов для интерьера", - называл он приблизительные цифры.
Сказать определенно, кто обладает украшениями или предметами, вышедшими из мастерской художника, тоже трудно. "Ведь зачастую заказчик или покупатель выбирает мои работы, не сообщая, кто именно будет их носить. Но знаю, что сделанные мной украшения имеются у жен трех президентов США. В частности, у Лоры Буш есть колье моей работы. А Людмила Гурченко прошла по красной дорожке Каннского фестиваля в моих драгоценностях".
Виктор Сырнев был большим поклонником таланта Людмилы Марковны. Однажды он увидел ее "Бенефис". Ему захотелось как-то выразить свое восхищение актрисой. Приехав в Москву, преподнес ей серебряное нагрудное украшение "Три сестры". Так мастер и актриса подружились.
"Позже Гурченко рассказала, что специально для этого колье сшила себе платье. В ней жила такая мощная творческая энергия, что она сама выступала дизайнером собственной одежды. Кстати, и в Каннах наряд ее был продуман так, чтобы составить единое целое с моими драгоценностями. У Людмилы Марковны было немало украшений, сделанных мной. Что-то я дарил ей, что-то она покупала", - вспоминал художник.
Не только кольца и ожерелья
Впрочем, творческие интересы художника не ограничивались созданием украшений, они распространяются и на более внушительные формы. Самое масштабное творение художника-ювелира можно увидеть в Бишкекском дворце бракосочетания. Это люстра. Ее длина более 16 метров, ширина 6 метров. Работа над ней продолжалась 4 года: с 1986-го по 1990-й.
Идея, заложенная в композиции, несет в себе смысл, сконцентрированный в свадебной фате невесты. Это трепетная чувственность, чистота помыслов и страсть. Люстра - это фата невесты, летящая над миром и оберегающая этот мир. Чувства, возникающие в сердцах двух людей, трудно анализировать. Поэтому и говорят, что браки свершаются на небесах.
"И в конце концов все получилось. А в 2014 году люстра получила Платиновый приз конкурса мирового дизайна A'Design Award & Competition в Милане в номинации "Вечнозеленый дизайн". В этой номинации представляют творения, созданные 10 и более лет назад", - рассказывал Сырнев.
Материал - партнер, жизнь - вдохновение
В работах Виктора Сырнева пересекаются географическое, историческое и культурное пространства. При этом источником вдохновения для него могли стать самые разные вещи: "Материал - мой главный партнер. Нередко именно он предлагает тему и содержание новой работы. Как, например, случилось, когда ко мне попала кость мамонта".
А вот точкой отсчета для коллекции "Великий шелковый путь. Западно-восточные диалоги" стал поэтический сборник Иоганна Вольфганга Гёте "Западно-восточный диван". Затем мастер увидел миниатюры персидского художника VII века Реза-йи-Аббаси. И все это явилось основанием для появления большой коллекции украшений.
Затем в этот "диалог" был вовлечен и еще один художник - каллиграф Рюсеки Моримото из Японии. Два мастера, живущие на разных континентах, используя различные материалы, решили создать работы, посвященные согласованным темам.
"Работать было легко и крайне интересно, - вспоминал Виктор Сырнев. - Мы не говорили друг другу, как будет выглядеть работа. Однако мы были поражены, когда на выставке сопоставили наши творения, объединенные названием "Лошадь как ветер в широком поле". Несмотря на то что Моримото-сан представлял каллиграфию, а у меня была серебряная брошь с эмалью, композиции обеих работ были удивительно похожи".
Иногда источником вдохновения становилась цель, как это было, скажем, при создании символа президентской власти, нагрудного знака для Алмазбека Атамбаева. "Нагрудный знак выполнен из золота и серебра, - рассказал Сырнев. - При его создании использованы символы современного демократического Кыргызстана - особый знак "Ак-Шумкар" и герб КР, а также стилизованный образ традиционного тюндюка - символа очага, родины и вечности. Используется белое серебро, а также золото 750-й пробы желтого оттенка. От применения драгоценных и цветных камней было решено отказаться, так как они всегда были привозными, рожденными в других землях. Этим хотелось подчеркнуть значимость собственных богатств Кыргызстана".
"Россия. Урал. Династия"
Виктор Сырнев успел отметить 50-летие творческой деятельности. К этой дате он создал уникальную коллекцию, в рамках которой вернулся к историческим истокам: "Екатеринбург стал последним городом в судьбе семьи российского императора Николая II. Но поскольку это мой родной город, то и эти далекие события тоже входили в мою собственную историю. Думаю, что те события отразились на моем мировоззрении. Неудивительно, что с возрастом мне захотелось найти свои слова для этой давней истории. Начал я с того, что прочитал письма императора невесте, а потом уже и жене. Вы знаете, это настолько удивительная переписка, что мне захотелось рассказать именно эту, светлую, историю. Дневниковые записи, воспоминания современников, этапы развития ремесел Урала – все эти сведения укрепили мою веру в необходимость заняться этим проектом. Так появилась коллекция "Россия. Урал. Династия".
В ней более 20 элементов. Сразу после ее появления Виктору Сырневу предложили продать некоторые из них. Но он решил провести несколько выставок. И сохранил коллекцию, где каждая часть рассказывает свою собственную историю.
"Например, кольцо "Царственная пара" рассказывает о любви Николая II и Александры Федоровны. Специально для него мой друг Бернд Мунштайнер огранил аметист. Бернд является соавтором многих моих работ. Он уникальный мастер. Это человек-мыслитель. Он сотворил в традиционном ремесле, которое насчитывает не одну тысячу лет, совершенно новый вид огранки камней. Журналисты называют его по-разному: "Отец фантазийной огранки", "Пикассо драгоценного камня" и так далее. Я просто перед ним преклоняюсь. Он из ряда масштабных личностей, которые открывают нам новые горизонты. И то, что Бернд Мунштайнер введен в Зал мировой славы в Лас-Вегасе, только подтверждает его роль", - говорил Сырнев.
Бернд Мунштайнер и его сын Том выполнили огранку камня и для броши "Анастасия. Солнечный лучик". Важно, что оба эти произведения были отмечены золотыми наградами на конкурсе A'Design Award & Competition (Италия).
"Надо отметить, что сейчас в мире наблюдается значительный интерес к ювелирному искусству. Появляются и новые технологии. Хотя однажды я попал в Венеции в небольшой выставочный зал, где была воссоздана ювелирная мастерская XVI века. Удивительно, но это почти точно то, что мы имеем сегодня. Такой же верстак, инструменты. Мне приятно, что ювелирное ремесло развивается и в нашем регионе. Искусства хотелось бы больше. Важно, что в этом процессе и я принимаю участие", - гордился Виктор Сырнев.
Глядя на его работы, понимаешь, что гордился он не зря. И мы гордимся, что в нашей стране жил такой мастер.
В материале использованы фотографии Игоря Сырнева.
Источник: kaktus.media
|