issue_magazine

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО |

15 малоизвестных сокровищ Лувра

16.02.2021

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «Лувр»? Конечно, загадочная улыбка Моны Лизы, строгая красота античной Ники и белоснежная изящность знаменитой Венеры. Однако, на первом этапе своего существования в качестве национального музея Лувр был известен прежде всего благодаря драгоценностям французской короны, ставшими первой — основной коллекцией…

История ее началась задолго до бурных революционных лихолетий — в 1521 году, когда Франциск I (1491-1547) создал коллекцию «бриллианты короны», в которую позже из поколения в поколение включались наиболее ценные и значимые ювелирные приобретения французски монархов.

К сожалению в 1887 году большая часть этой коллекции была распродана правительством третьей республики по политическим мотивам («без короля нет нужды в короне»). Лувр до сих пор пытается вернуть драгоценные шедевры из этой коллекции: все то, что удалось сохранить и выкупить сегодня экспонируется в галерее Аполлона — всего 23 драгоценности.

Однако, не стоит удивляться столь скромной цифре: помимо собственно королевских драгоценностей, в Лувре можно встретить много ювелирных шедевров, бывших некогда достоянием древних цивилизаций. Или наоборот — имеющих в первую очередь историческую значимость. Подобные экспонаты разбросаны на всем пространстве знаменитого музея и часто становятся настоящим открытием для особо рьяных или любопытных туристов.

Предлагаю вашему вниманию 15 наиболее интересных и красивых, с моей точки зрения, ювелирных сокровищ Лувра, которые, если ковидная эпопея все-таки когда-нибудь закончится, можно увидеть в Лувре в любой удобный момент.

Начнем, пожалуй, в хронологической последовательности.

1. Кулон из гробницы Аписа, в Саккаре.

Древнеегипетское ювелирное искусство само по себе уже невероятно интересный и загадочный феномен. Пронизанное глубокой символичностью, мистикой, насыщенными красками и странными изображениями и формами, оно оказало колоссальное влияние на европейскую культуру.

В частности, к древнеегипетским мотивам ювелиры будут обращаться и в начале 19 века, и в начале 20 — в некоторой степени его элементы повлияют как на эстетику ювелирного модерна, так и на помпезность орнаментов украшений эпохи ампира. (более подробно о ювелирном деле в Древнем Египте можно прочитать  здесь)

Что же касается данного украшения, то оно уникально даже в рамках очень специфичного ювелирного мира древних египтян. Во-первых, этот кулон сделан из золота, чистота которого достигает 99,5% - очень редкий показатель для египетского мира, где к золоту относились в общем-то весьма равнодушно, предпочитая ему яркое многоцветие стеклянных эмалей или полудрагоценных камней.

Последние, кстати присутствуют здесь в большом изобилии:бирюза, лазурит, сердолик — хрупкие блестящие камешки мелкой россыпью вплетены в золотые перегородки изделия, создавая иллюзию разноцветных птичьих перьев.

Вот только птица это не совсем обычная: хищный ястреб с распростертыми крыльями и головой быка, рога которого грозно смотрят в стороны — считается, что такую форму приняло символическое изображение верховного бога Ра в эпоху 19 династии (1292 — 1186 гг. до н.э.) и помещенное в гробницу должно было символизировать возрождение.

Чрезвычайная редкость подобного изображения, в купе с необычными качествами исходных материалов, а также в сочетании с загадочным очарованием древнеегипетской культуры, превращают этот скромный шедевр древних,давно забытых ремесленников, в настоящую жемчужину одного из самых посещаемых музеев мира.

2. Колье Пинеджема I.

Еще одна древнеегипетская диковинка, которую можно увидеть на просторах знаменитого французского музея. На этот раз колье из эпохи 21 династии (1069 — 945 гг. до н.э.) - роскошное изящество, которое все еще было доступно миру древних Египтян уже на излете истории их загадочной цивилизации.

По-прежнему качество невероятным образом сочетается с изяществом и оригинальностью. Три тонкие цепи со множеством золотых подвесок и большой прямоугольный кулон в центре, инкрустированный так любимым египтянами лазуритом.

В центре кулона выгравировано имя Пинеджем I — один из многочисленных верховных жрецов, сам факт существования которых наверное навсегда оставался бы тайной, если бы не дошедшие до нас подобные хрупкие ювелирные диковинки — драгоценные осколки наследия некогда великой цивилизации.

3. Ручка амфоры в виде крылатого козерога.

Теперь обратимся к более поздней, но не менее интересной эпохе — Античности, и начнем с самого странного и необычного украшения — ручки амфоры.

Да, так случилось, что сам сосуд не сохранился, остались лишь тонкие, невероятно изящные металлические ручки кое-где покрытые позолотой. Лишь этот последний факт позволяет их в некоторой степени отнести к предметам ювелирного искусства или, правильнее сказать, - декора.

Однако, для меня ценность этого изделия прежде всего выражается в мастерстве, с которым оно создано: хрупкие, мелкие детали, воздушные и плавные изгибы странной фигурки поражают воображение какой-то невероятной простотой формы и качеством исполнения. Кажется совершенно немыслимым, что подобная вещь могла быть создано в столь далекую историческую эпоху, без использования современных технологий и инструментов.

4. Тиара из некрополя Каноса.

Подобное же ощущение создается при знакомстве с еще одним ювелирным шедевром эпохи Античности из коллекции Лувра — золотой тиарой с роскошным растительным узором. Выкупленная Наполеоном III в 1863 году, в составе коллекции маркиза Кампана, она до сих пор является одним из самых прекрасных украшений знаменитого музея, о котором правда мало кто знает.

Для какой счастливицы было создано это богатое украшение? Как сложилась ее судьба и почему мы сейчас ничего не знаем о тайне происхождения этой тиары? - вряд ли кто-то когда-то сможет ответить на эти вопросы. Драгоценных или полудрагоценных камней в ней нет — лишь стеклянные бусинки и эмали, скромно оттеняющие роскошный блеск солнечного золота и придающие драгоценному металлу легкость и изящество.

Только сложный, чрезвычайно насыщенный многочисленными элементами декор, в какой-то степени позволяет отнести это изделие к эпохи 3 века до н.э., когда древнегреческими ювелирами был создан своеобразный «цветочный» стиль. Его характерной особенностью было преобладание растительных орнаментов, порой превращающихся в драгоценное кружево — настолько изысканны были ювелирные шедевры античных ремесленников.

5. Патена из серпентина

Теперь пора обратиться к ювелирному искусству западноевропейской цивилизации — ведь Лувр в первую очередь французский музей. Начнем с шедевров средневековых мастеров — они конечно были далеко не так изящны и изысканны, как наследие древних египтян или греков, но зато обладали своим особым, слегка грубоватым очарованием.

Главным потребителем ювелирных изделий в ту эпоху была церковь, и только потом — корона. Благодаря этому, большая часть дошедших до наших лет с той поры драгоценностей являются предметами религиозного культа. Но это не значит,что среди них нет ничего интересного.

Например, эта патена из серпентина, некогда использовавшаяся во время коронационной литургии.

Пате́на (лат. patena, «блюдо»)— один из литургических сосудов в католической церкви, в виде блюда с изображением сцен из Нового Завета.

Основная часть этого блюда — изделие античных мастеров I в. до н.э., оправу для которого создали значительно позже — уже в IX веке, какие-то безымянные ювелиры при дворе Карла II Лысого ( 823-877).

Несколько грубоватая поделка средневековых мастеров, тем не менее очаровывает каким-то странным контрастом меду изображением маленьких рыб на фоне холодного камня, и мягким светом кабошонов и гранатов в обрамлении теплого золота.

6. «Льежская корона»

Наверное один из самых спорных шедевров средневекового ювелирного искусства — долгое время никто из искусствоведов не мог определить ни ее автора, ни точное место ее создания. Лишь грубоватые штампованные бляшки в сочетании с растительными узорами в виде дубовых листьев и элементами скульптуры в виде фигурок ангелов, позволили отнести его к так называемому парижскому стилю, господствовавшему в ювелирном мире серебра на рубеже 13-14 веков.

Не смотря на то, что это ювелирное изделие называется короной, по факту — это реликварий. Хотя когда-то и была выдвинута версия, что это якобы настоящая корона Людовика святого, выкупившего для Франции практически все христианские реликвии из разграбленного Константинополят (в т.ч. и главную — терновый венец, для которой им в Париже была выстроена знаменитая и прекрасная Сен-Шапель) Позже она была опровергнута — как корону это ювелирное изделие не использовал никто и никогда.

Главной же ее особенностью являются не техника и драгоценные камни грубой огранки, причудливо переливающиеся на золотых печатях в форме дубовых листьев, и даже не изящные фигурки ангелов, а практически бесцветные и внешне ничем не примечательные пластинки из хрусталя. За каждой из них скрыта полость, внутри которой размещены мощи какого-либо святого, а в главной — центральной находятся поистине бесценные для христиан всего мира реликвии: маленькая частица Креста, частица шипа из тернового венца и частица копья сотника Лонгина.

Иными словами, это относительно скромное ювелирное изделие 13 века поистине бесценно…

7. Скипетр Карла V

Ну вот наконец-то и первое чисто светское украшение из эпохи средневековья, хотя и с некоторым оттенком религиозной символики — все-таки избавиться от нее полностью в ту эпоху было в принципе невозможно, тем более когда речь шла о королевских регалиях.

Этот скипетр был заказан Карлом V (1337–1380) для коронации своего сына, будущего Карла VI в 1380 году. Отличительной особенностью в общем-то вполне обычной королевской регалии является невероятно искусно сделанная фигурка Карла Великого, которая венчает скипетр. Из-за нее скипетр также имеет второе название - «Скипетр Карла Великого», хотя за исключением элементов декора у него нет ничего общего с этим известным монархом.

Все дело в том, что первые короли из новой династии Валуа (1325-1589) были крайне озабочены легитимностью собственной власти и всячески стремились подчеркнуть свою общность с Карлом Великим.

Скипетр состоит из трех элементов: древка, украшенного геральдической лилией, навершия с тремя барельефами и собственно - статуэтки Карла Великого. Барельефы, естественно, представляют три сцены из легенды об императоре Карле Великом. Дополнительным украшением служат гроздья жемчужин и драгоценных камней, чья грубоватая огранка создает приятный контраст с мягкостью линий золотой фигурки и барельефов.

8. Шкатулка, покрытая перламутром.

В заключении средневековой темы, стоит уделить немного внимания необычному ювелирному шедевру — серебряной шкатулки, покрытой тонкими перламутровыми пластинами и позолотой.

Каково ее предназначение — неизвестно, возможно она создавалась придворным ювелиром для кого-то из членов королевской семьи и имела вполне себе утилитарное назначение,а возможно — это опять-таки реликварий.

Точная дата создания — также неизвестна, однако по некоторым элементам, присущим искусству позднего Ренессанса: медальонам и элементам скульптуры в виде маленьких детских бюстов, в сочетании с наклонной крышкой, можно отнести время ее создания к эпохи 16 века.

Но основная ее ценность не в назначении или происхождении — а в тонких перламутровых пластинах. Подобные изделия хоть и были достаточно широко распространены — европейские мастера очень любили и высоко ценили перламутр, наделяя его всяческими свойствами и символикой (подробнее об этом можно прочитать здесь), - но из-за хрупкости материала до наших дней дошли лишь единичные экземпляры.

9. Шлем Карла IX (1550–1574).

Далее по списку речь пойдет о ювелирных изделиях, имеющих чисто светское назначение, лишенных символичности и мистицизма — наследие более практичных и рациональных эпох.

В этой связи особенно показательны те изменения, которые начинают происходить в новую эпоху в дизайне и декоре оружия. Примерно с 16 века все активнее заявляет о себе мода на наградное или церемониальное оружие, выполняющему роль скорее эстетическую, а не практическую. Естественно, что французские монархи не могли избежать влияния моды.

Этот шлем, изготовленный ювелиром, а не оружейником, Пьером Редоном, является одним из редких свидетельств роскоши и изящества, с которым изготавливалось парадное оружие для французских монархов и аристократов. Основой изделия было чеканное железо, покрытое сверху позолотой и украшенное полупрозрачной эмалью синего, зеленого,красного и белого цветов. Внутренняя же часть шлема выполнена из малинового бархата, расшитого арабесками золотой нитью — во истину это настоящее произведение искусства лишь в общих чертах сохранившее свое истинное, первоначальное воинственное назначение.

Но ювелиру как будь-то показалось мало подобного изящества и роскоши. Чтобы превратить простое изделие в настоящий шедевр, он украсил шлем изображением исторических сцен: с одной стороны — военный лагерь, с другой стороны — кавалерийский бой под стенами осажденного города. А в завершении — добавил орнаменты из военных трофеев и растительных узоров. Что и говорить — это уже искусство новой эпохи, когда декоративность станет неотъемлемой частью даже самых обыденных вещей и предметов.

10. Зеркало

Куда уж прозаичнее, но в эпоху великого короля-солнца даже обыденные вещи умели превращать в драгоценности. Неизвестно кем и когда было создано это причудливое произведение декора, Людовиком XIV оно было приобретено в 1684 году у торговца Ле Бруна. Возможно короля покорил холодный блеск зеркальной пластины из горного хрусталя, а возможно — сказалась его страсть к вычурным, чрезмерно роскошным изделиям.

Чего в этом зеркале только нет: и камеи, и тонкая серебряная оправа, и эмали, и позолота, и драгоценные камни,и хрупкие скульптурки в виде античных вазочек — все это как-то помпезно, сложно и совершенно не состыкуется друг с другом — то, что зеркало состоит из разномастных деталей, позаимствованных из других, по-моему, вполне очевидно даже для не очень внимательного и искушенного зрителя.

Тем не менее, подобного рода «искусство» все-таки обладает некоторой долей очарования и определенной эстетичностью, хотя и довольно своеобразной. Во всяком случае оно выглядит странно и необычно.

11. Корона Людовика XV.

Ну а теперь преступим к классики — собственно традиционным ювелирным украшениям.

Самым помпезным и дорогостоящим украшением конечно же является корона. В копилке Лувра их много — каждый французский король считал своим долгом изготовить для коронации собственную корону.

Вот, например корона Людовика XV, в общем-то ничем не примечательного монарха, любимой фразой которого была «после нас хоть потоп», а главной фобией — наша любимая Россия. По случаю его коронации было изготовлено сразу две короны, но одна, как водится, не смогла пережить революционные годы. Та же, что сохранилась, представляет собой очень странный образчик ювелирного искусства.

Почему странный? Скорее всего из-за очень нежного сочетания крупных драгоценных камней со светлым розоватым атласом и изящными серебряными орнаментами — создается впечатление, что это скорее украшение для дамы. Но это лишь предубеждение — вычурная и слегка чрезмерная роскошь в эпоху барокко была неотъемлемой частью как мужского, так и женского мира.

При этом кажущаяся простота дизайна короны отнюдь не уменьшает ее стоимости: 282 бриллианта, 16 рубинов, 16 сапфиров,16 изумрудов и 237 жемчужин в сочетании с чистейшим серебром, наверное были еще одним жестоким ударом по многострадальной французской казне, в которой со времен Людовика XIV было абсолютно пусто…

12. Колье и серьги императрицы Марии-Луизы

От эпохи Наполеона осталось очень богатое ювелирное наследие, больше всего, конечно, из коллекции Жозефины — ей бывший супруг продолжал дарить драгоценности и после развода. А вот его вторая жена Мария-Луиза, эрцгерцогиня Австрийская, таким вниманием со стороны супруга похвастаться не могла. Как следствие, украшений у нее было в разы меньше, а до наших дней сохранились и вовсе единицы. Одна из таких драгоценностей — часть комплекта, подаренного будущей императрице Наполеоном во время их свадьбы в 1810 году.

Изначально этот комплект включал в себя диадему, ожерелье, пару серег и гребень из бриллиантов и изумрудов. Но, к сожалению, диадема и гребень в 20 веке претерпели существенные изменения: в 1953 году наследники второй императрицы продали их в частные руки, изумруды были извлечены из диадемы и распроданы (их заменили бирюзой), а дизайн гребня подвергся значительным корректировкам.

В результате в Лувр удалось вернуть лишь колье из 32 изумрудов и 874 бриллиантов и пару серег. Вот и все, что осталось в на память французам от императрицы, которая смогла подарить долгожданного наследника, так любимому ими императору…

13. Сапфировый набор королевы Марии-Амели.

Кто-нибудь знает такую королеву? Когда она правила и чем примечательна? Скорее всего только профессиональные историки и ценители ювелирных диковинок. Мария-Амели (1782-1886) была женой Луи Филиппа, короля Фанции в 1830-1848гг. Эта аристократка мало чем отличилась на поприще истории, а вот ее драгоценности оказались более знаменитыми. Особенно интересным оказалась судьба ее сапфирового набора.

Диадема, колье, серьги, две маленькие броши и одна большая, украшенные сапфирами из Цейлона и бриллиантами в золотой оправе. Роскошный, глубокий, сумеречный синий, создает волшебное сочетание с искрящимся алмазным блеском — красота этих ювелирных изделий поистине завораживает.

Тем более странно, что происхождение этого комплекта остается загадкой. Известно лишь, что Луи-Филипп выкупил этот комплект у Гортензии Богарне, королевы Голландии (падчерицы знаменитого корсиканца и посовместительству - жены его младшего брата), но откуда он появился у последней — загадка. Многие связывают его происхождение с драгоценностями Жозефины, а кто-то даже предполагает, что оно вполне могло быть делано для Марии-Антуанетты, задолго до Наполеона.

Так или иначе, но с моей точки зрения, - это самое красивое ювелирное произведение в копилке драгоценностей Лувра.

14. Диадема герцогини Ангулемской

Еще одно классическое ювелирное украшение, которое стоит отметить — диадема герцогини Ангулемской, дочери Людовика XVI и Марии-Антуанетты.. Она также была частью изумрудного набора, созданного в 1814 году. В составе набора были гребень, колье, браслеты и серьги, но в копилке Лувра сохранилась лишь эта изящная диадема.

Ее дизайн — классический, сочетающий в себе некоторую сдержанность с мягкостью линий и роскошным растительным орнаментом: бриллиантовой листвой, усеянной изумрудными каплями. В центре помещен большой изумруд, окруженный 18 бриллиантами — просто, лаконично и невероятно красиво.

15. Императорская корона.

В заключении — несколько слов об императорской короне. Во Франции таковая тоже имеется, причем очень изящная как по форме, так и по размеру. А все потому, что создавалась она для женщины — последней императрицы.

Во время Всемирной выставки в Париже в 1855 году Наполеон III захотел произвести впечатление на весь мир, представив бриллианты Короны, собранные для этого случая. А главным украшением должны были стать короны императора и императрицы. Их создание было поручено французскому ювелиру Александру-Габриэлю Лемонье (около 1808–1884).

В дизайне обеих корон преобладали исключительно имперские символы — фигуры орла и длинные лавровые листья. На изготовление только одной короны было затрачено почти 2,5 тысячи бриллиантов и 56 изумрудов. Это изделие должно было стать символом процветания и богатства второй империи. Вот только век этой самой империи оказался недолгим, а падение — крайне болезненным…

Мир роскоши и красоты в одночасье оказался уничтожен короткой, но кровопролитной франко-прусской войной, а на смену блеску аристократии пришел рационализм и практичность республиканцев. В 1887 году, испытывая финансовые трудности, они продадут большую часть коллекции королевских драгоценностей, а с ними — и многое из того, что некогда было частью французской истории…

Источник: zen.yandex.ru


 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир