issue_magazine

 

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО |

Ювелирные эксперименты художников-модернистов

02.11.2021

То, что вдохновляло модернистов в первой четверти XX века в создании искусства нового времени, находило отражение и в ювелирных экспериментах. Примитивизм, геометрия, ритуальные маски Африки и Океании, – все это «отпечаталось» на картинах, фотографиях и скульптурах, а позже - в подвесках, серьгах, брошах и других объектах. Фронтмены здесь – Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Однако и их соратники со всей Европы и США также потрудились для инноваций в дизайне украшений.

Александр Колдер

Легендарная Пегги Гуггенхайм хвасталась: «Я единственная женщина в мире, которая способна носить его огромные серьги-мобили». Действительно, для украшений, созданных знаменитым американцем, довольно часто требовалось пространство вокруг. Точнее – для тех, кто осмеливался их надевать. Желающих же, впрочем, всегда было достаточно, от коллекционера Мэри Рокфеллер до куратора нью-йоркского MoMA Дороти Миллер.


Александр Колдер (1898-1976). Брошь из латуни. 1940. 

Колдер начал делать украшения еще в детстве для кукол своей сестры. Позже, работа над скульптурами и живописью в его мастерской шла рука об руку с созданием брошей, серег и ожерелий. За свою карьеру он сделал несколько тысяч украшений из металла и серебра, каждое из которых уникально.

Жан Арп

Еще один любимец Пегги Гуггенхайм, французский скульптор-модернист и один из основателей дадаизма Жан Арп, сделал трагически малое количество ювелирных украшений. Каждое из них сегодня – коллекционная редкость. Он заинтересовался дизайном только в зрелые годы. Созданные Арпом изделия легко узнаваемы как часть его излюбленных биоморфных форм с мягкими контурами. Большинство из них созданы на рубеже 1950-60-х годов в сотрудничестве с ювелиром Франсуа Гюго, выпускавшем в своих мастерских в Экс-ан-Провансе драгоценности по дизайну Пабло Пикассо и Андре Дерена.


Жан Арп. Колье «Голова из бутылки и усов». 1960

Лучо Фонтана

Итальянский художник-новатор и скульптор, прославившийся дырами и разрезами на своих полотнах, так же оставил крошечное ювелирное наследие, за которым сегодня охотятся коллекционеры. Свои фирменные дыры – «новые измерения, выходящие за рамки изобразительной плоскости», – он перенес и на серию браслетов и ожерелье, созданные в сотрудничестве с ювелиром Джанкарло Монтебелло в 1967 году. Смерть художника через год после начала выпуска изделий помешала изготовить даже запланированный тираж в 150 экземпляров. Например, таких массивных браслетов Elisse Concetto Spaziale (LF3) было выпущено всего семь.


Lucio Fontana. Браслет Ellisse Con Fori Concetto Spaziale (LF/3). 1967

Фаусто Мелотти

Еще один итальянский скульптор начинал как активный участник движения футуристов, а позже занял лидирующие позиции в круге миланских художников-абстракционистов наряду с Лучо Фонтана. К созданию ювелирных изделий он обратился уже в зените своей карьеры в конце 1970-х годов. Их геометричность и музыкальность являются отражением его ранних исследований в области музыки и инженерии. Свои объекты из золота и драгоценных и полудрагоценных камней - броши, серьги и подвески он, как правило, выпускал малым тиражом (8 экз. + 4 авторских).


Фаусто Мелотти. Брошь-кулон «Решетка». 1978

Ман Рэй

Свою первую подвеску из золота с лазуритом La Jolie художник и фотограф Ман Рэй сделал в 1961 году для Международной выставки современных ювелирных изделий в Goldsmiths Hall в Лондоне. Она была выполнена в форме профиля его жены Джульетты и названа в честь нее. Спустя девять лет в сотрудничестве с итальянцем Джанкарло Монтебелло подвеска была выпущена тиражом 12 экз. Сегодня она встречается на аукционах с эстимейтом $50-80 тыс. До самой смерти в 1976 году художник продолжал коллаборацию с Монтебелло: известно немало самых разных изделий из золота, созданных за шесть лет их союза.


Ман Рэй. Колье La Jolie. 1970

Роберто Матта

Колье из золота и стеклянных бусин отражает главные источники вдохновения и исследования сюрреалиста Роберто Матты - психоанализ, спиритизм и древние племенные традиции. Подвески в форме летучих мышей, считающихся символами смерти и возрождения и занимающих важное место в духовных и мистических традициях многих народов, выполнены из золота; их глаза - из бриллиантов и рубинов. Колье было выпущено в 1974 году тиражом 11 экз. В последний раз одно из них было продано на Christie’s в 2016-м за $22,5 тыс.


Роберто Матта. Колье Cacastrello. 1974

Жорж Брак

Драгоценное во всех смыслах наследие одного из основателей кубизма Жоржа Брака родилось из энтузиазма ювелира барона Хегера де Лёвенфельда, которого художник называл «продолжением своих рук». Именно благодаря ему в 1961 году он обратил внимание на ювелирный дизайн и, используя образы своих литографий и графических произведений по теме древнегреческой мифологии, создал более сотни произведений в золоте. Спустя два года их совместная серия была представлена в парижском Лувре, а затем гастролировала по миру.


Жорж Брак. Брошь «Цирцея»

Жан Кокто

Лаконичные мифологические образы перекочевали в ювелирные изделия Жана Кокто прямо из его графики. Художник, поэт и театральный режиссер создал всего несколько видов изделий в 1958 году, растиражированных маркой Madeleine Jolly Studios. В последующие два года он создал еще тринадцать ювелирных вещей для Франсуа Гюго, ювелира и правнука великого писателя.


Жан Кокто. Madame. 1960

Джорджо де Кирико

Первый ювелирный опыт метафизика и сюрреалиста де Кирико случился по любви: в 1956-м для своей жены Изабеллы он создал большую брошь из золота и бриллиантов и украшенную тремя крупными жемчужинами. К сожалению, он остался скорее случайностью на почве страсти - к дизайну художник вернулся лишь спустя пятнадцать лет. Зато создал целую серию подвесок и других изделий в форме основных тематических героев своих картин - муз, археологов, трубадуров, лошадей, масок и безликих человеческих тел.


Джорджо де Кирико. Кулон «Археологи». 1972

Альберто Джакометти

В 1929 году еще молодой швейцарский скульптор Альберто Джакометти получил заказ на оформление парижского бутика Эльзы Скиапарелли: это хоть как-то позволяло ныне одному из самых дорогих художников мира сводить концы с концами. Вместе с дизайном интерьера и витрин, ему позволили выпустить и несколько ювелирных объектов, включая броши и пуговицы. Изображенные на них фигуры впоследствии стали главными объектами в иконографии художника.


Альберто Джакометти. Брошь La Sirène. 1935

Источник: zen.yandex.ru


 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир