русский ювелир - новости
  issue_magazine

ИНТЕРЕСНО | АРХИВ

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ХУДОЖНИКОВ И КАМНЕРЕЗОВ
В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КАМНЯ

03.06.2015

Автор: Юрий Дмитриевич Аксентон (1928-2000), идеолог и деятель камнерезного искусства Ленинграда

Доклад на творческом семинаре художников и модельеров предприятий Союзювелирпрома. Ленинград,
ВНИИювелирпром, 11.09.1974.


В начале этого года в ЦК КПСС обратился с письмом старейший работник камнесамоцветной промышленности, ныне находящийся на пенсии тов. Рыбин А. А., обеспокоенный состоянием художественной обработки камня. Отметив, что изредка появляются статьи о самоцветах, он писал: «Однако ни в одной статье не поднимается вопрос о причинах контраста между богатством наших недр и ничтожеством камнесамоцветной продукции». Последняя «свидетельствует об упадке нашей материальной культуры самоцветного камня и о нерациональном использовании природных ресурсов».

Современное состояние художественной обработки камня является логическим следствием того положения, в котором она находилась уже длительное время. Еще в 1954 г. выдающийся советский искусствовед А. Б. Салтыков писал в статье «О художественном качестве промышленных товаров»: «Особенно низко поставлено дело выпуска художественных изделий в тресте «Русские самоцветы». Трест почти не использует богатейшие месторождения цветного камня и совершенно забыл прекрасные художественные традиции, поставившие в прошлом столетии русские изделия из камня на первое место в мире… Конечно, такое состояние «Русских самоцветов» является позором нашей художественной промышленности». К этому вопросу А. Б. Салтыков обращался неоднократно в своих выступлениях 1954–1959 гг. Особенно резкой критике подвергалась выпускаемая трестом «Русские самоцветы» скульптура из мягких пород камня.

В 1957 г. в докладе на I съезде советских художников он дал глубокий анализ причин неблагополучного состояния многих отраслей художественной промышленности. Важнейшую из них он видел в догматизме, проявляющемся в том, что на материал прикладного искусства переносились понятия, выработанные на «узком круге одного ряда явлений всего лишь некоторой части станкового искусства».

В художественной обработке камня болезнь «станковизма» нашла проявление в выпуске каменных туалетных коробок с рельефными изображениями арки Волго-Донского канала, павильонов ВСХВ, Спасской башни Кремля или веток малины, смородины, винограда, крыжовника. Как для изображения архитектурных сооружений, так и для изображения листьев растений и ягод никакие включения в камне не допускались. Камень должен был быть максимально однотонным, приближаясь к раскрашенному пластилину. Помимо того, выбор изображаемых объектов мало соответствовал назначению коробки для хранения галантерейной мелочи. Сами коробки делались такой толщины и пропорций, что больше напоминали уменьшенные картонки для шляп или тортов. Вместе с тем эти вещи требовали самого высококвалифицированного труда, однако усилия камнерезов направлялись явно не в ту сторону.



После Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о борьбе с излишествами в архитектурном проектировании (1954 г.), благоприятно повлиявшего на развитие всего прикладного искусства, начались поиски новых выразительных возможностей материала и в камнерезной промышленности. Однако ликвидация треста «Русские самоцветы» в 1957 г. поставила предприятия в очень тяжелые условия. Неоднократно менялась подчиненность предприятий, резко упала добыча камнесамоцветного сырья. В 1961 г. группа работников Ленинградского завода «Русские самоцветы» и свердловчанин А. Балуев обращаются в редакцию журнала «Декоративное искусство» с просьбой помочь выйти из состояния упадка. По заданию редакции Н. Шкаровская и А. Рыбин выезжают на предприятия и подтверждают то тяжелое положение, в котором находится художественная обработка камня. Основная продукция заводов — устаревшие письменные приборы и вставки.

В то же время под влиянием общего оживления в прикладном искусстве, где шли активные поиски выразительных возможностей используемых материалов, начинается пересмотр ассортимента камнерезных изделий. Бюллетень «Самоцветы» (1961, № 1) призывал художников «превратить камнерезную продукцию из музейных экспонатов в доступные для всего народа изделия… на высоком художественном уровне изобразить величие нашей эпохи в изделиях прикладного искусства малых форм». Такая ориентация вела к появлению массовой камнерезной продукции, выполняемой с минимальными затратами труда. Появляются примитивные по форме и излишне массивные изделия, изготавливаемые по шаблону без всякого внимания к пластическим особенностям и рисунку камня. Неповторимость каждого куска камня вступала в резкое противоречие с шаблонностью массового производства. В результате этого рынок наводнялся некрасивыми, неудобными в использовании и не очень дешевыми изделиями, что дискредитировало камнерезную продукцию в глазах торговых работников и немногочисленных покупателей.
Решение второй части задачи нашло воплощение в появлении многочисленных «сувениров», представлявших собой отполированный кусок камня с металлической накладкой на поверхности. Мне уже приходилось высказываться по поводу этих «сувениров» («К вопросу о современном камнерезном искусстве» — «Самоцветы». 1961. № 2; «Декоративное искусство». 1965. № 2), следует лишь подчеркнуть, что содержание металлических накладок, отражавших, по мысли создателей этих «произведений», «величие нашей эпохи», не имело, как правило, никакого отношения к тому куску камня, к которому они прикреплялись.

Вместо пропаганды достижений нашего народа и его устремлений (в соответствии с тематикой сувениров) эти вещи вели к профанации изображаемой идеи. К тому же функции сувенира, предназначенного для бытового интерьера слишком скромны для воплощения столь широких понятий. Неслучайно в эпоху классицизма с его утверждением идеи государственности выдающиеся архитекторы Воронихин, Кваренги, Росси, Гальберг обращаются к созданию каменных парадных ваз, воплощающих эти идеи на языке камня наиболее весомо и сильно. При этом не требовалось никаких поясняющих изображений или надписей… Вряд ли русские камнерезное искусство получило бы мировое признание, если эти же идеи пытались бы воплотить в табакерках, флаконах для духов или в письменных принадлежностях, как это пытались мы делать в своих «сувенирах».

Мариэтта Шагинян, посетившая Национальный музей в Праге и видевшая там экспозицию нашего камня, писала: «Наша художественная камнерезная промышленность находится в небывалом застое и требует для своего спасения большого и немедленного внимания. Безвкусица, какую мы сейчас создаем из чудесных наших яшм, янтарей, малахитов, агатов под флагом так называемого «декоративного искусства», право же, напоминает пиликанье пошлых романсов на скрипке Амати» («Самоцветы». 1961. № 2).

После выступления М. Шагинян прошло более 10 лет. В последние годы наметилось верное направление в развитии художественной обработки камня. Все чаще изделия приобретают художественную завершенность благодаря использованию металла, который играет не только конструктивную, но и декоративную роль. Гораздо больше внимания уделяется подбору камня для того или иного изделия, что позволяет полнее раскрыть пластические и декоративные возможности материала. Более строго художники начали относиться к поискам формы, наиболее полно соответствующей декоративным особенностям имеющегося сырья. Вместе с тем до сих пор дают себя знать пережитки тех болезней, которыми переболела художественная обработка камня за последние два десятилетия. Некоторые камнерезные изделия все еще отличаются неоправданной массивностью и напоминают мемориальные сооружения. Спортивные призы и юбилейные сувениры страдают зачастую лобовым решением темы. Не до конца еще изжита тенденция к массовому производству дешевых изделий из камня, тенденция вполне оправданная при производстве изделий массового потребления и вряд ли допустимая при работе с природным и невозобновляемым материалом. Нет изделий с использованием объемной резьбы, слабо используются возможности новых технологических процессов. При создании изделий утилитарного назначения не уделяется необходимое внимание функциональному качеству вещи.

Замедленное развитие художественной обработки камня, которая делает лишь робкие шаги в немногих относительно удачных изделиях, создало выгодный фон для произведений Коноваленко. Его изделиям была создана шумная реклама, выставки произведений Коноваленко устраиваются в Музее изобразительных искусств в Москве и в Государственном Русском музее, издаются красочные каталоги и открытки. Коноваленко, по словам А. А. Рыбина, «сделал весомый вклад в нашу материальную культуру цветного камня». Действительно, работы Коноваленко привлекают такими качествами, какие часто отсутствуют у изделий промышленности. Это тщательный подбор камня, точность соединения отдельных деталей, безукоризненность сложной объемной обработки и высокое качество полировки криволинейных поверхностей. Однако в духовную культуру нашей страны произведения Коноваленко не только не внесли какого-либо вклада, но и нанесли ей огромный ущерб, ибо, повторяя то, что было сделано придворным ювелиром Карлом Фаберже, они показали просящую милостыню и раздувающую сапогом самовар (фигурка Коноваленко «Мужик раздувает самовар». — В. С.) лапотную Русь, остановившуюся в своем развитии на рубеже XIX и XX столетий. Образ нищего в золотых лаптях вполне соответствовал идеям неославянофильства, радеющего о гармонии между царизмом и «богоизбранным» народом, «народом-богоносцем», но появление его в творчестве советского художника способно вызвать лишь недоумение. Интерес же к работам Коноваленко со стороны экспортирующих организаций свидетельствует о том, что тщательно выполненные и сложные вещи могут найти спрос на внешнем рынке.


Василий Коноваленко. "Мужик раздувает самовар"

Для успешного развития художественной обработки камня, как это следует из беглого анализа ее современного состояния, необходимо:
– при создании камнерезных изделий четко дифференцировать их на уникальные или серийные. Тщательно подбирать камень для уникальных изделий и указывать разновидности камней, допускаемых для изготовления серийных изделий;
– значительно расширить ассортимент выпускаемых изделий на счет создания образцов с использованием мозаики, рельефной и скульптурной резьбы;
– шире проводить эксперименты по выявлению художественных возможностей новых приемов обработки твердого камня;
– полнее учитывать функциональные процессы для выполнения которых предназначены создаваемые изделия;
– значительно повысить качество обработки и полировки;
– при проектировании и подборе камня для изделий учитывать пластические особенности, ритмику и характер рисунка каждого куска камня;
– смелее предлагать камнерезные изделия для продажи на экспорт.

Цветной камень — это уникальный и невозобновляемый дар природы. Он может использоваться только для создания высокохудожественных изделий. Рациональное использование цветного камня заключается не в повышении «полезного выхода» с каждого куска камня, а в совершенствовании эстетических достоинств каждого выпускаемого нами изделия. Делать плохие изделия из хорошего и неповторимого камня мы не имеем права.

Доклад Ю.Д. Аксентона впервые был опубликован В.В. Скурловым в книге "К. Фаберже и его продолжатели":

Выходные данные книги:

  • ISBN: 5-87417-292-0 978-5-87417-292-3
  • Автор: В. В. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, В. Н. Илюхин
  • Издательство: Лики России
  • Год издания: 2009

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир