русский ювелир - новости
  issue_magazine

ИНТЕРЕСНО | ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Императорское Пасхальное Яйцо "Ампир" 1902 года. введено в научный оборот

29.06.2015

                 Санкт- Петербург                                                     22 июня  2015 г.

                              ЭКСПЕРТНОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

по императорскому пасхальному яйцу фирмы Фаберже 1902 года для императрицы Марии   Федоровны.

                    Общие рассуждения.

   Комплексная Экспертиза произведений Фаберже  состоит из нескольких самостоятельных экспертиз, каждую из которых должны проводить  специалисты высшего класса по узкой специальности. К числу таких экспертиз относятся:
- архивно – историческая,
-  искусствоведческо – стилистическая,
-  ювелирно – технологическая,
-  пробирная,
-  геммологическая.
-  стоимостная,
-  графологическая,
-  товароведно – органолептическая.
В нашем случае, при рассмотрении  Пасхального яйца «Ампир», 1902 г.  могут быть назначены   материаловедческая экспертиза и специальная экспертиза живописи миниатюр на слоновой кости.

  Настоящее изучение архивных документов, связанных с Фаберже начинается только в конце 80- начале  90-х гг. прошлого века.  До 1988 г. книги по теме Фаберже были в библиотеках  с грифом «Для служебного пользования» (первая форма секретности).  Многие архивные документы вводятся в научный оборот впервые. Однако до сих пор значительная часть фондов силовых ведомств (ВЧК-КГБ-ФСБ) остается секретными.
       В  январе 1922 году  на хранении в Оружейной палате было 42 императорских пасхальных яйца, в том числе было и Яйцо "Ампир" 1902 года.    Все они переданы в Валютное  управление  Наркомфина.  Вернулось по требованию музейных работников  в Оружейную палату   24 предмета в 1927 году.   Судьба 18-ти яиц - документально не прослеживается, включая яйцо 1902 г. «Ампир».



Яйцо "Ампир", 1902 года могло быть передано  бывшему чекисту, видному советскому и партийному работнику
И.И. Шварцу в качестве подарка  или  по "устному распоряжению" коменданта Московского Кремля, которому подчинялась Оружейная  палата Московского Кремля.  Комендантом  Кремля  Рудольф  Петерсон  был с 1920  по 1935 г., в 1918 – 1920 гг. – начальник особого поезда Л.Д. Троцкого.   В 1933 году два пасхальных яйца ("Мозаичное", 1914 г. и "модель памятника Петру I", 1903 г.) переданы по устному распоряжению коменданта Кремля Р.  Петерсона в распоряжение Всесоюзного Объединения "Антиквариат".  Это Объединение   учреждено в 1927 году после ликвидации Московского Ювелирного Товарищества, которое  в 1922 – 1927 гг. продавало императорские пасхальные яйца.
Еще в 1992 году еще не было точно известно, сколько пасхальных яиц вернулось из Гохрана в Оружейную палату в 1927 году.    В книге «Произведения русских ювелирных фабрик и фирм конца XIX -  начала XX века // МИР ФАБЕРЖЕ. Каталог выставки. Москва - Вена. - 1992. Автор вступительной статьи и составитель каталога Т.М. Мунтян.- Сс.18-19. , известный искусствовед, старший научный сотрудник, исследователь Т. М.  Мунтян указывает: "...В 1927 году двадцать три пасхальных яйца  [правильно,  двадцать четыре - В. С. ]  и ряд других произведений фирмы Фаберже поступили в собрание Оружейной палаты на постоянное хранение. Шестнадцать яиц было получено из Валютного фонда Народного комиссариата финансов СССР,  семь яиц  [правильно, восемь - В. С. ]  из кладовой Московского ювелирного товарищества»,  исполнявшего функции В.О. «Антиквариат» до 1927 г.
        В 1930 году в Оружейную палату для отбора произведений были направлены члены экспертно - оценочной комиссии при "Антиквариате" - конторе по скупке и реализации антикварных вещей. К 30 апреля 1930 года экспертами этой комиссии были выделены из коллекции Оружейной палаты для экспорта одиннадцать пасхальных яиц, среди которых были шесть работ М. Перхина и пять - Г. Вигстрема, лучших мастеров фирмы Фаберже.  Директор Оружейной палаты С.И. Монахтин
21 июня 1930 года сдал представителю "Антиквариата" одиннадцать пасхальных яиц.
      В 1933 году "Антиквариат"  отобрал еще четыре яйца из собрания Оружейной палаты. Музею удалось отстоять яйцо "Клевер" (1902 г.) и яйцо с моделью крейсера "Память Азова"  (1891) , но "Мозаичное яйцо" (1914)  и яйцо «Памятник Петру I» (1903) были  опять же переданы по "секретного акту"  представителю "Антиквариата"  на основании устного распоряжения коменданта Кремля.   В Оружейной палате остались только десять пасхальных яиц фирмы» Фаберже, которые в коллекции Музея Кремля  до сих пор.  
В книге  «Императорское пасхальное яйцо 1902 года», под общей редакцией   А. Solodkoff (2004)  сообщается, что  в Оружейную палату в 1927 г. обратно  поступили  25 императорских пасхальных яиц. [правильно: двадцать четыре - В. С. ]. Такая  разница говорит о том, что еще 10 – 15 лет назад среди исследователей не было единого мнения по движению и  количеству императорских пасхальных яиц  в 1920-1930-е гг.

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ и ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ НА АНТИКВАРНОМ РЫНКЕ И В КОЛЛЕКЦИЯХ,

Ситуация, когда очень дорогие вещи Фаберже появляются на антикварном рынке и вводятся в научный оборот  из исторического "небытия" не редкость. Столь длительное отсутствие вне поля исследователей не является  особенным случаем. Например,  в 2007 году появилось и продано на Аукционе КРИСТИ за рекордные 18,5 млн. долл. "Ротшильдовское" яйцо, которое  никто не видел 105 лет, начиная с 1902 года, когда оно было изготовлено. На нем клейма Фаберже, но гравированная надпись "K. Faberge 1902" . Именно буква "К", а не "С". "Ротшильдовское" яйцо по художественному уровню и стоимости стоит на уровне императорских пасхальных яиц.
В 1994 г. на  Аукционе КРИСТИ было продано за рекордные  5,6 млн. долл. "Ледяное" (оно же "Зимнее") пасхальное яйцо 1913 года, которое ранее было продано в 1949 году на лондонском  Аукционе СОТБИС.  Отсутствовало на рынке 45 лет.
В 2013 году появилась на рынке фигурка камер-казака императрицы Александры Федоровны Н.Н. Пустынникова. При этом была предъявлена квитанция, что фигурка куплена у А. Хаммера в 1934 г.  Фигурка продана за 6 млн. долл. Последнее упоминание  о  пребывания фигурки в Ленинграде, в Павловском музее  1925 год.  Фигурка  отсутствовало на рынке 82 года.
В 1922 году 42 императорских пасхальных яйца переданы из Оружейной палаты в Валютное управление Наркомфина.  Из них все 19 яиц, ранее принадлежавших императрице Александре Федоровне.   Из числа 30 яиц Марии Федоровны,  одно яйцо 1916 г. «Георгиевское») императрица  вывезла с собой. Это яйцо было продано на аукционе СОТБИС в 1960 г.,  Василием Александровичем, внуком Марии Федоровны, сыном  великой княгини Ксении Александровны.   Возможно  в числе драгоценностей, вывезенных Марией Федоровной в 1919 г. на крейсере «Мальборо», были   еще пасхальные яйца или сюрпризы к ним.
Два яйца: «Гатчинское» (1901, М.Ф.)  и  «Яйцо с решеткой и розами» (1907, А.Ф.) вывез  в 1918 г. за границу бывший комиссар Павловского дворца и директор Гатчинского дворца А.А. Половцов. В 1930 г. продал в американский Художественный Музей в Балтиморе.
Яйцо 1897 года розовой эмали  (М.Ф.,  3250 руб.), внутри которого сюрприз «Раскрывающееся Сердце с тремя миниатюрами» (Коллекция Фонда «Связь Времен»). Местонахождение неизвестно с 1897 г. уже 118 лет. 
Яйцо «Лебедь» (1906 г. М.Ф., 7 200 руб.) исполнялось в 1904 г. На нем пробирное  клеймо управляющего Якова Ляпунова, который умер 30 марта 1904 г. Яйцо было предназначено на  Пасху 1904 г.,  но по причине русско-японской войны не было представлено Государю. Яйцо известно в 1922 г. в коллекции Оружейной палаты.  В 1934 г. продано сэру Чарльзу Парсонсу, Лондон через ВАРТСКИ, Лондон. Документов о продаже   Яйца  Лебедя нет. – Необходимо изучить это Яйцо, поскольку там тоже может быть сложная механическая  работа золотых дел мастер К.Р. Ингмана, и его подпись-факсимиле.
Яйцо «Коронационная Карета» (1897 г., А.Ф., 5500 руб.) было продано 26 апр. 1979 г. на аукционе КРИСТИ, Женева. Владелица яйца леди Детердинг (русского происхождения, урожд. Кудеярова, в первом брак  Багратуни).  Приобрел  К. Сноуман  (фирма ВАРТСКИ, Лондон), однако никаких документов о продаже – нет.  В том же 1979 г.  ВАРТСКИ продал этот Яйцо Малкольму  Форбсу.  Вне поля зрения исследователей Яйцо отсутствовало 57 лет, с 1922 по 1979 гг.
Яйцо «Христиан IX и его супруга королева Луиза» (1903, М.Ф.) Местонахождение неизвестно с 1917 года, уже 98  лет.
Яйцо «Колыбель»  (1907, М.Ф.,  9 700 руб.). Местонахождение с 1917 по 1989 г. – неизвестно, 72 года.  В 1989 г. в коллекции  (США). 22 окт. 1989 г. представлено в Музее изящных искусств в Музее Сан – Диего.  Продано в СОТБИС, Нью-Йорк 10 июня 1992 г. за 3, 19 млн. долл.
Яйцо «Памятное» (1909, М.Ф.,  12 400 руб.).  Внутри  бюст Александра III на  ляпис-лазуритовом  пьедестале.  Местонахождение с 1909 г. до настоящего время – неизвестно, уже 106 лет.
Яйцо 1902 года «Скандинавское» (не императорское), обнаружено в банке города Осло (Норвегия) в  1980 г. Отсутствовало в поле зрения исследователей 78 лет. Сейчас Яйцо в коллекции Фонда «Связь Времен», Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Надо критически относиться к воспоминаниям очевидцев. Тот же  Г.Ч. Бэйнбридж в 1938 году в журнальной статье пишет, что «работая много лет в фирме, он  долго не знал, что Фаберже ежегодно исполнял императорские пасхальные яйца".
13 марта 1934 года Бэйнбридж пишет Евгению Фаберже: «… Я помню, что ПОСЛЕДНЕЕ (выделена нами - А.И.) яйцо было сделано в 1914 году т в нем в качестве сюрприза было  5 миниатюр».
– Явная ошибка Бэйнбриджа.  Речь идет о пасхальном яйце 1915 года.  Это не было последнее яйцо.  Затем была еще работа над четырьмя императорскими пасхальными яйцами 1916 и 1917 гг. Через год, готовя публикацию для английского антикварного журнала, Г.Ч. Бейнбридж в письме от 10 марта 1935 года спрашивает Евгения Фаберже:
«…Кстати, помните ли Вы ПОСЛЕДНЕЕ яйцо (выделено Бэйнбриджем – А.И.), преподнесенное царице. Каким оно было то яйцо, которое Вам РАЗРЕШИЛИ (выделено нами – А.И.) доставить в 1917 году. Возможно, оно было также из (материала? – неразборчиво в тексте), как  яйцо 1916 года».
 – Здесь впервые указано, что яйцо  РАЗРЕШИЛИ доставить царю. В апреле 1939 года Франц Бирбаум пишет Евгению Фаберже:
«…На днях приходил ко мне один американец, антиквар, который купил несколько императорских пасхальных яиц.[Речь идет об Арманде Хаммере – В.С.].  Спрашивал меня о нескольких подробностях. Между прочим,  о содержимом последнего яйца (стальное на снарядах). Я тотчас не мог вспомнить, но теперь кажется, что внутри была продолговатая миниатюра, изображающая Императора Николая II и Наследника на передовых позиция, так ли это? Если так, то сообщите ему при случае. (…) Интересно было бы составить точный список царских яиц с их описанием, но это ужасно трудно и пришлось бы сравнить память у Вас, у меня и у разных лиц». (Архив Татьяны Фаберже. Благодарю мадам Татьяну Фаберже за предоставленные  копии переписки Бэйнбриджа и Евгения Фаберже).
Даже в описании пасхального яйца 1916 года Франц Бирбаум в своих  Записках  (май 1919 г.) допускает ошибку. Он пишет, что «Стальное яйцо» размещено на трех снарядах, тогда как в действительности – на четырех.
Главный мастер фирмы Франц Бирбаум в тех же  Записках  утверждает, что  «В год рождения наследника  яйцо своей внешностью напоминало колыбель, украшенную гирляндами цветов, внутри был вложен первый портрет наследника в медальоне, окруженном бриллиантами».
 В счете Фаберже от 21 апреля 1907 года указан «мольберт белой эмали, 1 рубин, жемчуг и розы, 1  миниатюра Августейших детей», а «миниатюра с портретом Наследника Наследника Цесаревича» указана в этом же счете 1907 г. как находившаяся в другом пасхальном яйце – зеленой эмали с гирляндами роз,  предназначенном Императрице Александре Федоровне.  В памяти Бирбаума  переплелись  впечатления от двух пасхальных сувениров, предназначенных для царской семьи. 
В 1990 г. в Центральном государственном историческом архиве СССР (сейчас Российский государственный исторический архив) нами был найден счет фирмы Фаберже на имя Государя Императора на два императорских пасхальных яйца 1902 года (РГИА, Ф. 468, оп. 32, д. 1644. Высочайшие указы, лист 65).
Впервые на английском и русских  языках  Счет фирмы Фаберже на Яйцо 1902  г "Ампир"  опубликован нами  в июле 1993 году.  Тираж брошюры 40  экз., первые экземпляры  подарены  Публичной библиотеке в Петербурге и Российской Национальной библиотеке (бывшей Ленинской). Остальные переданы в другие библиотеке и исследователям.   В мае 1995 г.  в каталоге выставки Фаберже в Гамбурге в статье Т. Н. Мунтян  счет  был   опубликован  (FABERGÉ - HOFJUWELIER DES ZARENHOFES. Alexander von Solodkoff,  Ausstellungskatalog  . Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg 1995. - 258 Ss.) . В газете "Санкт - Петербургские ведомости"  счета на пять неизвестных пасхальные яиц были опубликованы нами  в ноябре 1995 года,  в том числе описание Яйца «Ампир». 1902 г.  
Через два года в  книге «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже», авторы: Татьяна Фаберже, Валентин Скурлов и Линнет  Пролер, Лондон , 1997,  эти документы  стали  широко  известны англоязычной  публике?
12 апреля 1902 г., в Страстную пятницу ювелир Карл Фаберже  представил  Государю Императору  Яйцо Empire нефритовое с золотом, двумя бриллиантами и миниатюрой …. 6000 руб.  
(Счет от 10 мая 1902 г. На счете собственной рукой Его Величества начертано: «Уплатить». РГИА)
Изучение камер-фурьерских журналов  показывает, что в  Страстную пятницу 12 апреля император Николай II, прибыл  в 7 часов вечера к матери в Аничков дворец. Также Николай посетил мать в Аничковом дворце, в 8 часов вечера, на следующий день  в  Светлую субботу.  Во время этих визитов император традиционно вручал матери пасхальное яйцо.

      Пасхальное яйцо 1902 г., как утверждал  покойный  Евгений Малышев, эксперт и дилер,  директор самого крупного антикварного салона Петербурга ,   появилось у него в салоне в начале  1995 года.,  но о предмете Малышев слышал уже   годом раньше, в 1994 г. 
До сих пор не исследован полностью корпус архивных документов императрицы Марии Федоровны, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации. В каждом из дел необходимо выбирать письма, касающиеся Пасхи 1902 года.  Среди них переписка:
Фонд 601 опись 1 дело 1295. Письма императрицы Марии Федоровны Николаю II. В деле есть письма императрицы Александры Федоровны. На русском и французском языках. 10 апреля 1894-31 декабря 1902. Количество листов: 469.

642 1 34. Дневник императрицы Марии Федоровны (на датском языке). 1902. Количество листов: 33.
642 1 625. Письма императрицы Марии Федоровны Георгу I, королю Греческому, брату (на датском языке). 29 апреля 1901-29 декабря 1905. Количество листов: 144.
642 1 670. Письма императрицы Марии Федоровны великому князю Сергею Александровичу (на французском языке). 1880-1904. Количество листов: 63 - 24.
642 1 674. Письма императрицы Марии Федоровны Фредерику VIII (брату), датскому королю. 1859-1912. Количество листов: 535.
642 1 676а. Письма императрицы Марии Федоровны Христиану IX, отцу, королю Датскому. 1880-1905. Количество листов: 281.
642 1 686. Письма императрицы Марии Федоровны разным лицам (без обращений и с неразборчивыми обращениями). 1863-1905. Количество листов: 540.
642 1 724. Письма к императрице Марии Федоровне Александры, королевы Английской (жены Эдуарда VII). 1902-1903. Количество листов: 252.
642 1 763. Письма к императрице Марии Федоровне императрицы Александры Федоровны (на английском языке). 1900-1907. Количество листов: 115.
642 1 3329. Опись вещей, принадлежавших императрице Марии Федоровне и Александру III. б/д. Количество листов: 45.
642 1 3573. Фотоснимки комнат императрицы Марии Федоровны. б/д. Количество листов: 6.
642 1 3574. Фотоснимки комнат императрицы Марии Федоровны. б/д. Количество листов: 49.


Архивист – исследователь Дмитрий  Кривошей (Москва), специалист по вопросам перемещения культурных ценностей,  предоставил хранящийся в ГАРФ  Дневник  великой княгини Ольги  Александровны за 1902 год. Была просмотрена  взаимная переписка  Ольги Александровны с  братом, Императором  Николаем Александровичем, с матерью, с сестрой и братом  Михаилом Александровичем.  Пока никаких упоминаний о пасхальных подарках не обнаружено, но это тоже результат. Изучение дневников Ольги Александровны и ее переписки продолжаются.

 

     КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ.

Пасхальное яйцо "Ампир" в открытом состоянии

Пасхальное яйцо "Ампир" в закрытом состоянии

 

Предмет представляет собою Яйцо с открывающимися створками, закрепленное на штифтах между двумя нефритовыми  колоннами,  установленными  вертикально на  массивном нефритовом основании. Композиция декорирована золотом в стиле  «Ампир» (EMPIRE). Нажатием кнопки приводится в действие механизм,  открывающий створки Яйца. Внутри находится сюрприз – миниатюра с изображением  - портретом  императора Александра III.  Описание полностью соответствует счету фирмы Фаберже:  12 Апреля (1902, пятница на Страстной неделе – В.С. ) Яйцо нефритовое Empire,  с золотом, 2-мя бриллиантами и миниатюрой»….6000 руб.  С-Петербург, 10-е мая 1902. На счете собственной  Его величества рукой начертано «Уплатить». Это слово, как полагалось в исторических документах,  покрыто воском. Фотография счета приводится  (Российский государственный исторический архив). Важно отметить, что такая тождественность фактического описания яйца с описанием в счете фирмы, опубликованном   только в 1993 г. и недоступном для специалистов по производству «новоделов»  является  важным аргументом в пользу подлинности рассматриваемого пасхального Яйца «Ампир», 1902 г.

       КЛЕЙМА.

Клеймо – именник «М.П» в овале, клеймо фирмы «ФАБЕРЖЕ». Клеймо – тройник  Санкт – Петербургского Пробирного управления для 1899 – 1904 гг., с обозначением пробы золота «56» в золотниковом исполнении, что соответствует 583-ей метрической пробе, «головкой», повернутой влево с инициалами  «ЯЛ» Управляющего СПб Пробирного управления Ивана Лебедкина. На это клеймо нанесено сверху дополнительное клеймо «Знак удостоверения»  того же периода. Клеймо «Знак удостоверения» указывает на то, что изделие состоит из многих отдельных золотых частей.  Клеймение соответствует Пробирной инструкции 1898 г. Качество клейм фирмы Фаберже, клейма – именника мастера Михаила  Перхина и пробирных клейм Санкт – Петербургского Пробирного управления с инициалами управляющего Якова Ляпунова сравнивалось с базой данных эталонных клейм, собранных нами на протяжении 25-летнего опыта работы. В нашей книге Скурлов В.В. , Иванов «Клеймение русских золотых и серебряных изделий нарубеже XIX – XX веков», СПб,  2001 приводятся архивные документы, указывающие на  факты небрежного нанесения пробирных клейм на изделия, поскольку не хватало штатных клеймильщиков  в системе Пробирного надзора и эта работа исполнялась  представителями мастерских (часто мальчиками), приносившими изделие на опробирование.  Такое встречается неоднократно, когда одни клейма забиваются другими. Однако в нашем случае,  клеймо «Знак удостоверение» нанесен на клеймо - тройник  либо по небрежности, либо преднамеренно, из-за недостатка места на  малой площадке металла и  с тем, чтобы не испортить ударом тонкое толщину пластинки. Главный мастер фирмы Ф. Бирбаум  в одной из своих статей резко осуждал русскую систему клеймения, называл ее варварской, поскольку значительные размеры русских пробирных клейм и неквалифицированные удары часто губили художественное произведение. Как отмечает тот же Ф. Бирбаум, если место позволяло,  помимо клейма – именника мастера,  ставилось клеймо фирмы. В нашем случае клеймо «ФАБЕРЖЕ» присутствует на золотой арматуре пьедестала.
Для сравнения взяты клейма пасхального яйца «Мальборо» из коллекции Музея Фаберже Фонда «Связь Времен» в Санкт – Петербурге» (фото прилагается).
На совещании в Нью-Йорке 18 мая 2015 г. эксперт Татьяна Мунтян сообщила, что в коллекции изделий Фаберже Государственного Исторического музея есть предмет, где одно пробирное клеймо нанесено на другое. Таким образом, подтверждается практика таких случаев нанесения клейм.
Вывод: клейма подлинные, нанесены в 1902 году. – Необходимо   набрать еще некоторое количество  клейм Перхина и пробирных, клейма одного мастера могут отличаться,  поэтому надо набирать клейма близкие к нашему 1902 году, в диапазоне 1901 – 1903 гг.,  эталонную базу клейм.
    
     ДИЗАЙН  И КОМПОЗИЦИЯ.

Традиция вручать пасхальное яйцо восходит в ранне-христианских временам. Первое яйцо, окрашенное в красный цвет,  вручила Мария – Магдалина  на Пасху Христу.  Еще во времена Ивана Грозного ежегодно для царского двора исполнялись  художественные пасхальные яйца из разных материалов.  В России уже с начала XIX  века на Пасху члены императорского дома дарили друг другу высокохудожественные фарфоровые,   хрустальные и каменные  пасхальные яйца, исполненные на Императорских мануфактурах.  В монарших домах Европы уже в XVII – XIX вв. в коллекциях и сокровищницах находились ювелирные пасхальные яйца, в том числе с сюрпризами в виде Курочки. Такое яйцо находилось в коллекции датского королевского дома, откуда родом была императрица Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Дагмар. Еще одно пасхальное яйцо  в ювелирном исполнении с сюрпризом в виде  Курочки находилось  в коллекции  саксонских королей  и  было исполнено в первой трети XVIII  века знаменитым ювелиром М. Динглингером. Этот вариант  яйца-Курочки  мог наблюдать Карл Фаберже в сокровищнице саксонских королей «Зеленые своды» во время своего обучения в Дрездене в  начале 1860-х гг.
Первое пасхальное ювелирное яйцо, также с сюрпризом  Курочкой  было исполнено ювелиром Карлом Фаберже в 1885 году, при совместном участии самого императора Александра III и его брата великого князя Владимира Александровича. Пасхальный подарок  понравился императрице Марии Федоровне и  была положена традиция  преподносить   на Пасху ежегодно пасхальное яйцо с сюрпризом.  Идею яйца и тему сюрприза  придумывал  уже сам ювелир Карл Фаберже, которому была отдана эта прерогатива. 
Всего фирмой Фаберже в период с 1885 по 1916 г. включительно  было исполнено 50 императорских  пасхальных яиц.  Из них  при жизни  Императора Александра  III вручено  в период с 1885 по 1894 гг. императрице Марии Федоровне 10 яиц, которые оплатил сам император, супруг Императрицы Марии Федоровны,  а 40 яиц заказал и оплатил  Император Николай II.  Начиная с Пасхи 1895 года ежегодно  исполнялось  по два императорских пасхальных яйца, одно вдовствующей Императрице Марии Федоровны, в другое   правящей императрицы Александре Федоровны. 
Императорские пасхальные  яйца  предназначались для личного использования императриц и даже о  существовании таких ежегодных подарков было известно ограниченному кругу лиц. Впервые пасхальные яйца были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а в России только в марте 1902 году на благотворительной выставке в доме фонд Дервиза. Полного Списка  и иллюстраций до революции  никогда не составлялось, кроме  публикации 10 пасхальных яиц в журнале «Столица и Усадьба» в 1916 г. Руководитель Лондонского отделения фирмы, биограф фирмы Г.Ч. Бэйнбридж в 1938 г. пишет, что только после нескольких лет работы в фирме узнал, что Фаберже ежегодно исполняет императорские пасхальные яйца (См.: Bainbridge H.Ch. Faberge Figurines in Russian Coloured Stones // Connoisseur. Vol. 101, no. 440. April 1938: 200 – 201, 203 – 204 pp.).
Также не отражено движение императорских пасхальных яиц в документах дворцовых управлений (Зимнего дворца, Аничкова, Царского сельского, Петергофского и Гатчинского), поэтому в списках 1917 и 1922 гг.,  уже при Советской власти реально атрибутируются   только 42 императорских пасхальных яйца из 50.

Всего Императрица Мария Федоровна с 1885 по 1916 г. включительно  получила в подарок на Пасху  30 яиц, из которых пасхальное яйцо 1902 года было 18-м по счету в ее коллекции.  Как отмечал в своих записках (написаны в 1919 г. опубликованы нами в 1992 г. )   главный мастер фирмы Фаберже Франц  Бирбаум,  сюжетами для ежегодных пасхальных подарков-яиц служили важные события семейной жизни императора. Лично Бирбаум , занявший пост главного мастера и главного художника фирмы в 1895 году скомпоновал не менее половины пасхальных яиц.
Придворный ювелир Карл Фаберже пользовался особым благоволением Императрицы Марии Федоровны. «Этот Фаберже – просто гений  и величайший художник нашего времени, так аттестовала  Императрица Мария Федоровна   ювелира в письме дочери, великой княгине Ольге Александровне, 25 марта 1915 г. (Кудрина Ю.В. С высоты престола.. Император Александр III и императрица Мария Федоровна.  – М.: Русский мiръ, 2013. – С.307).  Ниже приводится переписка Марии Федоровны с сестрой, королевой Александрой, сыном Николаем Александровичем и дочерью Ольгой Александровной, где императрица  самым высоким стилем отмечает выдающееся мастерство своего придворного ювелира Карла Фаберже.
Императрица – мать, находящаяся  в пасхальные дни 1896 г. на юге Франции у больного туберкулезом сына Георгия, получила пасхальное яйцо работы Фаберже от старшего сына императора Николая Александровича.  Оно было украшено синей королевской эмалью, сапфирами и алмазами, а внутри находился сюрприз (сейчас утрачен) – шесть миниатюрных портретов Александра III. Восхищенная  Императрица писала сыну:
«…Я не могу найти слов, чтобы описать тебе, мой дорогой Ники, как тронута и взволнована я была, получив твое идеальное яйцо с прекрасными портретами  любимого Папа! Это такая красивая идея с нашими монограммами сверху, я благодарю тебя за это от всего сердца, я была тронута и счастлива, что ты сделал такой подарок, и я тронута больше, чем могу это выразить» (Кудрина Ю.В. Там же – С.313).
В 1914 г. на Пасху Николай II с семьей находился в Крыму и в Ливадии, и Карл Фаберже лично вручил от имени императора  пасхальный подарок Марии Федоровне. В письме сестре Александре Мария Федоровна так оценила искусство Фаберже:
«От Ники у меня хорошие известия, слава Богу! Им нравится быть в Ливадии и наслаждаться хорошей погодой, а ему бедняжке и большей свободой. Он написал мне чудесное письмо и подарил шедевр. Сверху оно покрыто розовой эмалью, а внутри портрет с государыней императрицей Екатериной с маленькой короной на голове, который несут два негра. Заводишь, и негры идут, невообразимо красивая и неподражаемо чудесная работа. Фаберже – настоящий гений нашего времени, я и ему сказала: Вы – несравненный гений». Под впечатлением полученного подарка на Пасху 1914 г.  Мария Федоровна писала сыну, императору Николаю II:
«Милый мой дорогой Ники! Ужасно совестно, что до сих пор тебе не писала, прости и не сердись…твое дорогое письмо меня очень обрадовало и все время меня мучает, что я тебя не благодарила за него и за чудное яйцо, которое произвело на меня ошеломляющее впечатление. Фаберже – настоящий гений, какие изобразительные способности, какое художественное мастерство! Портрет с государыней  Екатериной просто восхитителен, а негры такие изысканные, и отлично двигаются» (Кудрина Ю.В. Там же–С.  314).
Пасхальное яйцо 1915 г., которое Николай II подарил вдовствующей Императрице, связано с военной темой.  В письме дочери, великой княгине Ольге Александровне  Мария Федоровна рассказывает об этом подарке:
«Ники, дорогой, прислал мне очаровательное яйцо, чего я не ожидала в этом году.  Оно покрыто белой эмалью с Красным Крестом по обеим сторонам и словами апостола Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за  други своя». Внутри находятся пять миниатюрных портретов рамке: Твой, Ольгин  (великой княжны Ольги Николаевны – В.С.), Татьянин (великой княжны Татианы Николаевны – В.С.) и маленькой Марии (великой княжны Марии Павловны – В.С.) – все  ensoeurs de charite! (одеты в костюмы сестер милосердия). Просто восхитительно. Этот Фаберже – просто гений и величайший художник нашего времени. Я очарована» Кудрина Ю.В. Там же  – С. 315). 
В духе военного времени было последнее пасхальное яйцо 1916 г. с орденом Святого Георгия. Мария Федоровна в ответном благодарственном письме писала сыну:
«Воистину Воскресе! Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво! Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой, милый Ники, всего лучшего и всего светлого  и успеха во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама!» (Кудрина Ю.В.  Там же– С.316). 
Для вдовствующей Императрицы Марии Федоровны самой важной была тема памяти  покойного мужа. К числу таковых можно отнести пасхальные яйца 1895, 1896, 1901 (Гатчинское), 1906 («Лебедь»), 1909  (С бюстом Императора Александра III), 1910 года (с памятником Александру III, работы Паоло Трубецкого). В этом ряду памятное нефритовое яйцо 1902 года, в стиле «Ампир» занимает достойное почетное место.
Две колонны венчают лебеди, исполненные из золота. В царской России, еще с византийских времен лебедь считался царской птицей, которую имели право потреблять на званых обедах   исключительно  царские особы.
В рассмотренной композиции Яйца с колоннами на постаменте мотивы лебедей многократно повторяются в золотой декоративном убранстве  снаружи и внутри яйца, сверху на колоннах и в арматуре на массивном основании. Передние створки яйца украшены монограммами «М» и «АIII», на задней части яйца – накладная дата «1902» и место с отверстиями  для нерасшифрованной надписи.
Франц Бирбаум,   который, в качестве главного художника с 1895 г.  исполнил половину композиций императорских пасхальных яиц, отмечал, что придумывать сюжеты яиц было с каждым годом все сложнее.  Поэтому нетрудно проследить, что в композициях яиц,  сделанных в более поздние годы,  повторяются элементы, сделанные ранее, а элементы дизайна яйца 1902 года прослеживаются в композициях более поздних императорских яиц.  В пасхальном яйце для императрицы  Марии Федоровны в 1906 г. сюрпризом является золотой (72-ой золотниковой пробы), покрытый платиной  механический Лебедь. По ошибке долгие годы исследователи  называли Лебедя «серебряным» и только после нахождение подлинного счета Фаберже из описания стало ясно, что он золотой  с платинированной поверхностью.  Это «Яйцо с Лебедем»  было предназначено  на Пасху 1904 года и  начинал его делать в 1903 году еще великий мастер Михаил Перхин, безвременно ушедший из жизни в конце августа 1903 года. Нередко одни и те же элементы декора, в том числе Лебеди,  повторяются в разных изделиях,  исполненных фирмой не только на  пасхальных яйцах.

       ЦЕНА.

Определение  расчетной стоимости является новым методом Комплексной экспертизы, не применявшимся ранее.  Его применение стало возможным на основе накопления массива архивных данных, в том числе практики расчета стоимости Яиц, сделанной в 1927 году авторитетной комиссией.
Обращает на себя внимание  достаточно высокая цена произведения – 6000 руб.  Здесь  два бриллианта в короне. Истинная масса и подлинное качество настоящих бриллиантов нам неизвестны,  поскольку в короне помещены  подобные камни старой огранки, однако  весьма вероятно, что качество  изъятых предыдущими владельцами  (в 1922 – 1995 гг.)  бриллиантов, отмеченных в счете фирмы Фаберже, было наивысшее, как это положено по статусу императорским изделиям.   Практика изъятия отдельных дорогостоящих деталей императорских пасхальных яиц или даже целиком сюрпризов, не единственная и в сохранившихся пасхальных яйцах работы Фаберже такие примеры встречаются неоднократно. Рассмотренная корона непропорциональна мала, что позволяет утверждать, что подлинные бриллианты были не менее 2-2. С половиной карат. 
Цена императорских пасхальных яиц  ежегодно  постоянно  повышалась, что связано с усложнением задач по изобретению каждый год новой идеи пасхальных яиц, неуклонного повышения стоимости работ, ввиду повышения квалификации мастеров,  усложнения технических  и творческих задач, особенно по созданию механических сюрпризов и  увеличения  стоимости исходных материалов.  Заметно увеличение стоимости  пасхальных яиц в период царствования Николая II, который  не жалел средств,  чтобы на Пасху  порадовать любимую мать и супругу. Если Яйцо «Красной эмали с короной » («Бутон розы»)  в 1895 г. стоило  32 50 руб., то Яйцо «Мозаичное»  в 1914 г. стоило уже 28 300 руб. , то есть увеличение цены за 19 лет составило восемь  с половиной раз.   После 1900 года, когда Карл Фаберже  с большим успехом участвовал на Парижской Всемирной выставке в Париже и получил орден Почетного легиона и звание «мэтра» от Парижской гильдии ювелиров,  он имел полное право повысить  расценки на исполняемые им изделия.  В своих мемуарах князь императорской крови Гавриил Константинович упоминал, «что с Фаберже торговаться было бесполезно», учитывая огромную очередь  заказчиков самого  высшего аристократического  круга за его изделиями.
Агафон  Карлович Фаберже рассказывал  биографу фирмы Фаберже, бывшему руководителю Лондонского отделения фирмы Г.Ч. Бэйнбриджу, что стоимость императорских пасхальных яиц составляла 30 000 руб. Максимальная сумма из найденных счетов, составляет 28 300 руб. за императорское яйцо «Мозаичное» 1914 года. Относительно высокая цена пасхального яйца 1902 г.   объясняется тем, что уникальные, повторяющиеся золотые элементы в декоре яйца были выполнены  с помощью матричных штампов, которых нужно было выполнить несколько десятков, Это делалось для того, чтобы повторяющиеся элементы декора идеально совпадали. Однако изготовление таких индивидуальных штампов резко  повышает стоимость  изготовляемого предмета.
Возможно сопоставление цены императорского нефритового яйца 1902 г.  с ценою другого императорского яйца того же года для императрицы Александры Федоровны.  Цена этого яйца «Клевер» -  8750 руб. это самая большая для всех 26-ти исполненных до сих пор яиц. Из описания: «Яйцо трилистники эмалевые с рубинами и розами; с большим  четырехлистником  с 23-мя бриллиантами, розами и 4-мя миниатюрами.». Сюрприз – большой четырехлистник с бриллиантами, розами и четырьмя миниатюрами  - очевидно, портретами четырех дочерей императора – утрачен. На корпусе яйца порядка 700 алмазов огранки «роза», что при цене 40 – 50 коп. за «розу», дает 280 – 350 руб.  Львиная доля стоимости заключена в цене сюрприза с 23-ю бриллиантами, однако даже при массе этих бриллиантов в 10 – 15 карат мы имеем цену самих бриллиантов не более 1200 – 1800 руб., при  высокой цене 120 руб. за карат. Таким образом, и в яйце «Клевер» большой удельный вес  в цене  занимает именно стоимость работы, поскольку цена самого материала золота здесь незначительна, учитывая ажурный каркас яйца. Максимальные затраты на материалы:  бриллианты (1800 руб.),  розы (400 руб.),  рубины (250 руб.)  и  золото (200 руб.),  стоимость 4-х миниатюр (400 руб.)   в сумме составляют 3050  руб.,  а  5700 руб. это стоимость работы и процент прибыли.
Аналогично рассчитывается и стоимость  работы и материалов по большинству яиц. Такие расчеты были сделаны в 1927 году комиссией под руководством акад. А.Е. Ферсмана и директора Эрмитажа С. Тройницкого. В среднем стоимость материалов не превышала одной трети от окончательной цены. В некоторых случаях стоимость материалов была совсем незначительной, например, в Яйце 1906 года «Успенский собор,  стоимость работы превышала затраты на материалы на  625 %,  а в яйце «Трассибирский экспресс» - даже 1000 %.  В нашем случае, с  нефритовым  Яйцом 1902 года, это означает сумму затрат на материалы в размере до 1000 руб.  Миниатюра стоит 150 руб.  Два бриллианта (общей массой 4 карата) цена 600 руб.,  нефрит 200 руб., золото  и серебро и жемчужины  – 250 руб. Итого затрат на исходные материалы 1200  руб., а стоимость работы и прибыль – 4800 руб. Отметим, что в изделиях Фаберже прибыль составляла не менее 100 % к себестоимости. Из 6000 руб. отнимаем прибыль 3000 руб.,  получаем себестоимость 3000 руб., из них 1200 руб.- материалы, и 1800 руб. стоимость работы. У Фаберже хороший ювелир получал в месяц 120 руб.  Таким образом,  1800  руб. это 15 человеко-месяцев,  работа трех мастеров в течение пяти месяцев,  совершенно реально при  исполнении пасхальных яиц.

    НЕФРИТ.

Нефрит широко употреблялся фирмой Фаберже для изготовления дорогостоящих подарков, преимущественно для членов императорской семьи, а также для российских дипломатических подарков. Во всем мире нефрит ассоциировался с Востоком,  а  Россия для Западной Европы как раз была таким Востоком. Не случайно на рубеже 1900-1910-х гг. Париж поразили  «русские сезоны» Дягилева, противопоставившие «Закату Европы»  яркий восточный рассвет.  Лучшие сорта нефрита добывались севернее озера Байкал на реке Онот, эти месторождения были открыты в конце XIX. Как отмечал акад. А.Е. Ферсман, за предреволюционные 50 лет было добыто всего 200 тонн нефрита. Монопольно казенными концессиями владел Карл Верфель, владелец  Камнерезно – бронзовой фабрики в  Санкт – Петербурге, фирма которого работала в тесном партнерстве с фирмой Фаберже, а с 1907 г. принадлежала Карлу Фаберже. Карл Верфель с 1895 г. – Поставщик Высочайшего двора.  Монопольное владение всеми нефритовыми  месторождениями Империи предполагало и монопольно высокую цену на нефрит.
Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже, св своих записках 1919 г. подробно описывает  шесть сортов  нефрита, в числе которых самый высший сорт это «темно – зеленый просвечивающий». Именно этот сорт употреблен для рассмотренного яйца 1902 г.  Ф.П. Бирбаум пишет: «одновременно темный и вязкий, свободный от трещин, так затрудняющих обработку других камней, он дает возможность доводить исполнение до предела законченности».  Следует отметить, что на 1902 год приходится исполнение известного произведения фирмы Фаберже, мастер Михаила Перхина  – модели «Царь Пушки» из нефрита, украшенной золотой арматурой. Цена «Царь – Пушки», подаренной императором Николаем II в том же году германскому Императору Вильгельму II составила 2 200 руб. Качество нефрита и работа золотой арматуры очень близки к качеству исполнения  императорского  пасхального нефритового яйца 1902 года.   

МЕХАНИЗМ.

Механизм, находящийся внутри  пасхального яйца и открывающий створки, является сложным устройством. Исполнен из серебра и  золота,  а пружина исполнена из специальной, т.н. «пружинной»  стали («воронье крыло»).
На серебряной части его выгравировано: «К. Ингманъ 1902 г.», с двух сторон.  Золотых дел мастер Карл Рейнгольдович  Ингман проживал в 1900 г. в Санкт – Петербурге  на улице Казанской, 9  (Справочник «Весь Петербург»), а   в 1906 и 1907 гг. на Васильевском острове, 2 –ая линия (Справочник «Весь Петербург»).  Графика подписи Карла Ингмана  соответствует типичному написанию начала XX века, присутствуют следы  длительного исторического бытования.
На тот момент в 2000 г не было известно о существовании золотых дел мастера Карла  Ингмана.
Привлечение  дополнительно  в 1902 г. неизвестного до сих пор золотых дел мастера К. Ингмана очевидно, было вызвано тем, что в 1902 году исполнялось  одновременно несколько пасхальных яиц. Это, помимо двух императорских пасхальных яиц, также пасхальное яйцо для Варвары Базановой – Кельх  «Цветущая яблоня» (также из красивого, большого куска нефрита, практически такого же высшего качества, как в Императорском яйце для Марии Федоровны), яйцо «Ротшильдовское», Яйцо «Скандинавское» (в коллекции Фонда «Связь времен», в Музее Фаберже в Санкт – Петербурге), яйцо «Мальборо». Судя по подписи на  Яйце 1902 г.   Ингман работал у Перхина - Вигстрема, но без права собственного клеймения.  Карл  Ингман был финном по национальности, как большинство  руководителей мастерских фирмы Фаберже и проживал на Казанской улице, известной как место проживания и работы ювелиров,  там  находились мастерские А. Хольмстрема, А. Невалайнена, А. Хольминга, А. Невалайнена, Г. Нюкканена, А. Жаккара и других мастеров, сотрудничавших с Фаберже.   Так, в 1916 г. Карл Фаберже пишет в Министерство двора письмо, где отмечает, что в 1914 г. у него работало более 100 МАСТЕРОВ из 209 работников.  Франц Бирбаум отмечает, что специализации в мастерских, где работало по 40-60  работников, была необходимым условием высшего качества работы. Таким мастером самой высочайшей квалификации по механизмам внутри изделий, в «системе Фаберже» был именно Карл Ингман.  Надо отметить, что именно Карл Фаберже отдавал предпочтение различного рода сложным механизмам, особенно в пасхальных яйцах («Транссибирский экспресс», 1900 г. «Петушок», 1900 г., «Память Азова», 1891 г. , «Яхта Штандарт», 1908 г., яйцо «Анютины глазки», 1899 г. и другие).  Как вспоминает Ф. Бирбаум, в 1917 г. Карл Фаберже планировал исполнить «механическую поющую Птичку».
Сообщение от известного специалиста по истории фирмы Фаберже, доктора истории искусств (2005)   из  Хельсинки (Финляндия) г-жи Уллы Тилландер (род. 1936).
It took me some time to look for Karl Richard Ingman because I have been very busy. But here is the information I have about him:
Born 7th February 1863 in Bobäck, Kyrkslätt (outside Helsingfors). His father Gustav Henrik was a blacksmith (b.1829-d. 1868 in typhoid), the mother Henriette Sofia Jernström was the daughter of a blacksmith, she was born 29th October 1830 in Ingå (1 hour from Helsingfors west) Father and mother married 21.5.1854 in Helsingfors.
Karl Richard left to St. Petersburg as a boy. I don’t know where he apprenticed – maybe at Tillander? He stayed on in St. Petersburg and was a journeyman (‘goldsmith worker’ in the church register) 1882-1886-1888. As you can see from the attached photos he was a journeyman at my great grandfather’s workshop. In 1888 he was still a journeyman and was back in Helsingfors. In 1888 Karl Ingman lived at Kaserngatan 25 with his mother Sofia Ingman. In July 1889 Karl Ingman married Maria Wilhelmina Lundström. They had a daughter, Ragnhild Sofia Ingman (18th May, 1889-1916). Karl Ingman qualified a master goldsmith in Helsingfors on 5th October 1889. He is in the goldsmith register of Helsingfors during 1889-1893. (Only one object is known by him).
In 1895 Karl Richard Ingman is no longer in Helsingfors, probably back in St. Petersburg. His wife Wilhelmina and daughter Ragnhild and his mother Sofia continued to live in Helsingfors, but Karl is not anymore mentioned in the Helsingfors registers. His wife supported herself and their daughter being a masseuse. They probably divorced or at least lived apart for the rest of Ingman’s life. The church registers 1900-1905 mention Karl Richard Ingman as a goldsmiths worker in St. Petersburg. He died on 24th March 1908. There is no mention that Karl Ingman would have worked for Fabergé in Perkhin’s workshop.
Можно добавить,  женой первого ювелира , основателя фирмы Александра Тилландера - старшего была г-жа Матильда Густавовной  ИНГМАН.  Но как дополнила г-да Др-Улла Тилландер, это не прямая родственница для нашего мастера Карла Ингмана. 

Американский исследователь – реставратор Керол Айкен отмечает увлечение Михаила Перхина  и фирмы Фаберже механизмами при создании Императорских пасхальных яиц периода 1890 – 1904 гг. Сам Перхин умер 28 августа 1902 г., однако участвовал в создании императорских пасхальных яиц на Пасху 1904 года, поскольку исполнение пасхальных яиц следующего года начиналось, как только  прошла Пасха текущего года. Известно, что Пасхальное яйцо 1908 года и Павлином в качестве сюрприза начали исполнять еще в 1899 году, когда Фаберже с механиком впервые стали изучать механизм знаменитых часов «Павлин» английского мастера Кокса в Императорском Эрмитаже. Эти произведения 1904 года, из – за Русско – Японской войны были вручены только в на Пасху 1906 года, в том числе «Лебедь» и «Успенский собор». Яйцо 1897 года «Коронационное»   исполняли 16 месяцев, тщательно изучая  коронационную  карету (сюрприз яйца) в Придворном Конюшенном музее.
Буквально в последние месяцы стало известно еще о двух предметах Фаберже (Рамка и Набалдашник для трости), мастерской Михаила Перхина,  того же периода 1899 – 1904 гг., на которых обнаружены подписи штихелем  золотых дел мастера  Карла Ингмана. Это очень важный факт, убеждающий не только в существовании неизвестного до сих пор мастера, но и в подлинности рассматриваемого нами пасхального Яйца «Ампир» 1902 года.

      РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Реставрация (реконструкция) старинных арт-объектов – вещь неизбежная и необходимая, для продления  жизни выдающихся предметов искусства. Но прежде чем приступить к реставрации владельцы предмета провели значительное исследование в поисках фотографий или письменных описаний. На это ушло несколько лет, однако поиски не дали результата, фотографий найдено не было. Эти поиски задержали  введение  рассматриваемого императорского пасхального яйца 1902 г. в научный и антикварный оборот,  хотя,  достаточно большая группа  знатоков, экспертов и коллекционеров знают об яйце не менее чем 13 – 15 лет.
После признания  рассматриваемого пасхального яйца императорским в 1998 году, его новый владелец  решил  реконструировать его,  восстановив монограммы, корону и поставив  миниатюру  - портрет императора.  Подобные случаи реставрации  императорских пасхальных яиц известны в истории бытования подобных предметов.  В  1989 г. автор консультировал ювелиров Московского Экспериментального ювелирного завода. В. Коптяева и  Т. Жаркову при создании утраченной  неизвестной подставки для императорского пасхального яйца «Александровский дворец»  из коллекции Оружейной палаты. Не сохранилось фотографии подлинной подставки и художники и мастера исполнили новый вариант, тактично и в стилистике Фаберже, вписавшийся в общую конструкцию предмета. 
Несколько императорских пасхальных яиц имеют утраченные элементы, особенно, это относится к «сюрпризам» яиц.  В коллекции Фонда «Связь Времен» (Музей Фаберже в Санкт – Петербурге), наоборот, имеется один сюрприз, от императорского пасхального яйца 1897 г. – колонка с тремя миниатюрными портрета: императора Николая II и двух его дочерей, но отсутствует самой «яйцо розовой эмали». Известно, что некоторые части пасхальных яиц были переэмалированы в более позднее время. Так, подставка – ножка Вазы – яйца  190 г. «Букет цветов» в коллекции английской королевы во времена Фаберже была белой опалесцирующей эмали, но затем, очевидно, после 1917 года , была переэмалирована  и получила цвет синей эмали, т.н «королевский синий».  Яйцо «Петушок» 1900 г. из коллекции Фонда «Связь времен» также имеет переэмалированную  нижнюю часть. Реставрация отдельных частей даже таких ценных предметов, как императорские пасхальные яйца – неизбежна, поскольку изделия  участвуют в выставках, перемещаются и не застрахованы от внешних воздействий.
Наиболее часто заменяются  утраченные драгоценные камни и алмазы огранки «роза»,  вставляются камни времени Фаберже,  как это было при реставрации императорского пасхального яйца бриллиантовая сетка» 1892 года,  взамен утраченных в связи с тем, что были повреждены  элементы серебряных сеток в нескольких местах, и были поставлены  старые алмазы огранки  «розы», предварительно восстановив сетку.  Искусной реставрации также подвергалось в свое время императорское пасхальное «Ледяное» («Зимнее») яйцо, где были утраты драгоценных камней, а также знаменитая табакерка князя Бисмарка, и камнерезная фигурка «Камер-казака Пустынникова»  (продана на аукционе в октябре 2013 г. за 6 млн. долл.).

   МИНИАТЮРА.

Подлинный миниатюрный портрет императора Александра III  утрачен во время бытования произведения. По идеологическим причинам он был вынут. Новый  портрет Императора Александра III  (миниатюра) поставлен владельцами в 2006 г. - Миниатюра работы художника  И.К. Гофферта, который неоднократно исполнял подобные портреты членов императорской семьи и отмечен в качестве художника, сотрудничавшего с фирмой Фаберже.
Как сообщила на совещании в Нью-Йорке эксперт Татьяна Мунтян, в яйце на двух нефритовых колонках (по Списку вещей императрицы Марии  Федоровны в Гатчинском дворце, от 28 июля 1917 г.) была миниатюра с портретом великой княгини Ольги Александровны и Принца Петра Ольденбургского. . Но в счете Фаберже и не было указано,  чей портрет, было только слово «миниатюра».  Теперь поставлена задача перед исследователями найти эту миниатюру с двойным портретом.

    АТРИБУЦИЯ.

Важным признаком атрибуции пасхального яйца является дата «1902», цифры, исполненные из золота и закрепленные с помощью штырей на золотом каркасе.  Ювелирно – технологическое исполнение и способ крепления не оставляют сомнений в подлинности этой технологической операции. К сожалению,  не удалось уставить, какие цифры (дата?) изображены на том же каркасе, от чего остались одни отверстия.
Лично  я впервые увидел фотографии этого пасхального яйца в 1998 года, а затем  визуально  рассматривал  указанное произведение   в Нью – Йорке в 2000 году. Мною была проделана  архивно – историческое исследование,  был установлен новый факт, не отраженный ранее в нашей монографии «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже» (1997) ,  а именно:  был  определен  один из исполнителей   всей пасхальной композиции  с яйцом 1902 г.  -   золотых дел мастер Карл Ингман.  «Архивно – историческая  Справка по Императорскому пасхальному яйцу фирмы Фаберже для императрицы Марии Федоровны»   была подготовлена мною в 2001 году и опубликована в книге «Императорское пасхальное яйцо 1902 года», вышедшая ограниченным тиражом  в 2004 г.   под коллективным авторством (Татьяна Мунтян, Валентин Скурлов и Борис Игдалов),  под общей редакцией    А. Solodkoff.

 ИТОГИ совещаний экспертов.

Первая моя  поездка в Нью-Йорк. была в  феврале 2014 г. Изучал с Николаем Башмаковым лигатуру, делали тесты на металл (лигатуру0  на специальном аппарате, Познакомился с владельцем предмета.. была дискуссия. Рассказал о своем знакомсте вс предметом в 1998 – 2000 гг. Выяснил. Что была реконструкция некоторых частей Яйца.
В декабре 2014 г. Татьяна Мунтян (куратор с 1989 г. коллекции Фаберже Оружейной палаты Московского Кремля, старший научный сотрудник), будучи в командировке по служебным делам в Америке, любезно согласилась   посетить мастерскую реставратора Николая Башмакова в Нью-Йорке и лично осматривала  Яйцо «Ампир», 1902 года.
14 января 2015 г. эксперт Геза фон Габсбург посетил мастерскую Николая Башмакова , изучал Яйцо.
20 февраля  2015 г. супруги Винцент  и Анна Палмейд (коллекционеры, независимые исследователи, ввели в научный оборот два неизвестных до сих пор императорских пасхальных яйца Фаберже; изучали пасхальное Яйцо «Ампир». 1902 г. с 2006 г.) посетили мастерскую Николая Башмакова и изучали пасхальное Яйцо.
Работа после прошлогоднего совещания продолжалась целый год, члены совещаний получали новую информацию, в том числе и мы с Татьяной  Мунтян, которые видели это Яйцо в 2000 году. В  процессе   переписки, постоянных консультаций и общения между экспертами удалось выяснить абсолютно новые факты. Татьяна Фаберже (правнучка ювелира Карла Фаберже, автор восьми книг по истории фирмы Фаберже)  в Женеве, в декабре 2014 г., вместе с доктором Бернаром Ивальди (президент Фонда Игоря-Карла Фаберже)  изучали  предмет  в Женеве.  Эксперт Александр Солодков, хотя не нашел время, но не отказывается от положительной Экспертизы в  книге по этому  Яйцу (вышла в 2004 г.), редактором  которой он был.  Эксперт по камню Борис Игдалов (Санкт – Петербург),  его Экспертизу по камню которого никто не опроверг. 
В течение 2014-го и текущего года я очень подробно держал в курсе Татьяну Фаберже, .которая  не смогла приехать в Нью-Йорк по причине здоровья.  
Для составления исторического раздела привлекались доктор исторических наук Юлия Кудрина из Института истории Российской Академии наук (Москва), доктор исторических наук, проф. Игорь Зимин (Санкт-Петербург) , автор нескольких книг по истории Императорского дома и книги «Драгоценности русского Императорского дома».

Эксперт проф. Лев Дереш (США), специалист по гальванопластике  не был на совещании, но Экспертизу по гальванике  делал. По жемчугу есть только положительные две справки от двух опытнейших специалистов, которые подтвердиди, что в Яйце, в рамке использовался бахрейнский жемчуг,  исключительно применявшийся в изделиях фирмы Фаберже. Бахрейн с 1871 по 1971 гг. был колонией Британии.

Первое  совещание  по атрибуции Императорского Пасхального яйца «Ампир»,  работы Фаберже  для императрицы Марии Федоровны  в 1902 году.

27-го янв. 2015 г.  с утра было совещание в 11 час. Присутствовали: г-н  Ричард Веннер (владелец предмета) , Николай Башмаков (ювелир – реставратор антикварных изделий с опытом  работы по реставрации и по эмали с 1971 года) , Светлана Честных (эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры РФ, главный специалист Российского Антикварного дома) , доктор  Карен Кеттеринг (главный специалист  Аукционного дома СОТБИС) ,  доктор Геза фон Габсбург (занимается Фаберже с 1977 г., куратор выставок и автор книг по истории фирмы Фаберже), Кэрол Айкен (специалист по миниатюрной живописи по слоновой кости, , занималась  чисткой  и консервацией пасхальных яиц  в коллекции М. Форбса в конце 1980- х гг.),  Киран  МакКарти (директор антикварной фирмы «ВАРТСКИ», Лондон),  кандидат искусствоведения  Валентин Скурлов (занимается историей фирмы Фаберже с 1985 г., эксперт Министерства культуры РФ, научный консультант по Фаберже Аукционного дома «КРИСТИ». 
. Всего 8 специалистов, и еще переводчик. Яйцо разбирали, все смотрели. Первая  встреча в январе 2015 г., как предварительная  перед второй   майской, была  организована  лично  Николаем Башмаковым,  чтобы довести всю технико – технологическую  информацию  до действующих экспертов.
Второе  совещание в Нью-Йорке, 18 мая 2015 г.
Были:  г-н Ричард Веннер,  Николай  БашмаковДжон Атцбах (самый крупный специалист – дилер изделий Фаберже в  США и в мире), Татьяна Мунтян, Карен Кеттеринг, Анна и Винцент  Палмейд,  Валентин Скурлов, переводчик – всего 9   чел.  Мой доклад длился три часа,  с переводом.  –
После доклада  с синхронным переводом выступил Николай Башмаков, давал пояснения по технико-технологгическим параметрам, сообщим о находках еще двух надписей  мастера Ингмана на двух предметах и еще одной надписи  мастера Ингмана на самом Яйце. были небольшие прения, вопросы, но главную новость сообщила Татьяна Мунтян. Оказывается. В 2013 году была выставка в ГАРФе «Российские императрицы XVIII – XX вв.: Стиль и мода». На эту выставку датчанин доктор богословия  Прэбен Ульструп, специалист по истории императрицы Марии Федоровны  привез  документ «Список вещей императрицы Марии Федоровны, составленный  28 июля  1917 г. В этом Списке 150 предметов. Была опубликована и первая страница  этого документа, где были  четыре   императорских пасхальных яйца М.Ф.: 1901 («Гатчинское») 1903, 1907, и какое – то «Яйцо золотое, с белой эмалью с серебряными полосками и бриллиантами». Татьяна Мунтян сказала, что внутри Списка она читала про какое-то «Яйцо с нефритовыми колоннами, внутри которого портрет Ольги Александровны и Петра Ольденбургского». Мунтян высказала предположение (она назвала это «гипотезой») , что это яйцо, которое Ольга и ее новый муж заказали у Фаберже  и подарили это яйцо императрице Марии Федоровне, на Пасху 1902 г.
Тем же вечером того же дня, после совещания, мы (Башмаков, Скурлов , Анна и Винцент Палмейды), пришли  к выводу, что это и есть наше Яйцо «Ампир, нефритовое, с золотом, два бриллианта и миниатюрой». Наша заблуждение заключалось в том, что мы предполагали в миниатюре портрет императора Александра III. Карл Фаберже преподнес нам очередной сюрприз. Там была  не миниатюра  «в Бозе почившего Императора Александра III», а Ольги Александровны и ее мужа  «Пети» Ольденбургского.  На следующий день (разница с Москвой по времени) архивист Дмитрий Кривошей прислал из ГАРФа сканы страниц документа Пребена Ульструпа и каталога Выставки в ГАРФе  2013 года. Благодаря этой помощи Дмитрия, наши поиски переключились в другое направление. Теперь надо найти какие-то другие фото-фиксации интерьеров Марии Федоровны, чтобы увидеть это Яйцо.
Меня привлекли  в декабре 2013 года, так же как и Татьяну Мунтян. Я посетил в феврале 2014 г. Нью-Йорк, имел возможность смотреть Яйцо в разобранном виде, проводил вместе с Николаем Башмаковым анализ лигатуры. Меня очень удивил и убедил тот факт, что стержни внутри колонн были 926-ой пробы серебра.   Какой поддельщик - новодельщик  стал бы так монтировать? Впервые, в декабре 2013 г.  мне стало известно, какие части Яйца были доделаны, а именно: круг  наверху, внутри которого новая корона из бриллиантов, вензели -монограммы императрицы и императора.  Без этих элементов Яйцо было обезличено, внутри мог стоять любой портрет. В 2006 году был куплен настоящий портрет - миниатюра царя Гофферта, который хорошо встал на место неудачной миниатюры 2000 года. 
Я написал еще  в марте 2014 г. свою Справку, но, по сравнению со Справкой 2000 года принципиально  новых сведений не было, хотя подбирал аналоги из числа нефритовых вещей  Перхина периода 1901 - 1903 гг. Кроме того, подбирал аналоги клейм, фотографии которых накопил за эти годы.  Первые свои Экспертизы я начал делать как раз в 2000-2001 гг. 
В январе  2015 г.  я поехал в Нью-Йорк второй раз и после этого, за неделю до поездки в мае, в третий раз подготовил новый вариант своего Заключения. На этот раз были внесены новые сведения про Карла Ингмана, полученные от д-ра Уллы Тилландер, и даже фотография мастера. Кроме того, обнаружились еще два предмета с тайной подписью Ингмана внутри изделия. Это тоже важный аргумент  в пользу подлинности предмета. Расширил также сведения о владельце И.И. Шварца, который имел яйцо в 1920-1950-х гг. Также рассказал о других яйцах и обосновал возможность владения Яйцом товарищем И.И. Шварцем. 

Теперь все наши  усилия направлены на поиски новых архивных документов и  новых  фотографий интерьеров Марии Федоровны, где можно было бы обнаружить это Яйцо. Я посетил 16-го июня  в Гатчинский дворец. Выяснил важное обстоятельство, почему нет фотографий интерьеров императрицы Марии Федоровны. Оказывается, она запрещала фотографировать свои личные апартаменты и будуары,  отказывая даже историкам и музейным работникам. 
Предстоит найти  совместную портретную миниатюру великой княгини Ольги Александровны и Принца Петра Ольдебургского. Аналоги подобных двойных, круглых миниатюр есть.



Предстоит посетить еще и  Петербургский архив литературы и искусства, где есть фонд  Гатчинского дворца. Правда,  там представлен только советский период.

 РЕЗЮМЕ.

Искусствоведческо – стилистическая, архивно – историческая, ювелирно – технологическая, пробирная,  геммологическая,  стоимостная  и товароведно –органолептическая экспертизы позволяют  по сумме совокупных признаков   атрибутировать Пасхальное яйцо в стиле «Ампир», на двух колоннах,  на пьедестале, нефрит в золотой арматуре, внутри яйца – миниатюрный  совместный портрет  Великой княгини Ольги Александровны и Принца Петра Ольденбургского.   -   в качестве безусловного подлинного исторического произведения фирмы Поставщика Высочайшего двора и Оценщика Кабинета его величества Карла Фаберже, а именно – Императорского Пасхального Яйца 1902 года, исполненного по заказу  Императора Николая II  на Пасху 1902,  оплаченного в том же году, и преподнесенного вдовствующей императрице Марии Федоровне.

ЭКСПЕРТ по оценке художественных ценностей Министерства культуры РФ, научный консультант по Фаберже Аукционного дма КРИСТИ, ученый секретарь Мемориального Фонда Фаберже, кандидат искусствоведения В.В. СКУРЛОВ.


 

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир