русский ювелир - новости
  issue_magazine

СОБЫТИЯ | СЕМИНАР Ювелирное искусство Санкт-Петербурга: история, традиции, перспективы

ТЕЗИСЫ
выступления художника Филимоновой Лады Владимировны

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРУППЫ ПО РОСПИСИ ЭМАЛЬЮ В СИСТЕМЕ ВНИИЮВЕЛИРПРОМА

 

Украшения из эмали получили распространение на Руси еще в Средневековье. Техника их изготовления была заимствована из Византии вместе с названием («финифть» происходит от греческого «фингитис»). Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи (1175 год). Эмали украшали предметы церковного обихода, ювелирные изделия, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта высших классов.

Эмаль – прочное стеклообразное покрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом. С помощью окислов металлов она может быть окрашена в разные цвета. Молочно-белый цвет, например, получается при добавке к расплаву стекла окиси цинка, а желтый – окиси железа. Окись меди окрашивает эмаль в бирюзовый и зеленый цвета, магнезия – в лиловый, золото и свинец дают богатую гамму оттенков красного. Серый, стальной и черный цвета получают, используя в качестве добавки иридий.

Существовали различные способы нанесения эмали на металлическое изделия, но наибольшее распространение на Руси получили перегородчатые и живописные эмали. Техника перегородчатой эмали такова: по контуру рисунка на изделии выкладывают тонкие металлические ленты, поставленные на ребро. Получаются закрытые со всех сторон ячейки, которые мастер заполняет эмалями разных цветов. Затем изделие обжигают. Получается узор яркой мозаичной раскраски. У этого узора цвет звучный, чистый, без оттенков. Глубиной цвета и блеском эмаль может поспорить с драгоценными камнями. В середине XVII в. появилась новая техника финифти – живописная. Сводилась она к тому, что эмалевые изделия перед обжигом расписывали особыми огнестойкими красками. Наиболее заметных успехов в этой технике добились сольвычегодские мастера в Архангельской области, где вместо дорогостоящих серебра и золота мастера использовалась медь, что значительно удешевляло стоимость изделий и позволяло расширить ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий.

На рубеже XVIII века в Россию пришел и к концу столетия достигнул вершины своего развития жанр миниатюры на эмали. В 1698 году, будучи в Англии, Петр I познакомился с жившим там миниатюристом Ш. Буатом и заказал ему несколько своих портретов на эмали с оригинала Г. Кнеллера. А затем, в 1716 году, вторично встретившись с ним в Париже, повторил заказ. Портреты, якобы, так понравились Петру, что, возвратившись на родину, он немедленно приказал выучить отечественных художников по эмали. К эмалевой миниатюре обращались многие крупные живописцы и миниатюристы XVIII столетия. Ее коллекционируют, что видно по собранию Эрмитажа, ведущему свое начало со времен Петра. Однако уже в XIX столетии это направление выходит из моды и практически исчезает.

Несмотря на всю сложность и трудоемкость исполнения, требующих острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами технологии обжига, миниатюра на эмали имела ряд преимуществ перед очень модными и широко распространенными в конце XVIII – начале XIX века миниатюрами на фарфоре, кости, бумаге: яркость, звонкость, свежесть, прозрачность красок, богатую палитру, долговечность, не подверженную влиянию света и воздуха, и вместе с тем относительно широкий диапазон тематики.

Тем радостнее было событие, произошедшее в ювелирном мире в 1988 году, когда ВНИИ «Ювелирпром», располагавшийся в одном здании с ПО «Русские самоцветы», принял решение создать лабораторию по росписи эмали (финифти) на базе Отдела разработки новых изделий под руководством Д.М. Гуревича. на базе. Для создания новой структурной единицы, помимо знаний об эмали сотрудницы, а позднее заведующей лабораторией технолога В.Н. Заштовт, нужны были художники. В начале в группу пришла Е. Новикова, учившаяся на камнереза и очень любившая рисовать. Позднее к ней присоединилась О. Журавлева, как раз окончившая к тому моменту училище № 11 как раз по направлению росписи по эмали. Эти девушки загорелись новым интересным делом. Через год в группу художников пригласили Л. Петранкину, которая в это время училась в Ленинградском филиале Московского Технологического Института и уже работала во ВНИИ «Ювелипром» на других должностях. Постепенно в коллектив вливались молодые сотрудники: Е. Аникеева, М. Сковородина, О. Дьяконицына.

Процесс изготовления эмали похож на эксперимент, в котором не каждый раз удается прогнозировать результат. Иногда, не предугадав какие-то температурные нюансы, можно последним обжигом испортить результат нескольких недель труда, поэтому начали с элементарного: прокладки эмали, игры с различными температурными режимами, позволившей узнать о разных свойствах эмали, о чудесах с кислотами и о взаимосвязи металлов с различными эмалями.

вернуться к тезисам

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир