русский ювелир - новости
  issue_magazine

СОБЫТИЯ | СЕМИНАР Ювелирное искусство Санкт-Петербурга: история, традиции, перспективы

ТЕЗИСЫ
выступления Валентина Васильевича Скурлова, кандидата искусствоведения, консультанта-исследователя
по Фаберже Русского отдела Антикварного дома «Кристи».

КАМНЕРЕЗНЫЕ ИЗДЕЛИЯ НА ЛПО «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» В 1980-1990-Х ГГ.

 

 

Производство эксклюзивных камнерезных изделий на ЛПО «Русские самоцветы» началось в 1985 году, созданием специальной Лаборатории. Но предпосылки создания эксклюзива в «стиле Фаберже» были.
Еще  на рубеже 1960-1970-х в Ленинграде действовала «группа Зингера», исполнявшая подделки под Фаберже. В составе группы был   художник – камнерез Василий Коноваленко.
В 1973 г.  в Русском музее прошла выставка камнерезных «человеческих» фигурок Коноваленко. 
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. образовалась другая группа, под руководством Михаила Монастырского.
Эта группа исполнила за четыре года (до ареста Монастырского в ноябре 1982 г.) более 150 изделий, в том числе, к примеру «Кавалера с кружкой» (камнерез Кореньков):

В группе участвовали камнерезы ЛПО «Русские самоцветы», работали во внерабочее время, в том числе мастер Буграчева.
Еще в 1970-х гг. в Художественном училище № 11 проходила подготовка камнерезов под руководством талантливого мастера Дризгаловича. Его воспитанники: Кореньков, Игдалов, Морев, Светлана Седых, которые на рубеже XX XXI составляют гордость петербургской камнерезной школы.



А.И. Кореньков


Теоретически процесс   был подготовлен. Еще в 1983 г. кандидат искусствоведения В.В. Мухин писал статью о камнерезном искусстве Фаберже  в ежегоднике «Советское декоративно – прикладное искусство». Среди теоретиков процесса следует отметить Аксентона, И. Шаталову, Н. Полячек.  В 1989 г. На выставке «Великий Фаберже» в 1989 г.  демонстрировалась фигурка «Цапля, по модели художника П. Потехина. Зрители единодушно ставили   фигурку этой птички в один ряд с изделиями Фаберже. По этой модели были создано пять фигурок.


Художники – скульпторы, создававшие модели: Л. Рыбка, П. Потехин, Н. Быкова, А. Корогодов, С.М. Березовская.
Мастера – камнерезы: Яковлев, Иванов,  Горский и Браунов.

П.Потехин

В начале 1990-х гг. четыре камнерезных фигурки были успешно проданы на аукционе СОТБИС в Нью-Йорке.
Общее художественное руководство осуществляла главный художник С. М. Березовская, и камнерезы всегда чувствовали поддержку руководства:
– генерального директора И. П. Мельситова, а с 1995 г. - А.С. Горыни.   

С. М. Березовская. Похищение Европы


В 90-х гг. изготовление фигурок было поставлено на рыночную основу, что позволило накопить опыт для создания новых направлений и коллекций.
На рубеже 1990-х – 2000-х гг. группу камнерезов возглавила Лада Филимонова.

Лада Филимонова

Ей принадлежит идея создания серии «Малыши и малышки», модели для которой создавала талантливый скульптор Марина Никольская.

Мария Никольская

 


Петербургская камнерезная школа эпохи Фаберже возродилась и в настоящее время является одной из ведущих в мире.
Этому способствовала плодотворная деятельность художников и мастеров ЛПО «Русские самоцветы» (с 1992 г. АО) в 1980 – 1990- х гг. 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться к тезисам

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир