русский ювелир - новости
  issue_magazine

события | ВЫСТАВКИ

Вариации на тему

Г.Н. Габриэль


01.05.2016

Alishan Halebian. Проект "Слеза", 2010

Американский Ювелирный Дизайнерский Совет (AJDC) из США был создан в 1988 году. Это было время, когда американские ювелиры сталиактивно объединяться в группы, ассоциации, организовывать выставки авторского творчества, открывать новые галереи, где выставлялись независимые художники. Благодаря их совместным усилиям, а также публикациям в специализированных ювелирных журналах американская публика постепенно стала не только покупать, но и коллекционировать авторские работы ювелиров, как до этого она собирала живопись и скульптуру. На этой мощной волне интереса к независимому ювелирному творчеству и родился AJDC, объединивший несколько десятков ювелиров, проживающих в США.

Среди главных целей ассоциации - подержка экспериментов, новых направлений в ювелирном творчестве, поощрение наиболее удачных проектов, спонсирование молодых талантливых дизайнеров и конкурсов ювелирного искусства.

Несколько слов о членах этой группы. Практически все они работают индивидуально, в студиях, делая вещи исключительно под собственным именем, у некоторых есть небольшие ювелирные производства. Помимо творческих работ для совместных проектов они имеют солидную клиентуру по всей Америке и делают для нее великолепного качества вещи. Почти все они получили профессиональное ювелирное образование, некоторые закончили несколько художественных институтов, в том числе в Европе. Практически все имеют самые престижные награды в области ювелирного искусства, такие как приз компании De Beers, Diamond Today Award American Gem Trade Association’s Spectrum Design Competition и т. д. Некоторые параллельно занимаются скульптурой, живописью, дизайном.

Словом они — Художники.

Каждый год начиная с 1996-го Совет предлагает им отложить в сторону повседневные ювелирные заботы и сделать одну работу на заданную тему, так называемый дизайн-проект. Тему для проекта выбирает один из членов группы. Все работы затем выставляются на престижных американских выставках, в музеях, в том числе в знаменитом Whitney Museum, а лучшие проекты остаются в распоряжении Совета. Победителю этого конкурса (его выбирают сами члены Совета) предоставляется бесплатный бокс на ежегодной Нью-Йоркской выставке-ярмарке ювелирного искусства, одной из самых значимых в США.

1996. Cube

Yurman. Проект "Куб",1996 г.

Первым масштабным совместным проектом группы стал «Куб». Художникам было предложено сделать работу, в основе которой лежит элементарная геометрическая форма — черный куб из оникса или гагата. Уже тогда определились творческие приоритеты и индивидуальные стилевые особенности каждого ювелира. Старейший член группы Майкл Гуд, известный также своими скульптурными композициями, использовал любимую форму спирали, математически рассчитав по законам равновесия и гармонии прихотливо изогнутую конструкцию с кубом в центре:

Майкл Гуд (Michael GOOD). Проект "Куб"; золото 18 к., оникс

Сьюзан Садлер, работы которой почти всегда несут элемент юмора и иронии, разрезала черный оникс на «кебаб» и нанизала на золотой стержень, а Диана Винсент, с ее любовью к простым и точным геометрическим формам, поиску их идеальной сбалансированности, разделила куб на две половинки и превратила их в изысканные серьги, столь ею любимые.

Сьюзан Садлер. Проект "Куб". Брошь "Кебаб"; золото 18 к., оникс

Диана Винсент (Diana VINCENT). Проект «Куб». Серьги. Золото 18к., оникс

В целом же, ювелиры продемонстрировали в этом проекте необычайное разнообразие подходов к решению поставленной задачи, где прослеживались многие художественные влияния, в том числе кубизма, конструктивизма и абстрактного экспрессионизма, весьма популярных в американском ювелирном искусстве еще с 1960-х годов.

1997. Wheel


Tine SEGAL. Проект "Колесо", 1997 г


Успех первого проекта подвигнул организаторов к его продолжению, и следующей темой было выбрано «Колесо». Данный проект спонсировала Гильдия платины, предложившая ювелирам этот дорогостоящий материал. В остальных средствах и способах выражения они были свободны. Многие, правда, пошли по традиционному пути соединения платины с бриллиантами, однако диапазон творческих решений при этом оказался весьма широким. Достаточно увидеть кольцо-колесо Алана Ривера или одну из самых необычных работ этого проекта — браслет из розового дерева Майкла Бонданза, где бриллианты играют, казалось бы, самую незначительную роль, но она принципиально важна в концептуальном контексте работ.

Алан Ривер (Alan REVERE), кольцо

 

Майкл Бонданза (Michael BONDANZA). Проект «Колесо». Браслет. Золото 18к., розовое дерево, платина, бриллианты

Кстати, эти художники — из лидеров группы. Алан Ривер, «мастер среди мастеров», обладающий несомненным талантом дизайнера, помимо активной творческой деятельности возглавляет собственную Академию ювелирного искусства в Сан-Франциско. Майкл Бонданза, один из самых парадоксально мыслящих мастеров группы, блестяще работает также в скульптурной миниатюре и больших формах.

1998. Key

Barbara WESTWOOD. Проект"Ключ", 1998

Следующий проект «Ключ» продемонстрировал два основных принципиальных подхода к решению темы, характерных и в целом для американского искусства. В первом тема решается достаточно прямолинейно, конкретно, насыщается изобразительностью, скульптурными элементами. Второе направление тяготеет к более сложным ассоциативным метафорам, часто ироничным, как, например, у Сьюзен Садлер, предложившей миниатюрную брошь в виде садовой лопатки для цветов, которые для нее — ключ к творческому вдохновению…

Сьюзан Садлер. Проект «Ключ». Брошь «Садовая лопатка». Серебро, дерево

Скотт Китинг обыграл в работе созвучие на английском своей фамилии — Keating и «key» — ключ, а Уитни Боин поместил на шинке гравированный идентификационный товарный код, как когда-то гравировали свои инициалы владельцы драгоценных печаток…

Скотт Китинг (Scott KEATING)

 

Уитни Боин (Whitney BOIN)

Одна из самых изысканных в этом проекте — работа Джорджа Соера, художника необычайно тонкого, блестяще работающего в сложнейших ювелирных техниках, в том числе любимой им мокуме-гане. Его работа «Отверстие для ключа» — это романс о влюбленных, ждущих свидания, решенная на нюансах техники, игре разного по цвету золота и серебра…

Джордж Соер (George SAWYER)

Любопытно, что до ювелирного искусства Джордж занимался дизайном гоночных машин, и, может быть, поэтому в своих композициях он ищет прежде всего гармонию формы и ее поверхности. Он любит задавать загадки, вкладывает в работы философский подтекст, и неудивительно, что в проекте следующего года «Головоломка» его композиция «Загадай меня» оказалась одной из лучших.

1999. Puzzle

 

В основе ее пластического решения — форма рукоятки традиционного японского меча, но как соединены все части композиции, понять невозможно — разъединить их может тоже только владелец вещи, знающий «секрет». Интересно, что этот прием был использован во многих работах проекта, очевидно, символизируя тему сложности человеческих взаимоотношений, в том числе отношений мужчины и женщины. Иногда эта идея прочитывалась в соединении конструктивных элементов работы — прихотливом переплетении звеньев в ожерелье Джоса Хесса, браслете Паскаля Лакруа, кольце Такаши Вада, маскировалась в лабиринтах орнамента Скотта Китинга, контрастной игре матовых и глянцевых поверхностей металла у Конелис Холландер.

Джо Хесс (Jose HESS)

 

Такаши Вада (Takashi WADA)


В следующем проекте «Вода» было много белого металла, прозрачных камней и пластика, биоморфных форм; «Полет» спровоцировал появление работ, связанных с воспоминаниями детства: бумажные змеи, аэропланы, решенных в широчайшем диапазоне настроений, образно отразил полет птиц и насекомых, а в проекте «Игра в прятки» явно доминировали легкие аллюзии на сюрреализм. Затем были проекты «Складки», «Сферы», «Пирамида», «Спираль», «Секретное сокровище», отразившие весь спектр художественных интересов ювелиров, степень свободы и оригинальность их творческого мышления, высокое мастерство работы в различных техниках и материалах. Большинство вещей были вполне функциональны, хотя присутствовала и ювелирная скульптурная миниатюра, инкорпорировавшая в самых неожиданных сочетаниях влияния различных культурных и философских доктрин.

 

2016 Transformation

Тема 2016 года - "Трансформация" разрабатывался совместно с Платиновой Гильдией (Platinum Guild International). Каждыйучаствующий дизайнер создавал проекты спользуя платину. Часть работ конкурса будут демонстрироваться со 2 по 6 июня в Лас-Вегасе, в рамках международной выставки Couture.


Pascal Lacroix

 


Alishan Halebian

 

Jose Hess

 

Diana Vincent

Diana Vincent

 

Katey Brunini

Katey Brunini

 

Jane Bohan

Jane Bohan

 

Susan Helmich

Susan Helmich

 

Mark Patterson

Mark Patterson

 

Конкурсные работы всех лет можно посмотреть на сайте ассоциации: http://dev.ajdc.org/ajdc-projects/

Источник: журнал "Русский Ювелир"

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир