Г.Н. Габриэль
01.05.2016
Alishan Halebian. Проект "Слеза", 2010
Американский Ювелирный Дизайнерский Совет (AJDC) из США был создан в 1988 году. Это было время, когда американские ювелиры сталиактивно объединяться в группы, ассоциации, организовывать выставки авторского творчества, открывать новые галереи, где выставлялись независимые художники. Благодаря их совместным усилиям, а также публикациям в специализированных ювелирных журналах американская публика постепенно стала не только покупать, но и коллекционировать авторские работы ювелиров, как до этого она собирала живопись и скульптуру. На этой мощной волне интереса к независимому ювелирному творчеству и родился AJDC, объединивший несколько десятков ювелиров, проживающих в США.
Среди главных целей ассоциации - подержка экспериментов, новых направлений в ювелирном творчестве, поощрение наиболее удачных проектов, спонсирование молодых талантливых дизайнеров и конкурсов ювелирного искусства.
Несколько слов о членах этой группы. Практически все они работают индивидуально, в студиях, делая вещи исключительно под собственным именем, у некоторых есть небольшие ювелирные производства. Помимо творческих работ для совместных проектов они имеют солидную клиентуру по всей Америке и делают для нее великолепного качества вещи. Почти все они получили профессиональное ювелирное образование, некоторые закончили несколько художественных институтов, в том числе в Европе. Практически все имеют самые престижные награды в области ювелирного искусства, такие как приз компании De Beers, Diamond Today Award American Gem Trade Association’s Spectrum Design Competition и т. д. Некоторые параллельно занимаются скульптурой, живописью, дизайном.
Словом они — Художники.
Каждый год начиная с 1996-го Совет предлагает им отложить в сторону повседневные ювелирные заботы и сделать одну работу на заданную тему, так называемый дизайн-проект. Тему для проекта выбирает один из членов группы. Все работы затем выставляются на престижных американских выставках, в музеях, в том числе в знаменитом Whitney Museum, а лучшие проекты остаются в распоряжении Совета. Победителю этого конкурса (его выбирают сами члены Совета) предоставляется бесплатный бокс на ежегодной Нью-Йоркской выставке-ярмарке ювелирного искусства, одной из самых значимых в США.
1996. Cube
Yurman. Проект "Куб",1996 г.
Первым масштабным совместным проектом группы стал «Куб». Художникам было предложено сделать работу, в основе которой лежит элементарная геометрическая форма — черный куб из оникса или гагата. Уже тогда определились творческие приоритеты и индивидуальные стилевые особенности каждого ювелира. Старейший член группы Майкл Гуд, известный также своими скульптурными композициями, использовал любимую форму спирали, математически рассчитав по законам равновесия и гармонии прихотливо изогнутую конструкцию с кубом в центре:
Майкл Гуд (Michael GOOD). Проект "Куб"; золото 18 к., оникс
Сьюзан Садлер, работы которой почти всегда несут элемент юмора и иронии, разрезала черный оникс на «кебаб» и нанизала на золотой стержень, а Диана Винсент, с ее любовью к простым и точным геометрическим формам, поиску их идеальной сбалансированности, разделила куб на две половинки и превратила их в изысканные серьги, столь ею любимые.
Сьюзан Садлер. Проект "Куб". Брошь "Кебаб"; золото 18 к., оникс
Диана Винсент (Diana VINCENT). Проект «Куб». Серьги. Золото 18к., оникс
В целом же, ювелиры продемонстрировали в этом проекте необычайное разнообразие подходов к решению поставленной задачи, где прослеживались многие художественные влияния, в том числе кубизма, конструктивизма и абстрактного экспрессионизма, весьма популярных в американском ювелирном искусстве еще с 1960-х годов.
1997. Wheel
Tine SEGAL. Проект "Колесо", 1997 г
Успех первого проекта подвигнул организаторов к его продолжению, и следующей темой было выбрано «Колесо». Данный проект спонсировала Гильдия платины, предложившая ювелирам этот дорогостоящий материал. В остальных средствах и способах выражения они были свободны. Многие, правда, пошли по традиционному пути соединения платины с бриллиантами, однако диапазон творческих решений при этом оказался весьма широким. Достаточно увидеть кольцо-колесо Алана Ривера или одну из самых необычных работ этого проекта — браслет из розового дерева Майкла Бонданза, где бриллианты играют, казалось бы, самую незначительную роль, но она принципиально важна в концептуальном контексте работ.
Алан Ривер (Alan REVERE), кольцо
Майкл Бонданза (Michael BONDANZA). Проект «Колесо». Браслет. Золото 18к., розовое дерево, платина, бриллианты
Кстати, эти художники — из лидеров группы. Алан Ривер, «мастер среди мастеров», обладающий несомненным талантом дизайнера, помимо активной творческой деятельности возглавляет собственную Академию ювелирного искусства в Сан-Франциско. Майкл Бонданза, один из самых парадоксально мыслящих мастеров группы, блестяще работает также в скульптурной миниатюре и больших формах.
1998. Key
Barbara WESTWOOD. Проект"Ключ", 1998
Следующий проект «Ключ» продемонстрировал два основных принципиальных подхода к решению темы, характерных и в целом для американского искусства. В первом тема решается достаточно прямолинейно, конкретно, насыщается изобразительностью, скульптурными элементами. Второе направление тяготеет к более сложным ассоциативным метафорам, часто ироничным, как, например, у Сьюзен Садлер, предложившей миниатюрную брошь в виде садовой лопатки для цветов, которые для нее — ключ к творческому вдохновению…
Сьюзан Садлер. Проект «Ключ». Брошь «Садовая лопатка». Серебро, дерево
Скотт Китинг обыграл в работе созвучие на английском своей фамилии — Keating и «key» — ключ, а Уитни Боин поместил на шинке гравированный идентификационный товарный код, как когда-то гравировали свои инициалы владельцы драгоценных печаток…
Скотт Китинг (Scott KEATING)
Уитни Боин (Whitney BOIN)
Одна из самых изысканных в этом проекте — работа Джорджа Соера, художника необычайно тонкого, блестяще работающего в сложнейших ювелирных техниках, в том числе любимой им мокуме-гане. Его работа «Отверстие для ключа» — это романс о влюбленных, ждущих свидания, решенная на нюансах техники, игре разного по цвету золота и серебра…
Джордж Соер (George SAWYER)
Любопытно, что до ювелирного искусства Джордж занимался дизайном гоночных машин, и, может быть, поэтому в своих композициях он ищет прежде всего гармонию формы и ее поверхности. Он любит задавать загадки, вкладывает в работы философский подтекст, и неудивительно, что в проекте следующего года «Головоломка» его композиция «Загадай меня» оказалась одной из лучших.
1999. Puzzle
В основе ее пластического решения — форма рукоятки традиционного японского меча, но как соединены все части композиции, понять невозможно — разъединить их может тоже только владелец вещи, знающий «секрет». Интересно, что этот прием был использован во многих работах проекта, очевидно, символизируя тему сложности человеческих взаимоотношений, в том числе отношений мужчины и женщины. Иногда эта идея прочитывалась в соединении конструктивных элементов работы — прихотливом переплетении звеньев в ожерелье Джоса Хесса, браслете Паскаля Лакруа, кольце Такаши Вада, маскировалась в лабиринтах орнамента Скотта Китинга, контрастной игре матовых и глянцевых поверхностей металла у Конелис Холландер.
Джо Хесс (Jose HESS)
Такаши Вада (Takashi WADA)
В следующем проекте «Вода» было много белого металла, прозрачных камней и пластика, биоморфных форм; «Полет» спровоцировал появление работ, связанных с воспоминаниями детства: бумажные змеи, аэропланы, решенных в широчайшем диапазоне настроений, образно отразил полет птиц и насекомых, а в проекте «Игра в прятки» явно доминировали легкие аллюзии на сюрреализм. Затем были проекты «Складки», «Сферы», «Пирамида», «Спираль», «Секретное сокровище», отразившие весь спектр художественных интересов ювелиров, степень свободы и оригинальность их творческого мышления, высокое мастерство работы в различных техниках и материалах. Большинство вещей были вполне функциональны, хотя присутствовала и ювелирная скульптурная миниатюра, инкорпорировавшая в самых неожиданных сочетаниях влияния различных культурных и философских доктрин.
2016 Transformation
Тема 2016 года - "Трансформация" разрабатывался совместно с Платиновой Гильдией (Platinum Guild International). Каждыйучаствующий дизайнер создавал проекты спользуя платину. Часть работ конкурса будут демонстрироваться со 2 по 6 июня в Лас-Вегасе, в рамках международной выставки Couture.
Pascal Lacroix
Alishan Halebian
Jose Hess
Diana Vincent
Katey Brunini
Jane Bohan
Susan Helmich
Mark Patterson
Конкурсные работы всех лет можно посмотреть на сайте ассоциации: http://dev.ajdc.org/ajdc-projects/
Источник: журнал "Русский Ювелир"