русский ювелир - новости
  issue_magazine

КАМНЕННАЯ АЗБУКА

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ:ЖЕМЧУГ .ЧАСТЬ 1.КОРОЛЬ ЖЕМЧУГА МИКИМОТО

21.10.2016

Лондонский музей V&A - самый крупный в мире музей декоративного искусства и дизайна. 


С сентября 2013 по январь 2014 совместно с музеем Катара здесь проходила выставка изделий из жемчуга. Экспозиция охватила огромный период: от Римской империи через эпоху Возрождения до 20-го столетия.

Жемчуг - одно из самых вожделенных сокровищ на протяжении тысячелетий. Его появление таинственно, а красота ни с чем не сравнима. С ним связаны многочисленные легенды и мифы, ему приписывали порой противоположные свойства. В разные времена прекрасные жемчужины отождествляли с чистотой, обольщением, счастливым браком, вдовьим трауром и т.д.

Формирование жемчуга может произойти в любом моллюске, имеющем раковину, вплоть до земной улитки. Морской природный жемчуг образуется при вторжении инородного тела-паразита, например, морского червя, куска губки, песчинки и пр. в перламутровый слой раковины. Паразит вытесняет собственные клетки моллюска, образуя кисты, которые постепенно обволакиваются перламутром. 

Перламутр представляет собой тончайшие (полмикрона толщиной) пластинки арагонита (кристаллы CaCO3), расположенные параллельными слоями. Слои разделены включениями органики - эластичными биополимерами (хитин и т.п.). Свет, падая на кристалл арагонита, многоразово отражается и преломляется другими кристаллами, создавая радужный эффект.

Удивительно разнообразие оттенков жемчуга: розовый, коричневый, черный, сине-зеленый, оранжевый...

Моллюски, из раковин которых были извлечены   сокровища:
1. Spondylus regius; 2. Cassis madagascariensis; 3. Pleuroploca gigantea; 4. Atrina vexillum; 5. Pleuroploca trapezium; 6. Pinctada mazatlanica; 7. Melo melo; 8. Pleuroploca gigantea; 9. Strombus gigas; 10. Pinctada radiata; 11. Tridacna squamosa; 12. Melo broderipii; 13. Nautilus pompilius; 14. Pleuroploca gigantea; 
15. Strombus gigas; 16. Pinctada maxima; 17. Haliotis iris; 18. Pleuroploca gigantea ; 19. Argopecten purpuratus; 20. Lopha cristagalli; 21. Pinctada maxima. 

Галиотис Haliotis fulgens

В данном семействе один род Галиотис (Haliotis), или морские ушки, содержащий около 100 видов. Распространены в Тихом, Индийском и Атлантическом океане

Жемчужины образуются в результате реакции моллюска на раздражение при попадании инородного тела в пространство между створкой раковины и мантией или же его внедрением непосредственно внутрь мантии. Последняя представляется собой складку стенки тела, покрытую, эпидермисом и образующая мантийную полость, которая сообщается с внешней средой

Число жемчужин в одной раковине может достигать нескольких десятков. Например в черноморских мидиях количество жемчужин может превышать 100 штук. Чем больше в теле моллюска жемчужин, тем они мельче. Так в мидиях, содержащих более 100 жемчужин примерно его 60-80% — это мелкий жемчуг диаметром меньше 2,5 мм

Не являясь единичным кристаллом, жемчуг не подчиняется строгому взаимодействию атомов и может принимать любую форму — от правильной сферической до чрезвычайно причудливой. Форма жемчуга во многом зависит от его местоположения в раковине.

Жемчуг – это первое драгоценное украшение наших предков. Впервые жемчужины были найдены еще первобытными людьми во время охоты и собирательства. Конечно, они вряд ли догадывались, что этот диковинный шарик на протяжении всей истории человечества будет покорять людей своей необыкновенной красотой.


История рождения жемчуга овеяна тайнами и легендами. Одни древние народности считали, что это застывший в воде свет луны, другие верили, что это слезы морской нимфы или застывший свет молнии в глазах моллюска. Жемчуг уникален еще и тем, что является единственным драгоценным камнем, который не требует огранки, и используется в ювелирном деле в своем первозданном виде.


  Сохранились упоминания о жемчуге и украшениях из него в индийских Ведах и глиняных табличках, найденных на раскопках в Персии. Первые известия о промыслах жемчуга (в Маннарском заливе) датируются II веком н. э. Древнейшим известным жемчужным украшением является ожерелье из Сузы, найденное в 1901 году (сейчас хранится в Лувре). Бронзовая статуэтка Афродиты из Бостонского музея изящных искусств (по разным оценкам, созданная в 500—430 гг. до н. э., в 400—336 гг. до н. э. или в 330—146 гг. до н. э.) украшена золотыми серьгами с жемчужинами, находящимися в прекрасной сохранности


 У Плутарха сохранился рассказ о том, что прославленная царица Клеопатра владела двумя самыми большими известными тогда в мире жемчужинами, которые были находились в её серьгах. Жемчуг часто встречается в женских украшениях на фаюмских портретах (Египет, I—III в. н. э.). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена — «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.


Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского (1880-е гг.) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

История жемчуга в России начинается в X веке. Здесь он был воспринят благосклонно, и на протяжении многих столетий пользовался популярностью у светских дам и священнослужителей, которые отделывали им элементы одежды и утвари.

Церковь тоже положительно отнеслась к этому драгоценному камню. Им украшали кресты, митры, ризы, иконы, обложки Библии и огромное количество других церковных предметов. Жемчуг пользовался большим спросом в женских монастырях. Рукодельницы не видели своего занятия без этой драгоценности.

Они расшивали жемчугом одеяния священнослужителей и монахинь. Именно из-за этого, жемчуг стали называть «камнем невест Христовых». Особую ценность представлял «новогодний жемчуг», который добывали на северо-западе нашей страны.

Популярен жемчуг был и у североамериканских индейцев. Этот «американский» жемчуг добывался в реках и использовался индейцами для украшения. Но наибольшую известность получил «морской» жемчуг, добываемый на мелководье теплых морей, омывающих южные страны. Самые лучшие экземпляры были найдены у берегов Полинезии и в Персидском заливе. Добываемый там жемчуг был самым ценным и имел собственное название «ориенталь» или «восточный». Этот вид жемчуга добывался ныряльщиками из раковин моллюсков.

риродный жемчуг в Персидском заливе добывали с 1-го тысячелетия до н.э. вплоть до середины 20-го века. За тысячи лет технология не изменилась, как и экипировка ныряльщика. Она состояла из набедренной повязки, зажима для носа из черепахового панциря или дерева, и плетеной корзинки.
Ныряльщик опускался с двумя веревками: одна прикреплялась к поясу, ко второй для ускорения спуска привязывали камень с петлей для ног. Человек за несколько секунд достигал дна (глубина до 22-х метров) и отпускал веревку с камнем.  

За одно погружение сборщик успевал найти до 12 раковин, но только в одной  из двух тысяч скрывалась высококачественная жемчужина.                                                                                    

Хотя русский жемчуг упоминается во многих исторических источниках и ему посвящено большое количество научных работ, изучение истории промысла жемчуга оказывается достаточно сложной задачей. Это связано с тем, что на Руси использовался не только местный речной жемчуг, но и морской, привозимый с Индийского океана. Уже в изделиях XII–XIII веков использовался и жемчуг восточного происхождения, и мелкий речной жемчуг, и даже имитация жемчуга – полые стеклянные бусины. 

Первые исторические данные о промысле жемчуга в русских реках относятся к XV веку. Наиболее широко в России жемчужный промысел был распространен в реках Кольского полуострова и Карелии. В реках Южного Беломорья (современная Архангельская область) жемчуг добывался в XVII–XX вв

 

Торговля жемчугом

Торговля жемчугом играла важную роль для стран, расположенных на побережье Персидского залива - от Саудовской Аравии до Дубай, особенно для Бахрейна и Катара. Арабские купцы переплывали Индийский океан еще в седьмом веке до н.э., и торговали  жемчугом в портах Индии. Там же его покупали и китайские торговцы.

К началу 19 века Персидский залив стал главным мировым поставщиком натурального жемчуга. Высокое качество "восточного" жемчуга обусловило огромный спрос на него у знаменитых ювелирных домов Европы. Золотой век "залива жемчуга" длился с 1850 по 1930 годы, а в наши дни  натуральный жемчуг стал редким драгоценным камнем.


К 17 и 18 векам жемчуг приобрел популярность как дамское украшение, пополнившее арсенал приемов соблазнения, и в тоже время подчеркивающее аристократическое происхождение владелицы. К началу 19-го века жемчуг зазвучал более интимно, украшая «сентиментальные» ювелирные изделия, передавая личную привязанность или выражая скорбь.Он продолжает оставаться фаворитом королевских дворов Европы, полюбивших длинные многорядные ожерелья. В этот период над созданием потрясающих  шедевров вдохновенно трудились парижские ювелиры, работавшие в стиле модерн.

Мода менялась, неизменным оставался только  статус жемчуга - символа власти и индикатора положения в обществе.  Редкость природных жемчужин всегда делала и делает их особенно желанными.

 

Культивированный жемчуг

Попытки искусственно производить жемчуг уходят в глубь веков. Древние китайцы первыми придумали создавать жемчуг, помещая посторонний объект в устрицу. Подобные эксперименты в 18 веке проводил шведский натуралист Карл Линней.

Сбор "урожая"

 

Но только в начале 20-го века японцу  Кокичи Микимото (1858-1954) удалось в промышленных масштабах освоить культивацию жемчуга. Круглый жемчуг, названный Akoya, выращивается в двустворчатых моллюсках рода Pinctada, японское название которых Akoya-kai. К 1950 культивированный жемчуг завоевал рынок, и мечта Микимото  "украсить жемчугом шеи всех женщин мира" стала реальностью.

Дизайн ювелирных изделий во второй половине ХХ века претерпел большие изменения. В 1960-х и 1970-х годах креативные ювелиры  Европы отошли от традиционного ювелирного набора украшений, создавая абстрактные скульптурные конструкции с нетрадиционными для жемчуга параметрами. 

В тоже время, ювелиры старой школы искали равновесие между традицией и модернизмом. С 1980-х годов художники-ювелиры стали делать акцент не на ценности жемчужины, а на оригинальности дизайна.  В поисках новых форм использования жемчуга, они сочетали его с различными металлами, часто имеющими текстурированную поверхность, и успешно объединили с недрагоценными материалами.

 

 

Источник: www.liveinternet.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир