НОВОСТИ ОТРАСЛИ | НОВИНКИ
21.03.2017
РАСПАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ
По предварительным данным, снижение потребления ювелирных изделий в 2016 году составило около 10%. В арбитражных судах зависли дела о банкротстве более 30 продавцов, производителей и добытчиков золота из разных регионов; крушение потерпели даже крупные компании; объем производства драгоценных изделий и оптовой торговли в золотом эквиваленте сократились вдвое. Наконец, физический спрос на золото оказался минимальным за последние семь лет, выяснили аналитики Thomson Reuters GFMS.
«Для ювелирного рынка потребительский спрос определяется свободным сэкономленным доходом, денежными средствами, которые люди хотели бы потратить на украшения и развлечения, – отмечает Кирилл Трубанёв, заместитель генерального директора по ювелирным изделиям одного из лидеров ювелирной отрасли России – «Красцветмета». – И в этом отношении падение нашего сегмента произошло года два назад. Покупательная способность обвалилась, спрос поменялся в пользу более доступных по цене изделий».
Проблемы привели к заметной реструктуризации рынка, который покинули многие малые и средние компании, и процесс еще не завершен.
«Индустрии потребуется еще несколько лет, чтобы трансформироваться. Возникнут новые имена, союзы и объединения. Значительно усиливает свое присутствие здесь и государство, пытаясь обуздать импорт, «причесать» рынок и взять его под контроль», – прогнозирует Трубанёв.
Лидерами и законодателями ювелирной моды в мире выступают Италия и Германия. Однако и российское «золото» всегда пользовалось спросом. По мнению эксперта, протекционизм государства в этой сфере оправдан: «В России существуют величайшие традиции ювелирного производства, и наши аутентичные изделия любят и покупают во всем мире». Это относится и к украшениям, которые делают на красноярском заводе: местный производитель напрямую сотрудничает с Китаем, Индией, другими азиатскими, а также европейскими странами.
«Общемировое признание для ювелиров – интересный и вместе с тем сложный в реализации проект. Основные препятствия связаны с таможенными пошлинами, особенностями контроля за ювелирными изделиями в каждой конкретной стране и непростыми процедурами оформления экспорта», – отмечает эксперт.
ХЛЕБ ЮВЕЛИРА
Как в сложных экономических условиях выживают производители уникального драгоценного продукта? По-разному. Кто-то переключился на импортозамещение – так, Московский ювелирный завод, который раньше привлекал итальянских и китайских дизайнеров и закупал до 50% изделий за границей, планирует в 2017 году довести долю собственной продукции – в основном украшений из бриллиантов – до 90%. Якутские алмазогранильные предприятия ищут новые рынки сбыта и надеются на стратегические государственные проекты…
Многим производителям приходится менять линейку продуктов, например, облегчая массу золотых украшений и делая их доступнее для массового потребителя.
Тем более что каким бы ни был кризис, определенные виды драгоценностей никогда не останутся без покупателя.
«Цепочки, обручальные кольца, крестики – хлеб ювелирной отрасли, – рассказывает Трубанёв. – Эти украшения стали неотъемлемым атрибутом современной жизни, они сопровождают человека с рождения и пользуются неизменным спросом».
В 2016 году традиционно самыми популярными изделиями оставались кольца и серьги, далее шли цепочки, браслеты, броши, подвески. Весь классический набор украшений, который не меняется десятилетия, производят тремя основными способами.
Это металлообработка – изготовление изделий на специальных станках; микролитье – отлив украшений в формах; штамповка – когда, к примеру, крест вырубается из заготовки сплава драгоценного металла. Бывает, что технологии используются в сочетании. Например, цепи одного из отечественных брендов, «Михайлов», отличаются тем, что при их изготовлении применяются и ручная работа, и литье.
В наши дни в «древнюю» ювелирную отрасль, где, как и сотни лет назад, по-прежнему актуален (и даже порой оправдан) ручной труд, массово приходят новые технологии. Не без влияния кризиса игроки рынка пытаются снизить затраты, активно занимаясь модернизацией предприятий и выставляя производство современных украшений на поток.
«Современная ювелирная компания массового сегмента, как и любой массовый бизнес, берет технологичностью и индустриальностью, взаимодействием с рынком по востребованному им ассортименту. К итоговому потребителю можно зайти разными путями: нишевыми коллекциями с небольшим количеством изделий, пытаясь угадать спрос, или через индустриализованный массовый продукт», – считает Кирилл Трубанёв.
Одно из главных наукоемких направлений современной «ювелирки» – развитие компьютерных технологий.
«Мы становимся свидетелями того, как развиваются новые технологии обработки драгоценных металлов и способы изготовления ювелирных изделий – например, такие, как 3D-печать. Конечно, она сопряжена с массой сложностей, которые определяются высокой стоимостью материала, но в ближайшей перспективе позволит создавать фантасмагорические украшения», – полагает эксперт.
3D-принтеры уже запущены в работу, к примеру, на новом ювелирном заводе холдинга «Алтын» в Кыргызстане. Компьютеризованное оборудование введено в действие и на новом высокотехнологичном заводе «Арт-КАРАТ» в Белгороде, а в Красноярске на «Красцветмете» 3D-технология находится на стадии активного изучения возможностей.
В перспективе компьютерная печать позволит легко сочетать в изделиях различные драгоценные металлы и сплавы. Но уже сейчас особым трендом в ювелирном производстве становится работа с нестандартными материалами.
ПЛАТИНОВЫЙ НЕСТАНДАРТ
В земной природе существует всего 8 драгоценных металлов. Причем сегмент потребления у большинства из них промышленный, узкоспециализированный. Хотя не так давно в Европе появился новый тренд – кольца из осмия: только за имидж, возможность обладать уникальным предметом, какой-нибудь китайский миллиардер заплатил бы миллионы.
Массовыми на ювелирном рынке до сих пор остаются золото и серебро, и большинство производителей как России, так и других стран изготавливают украшения именно из золотосеребряного сырья. Ювелиры так отвечают на запросы покупателей:
в нашей стране самая большая доля рынка – это красное золото, следом в списке предпочтений – золото белое.
Для российского покупателя в целом характерна традиционность в выборе ювелирных украшений, их дизайна, ювелирных сплавов. Например, большинство золотых изделий покупаются в красном золоте 585 пробы, хотя доступны и другие цвета, и другие пробы. Золото продолжает быть символом достатка, золотое изделие должно быть заметным и говорить о статусе человека. А вот желание разнообразить свои украшения особенно видно в спросе на серебряные изделия, которые можно обновлять под каждый сезон.
Интересно, что, по данным Росювелирэксперта, каждый четвертый предпочитает украшения без вставок. Тем не менее свой покупатель есть и у комбинированных изделий с сочетанием золотого и серебряного сплавов.
В последнее время в моду входит и непривычная для ювелиров платина. Красноярску в этом смысле повезло: на мировой ювелирной карте местное
производство, возникшее благодаря беспрецедентным запасам цветных металлов на Таймыре, выделяется тем, что работает не только с золотом, но и с платиной и палладием, уникальным по своей структуре сырьем. «Красцветмет» производит большую часть от всего объема палладия в мире и стоит на третьем месте по производству платины.
«Платина как ювелирный металл намного моложе золота. В ювелирном изделии она и дороже, и по своим физическим свойствам является более плотной, а потому более ноской. Изделия из этого драгоценного металла дольше сохраняют натуральный блеск, устойчивы к повреждениям.
В то же время они сложны в обработке и требуют применения вакуумных технологий. Все вместе приводит к тому, что платиновые украшения в мире – это более высокий, нишевый сегмент потребления. До недавнего времени все изделия из платины имели 950-ю пробу, а это 95% содержания металла и соответственно высокая цена», – рассказывает замгенерального директора по ювелирным изделиям Красцветмета.
Учитывая экономический спад, в научно-технологическом центре предприятия разработали новый продукт – платину 585-й пробы. Разработка такого сплава сделала престижный металл доступнее, перевела платиновые украшения в средний ценовой сегмент.
«Для рынка это новый продукт, очень технологичный и интересный», – резюмирует Кирилл Трубанёв.
ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ
Спрос на платиновые изделия пока только формируется. Производители ожидают перемен, наблюдая первые признаки оживления рынка. Исследовательская компания GfK назвала свой обзор «Российский потребитель 2017: Время надежд» – по их мнению, доля покупателей, для которых цена является главным фактором при выборе товара, снижается, возвращается спонтанно-рациональный тип покупок, растет доля «новаторов» и тех, кто готов идти на риск и демонстрировать свой успех. В том числе и с помощью новых украшений.
«Безусловно, предложения ювелирного рынка сегодня с лихвой перекрывают потребности покупателей, – уверен Трубанёв. – Предлагаемый ассортимент позволяет каждому найти «свое» украшение».
Золотые изделия по-прежнему остаются надежным вложением.
Драгметаллы никогда не обесценятся и потому являются своеобразной «подушкой безопасности» для своего владельца. Но, конечно, что касается украшений массового спроса, то это больше формат сбережений. Значительный доход приносят собственникам только уникальные украшения, например, с особенным камнем или выполненные в особой технике.
Если же говорить о доходе в привычном смысле, то, по мнению специалистов, стоит обратить внимание на инвестиционные слитки. Стоимость этих изделий – это стоимость чистого металла. При их покупке не нужно платить за камни, уникальную или технологически сложную работу.
Золото и платина всегда в тренде. «Драгоценные металлы удивительны и с физической, и с технологической точек зрения. Попробуйте подержать в руках платиновый или золотой слиток: чувство материала, которое испытываешь при этом, незабываемо, – говорит Трубанёв. – Я уверен, что необыкновенные металлы сохранят свою ценность, которая формировалась тысячелетиями, всегда».
Источник: dela.ru
|
|
|
|
наши партнеры:
|