русский ювелир - новости
  issue_magazine

новости отрасли | ЭКОНОМИКА

В Петербурге работают сувенирные магазины, в которые пускают только туристов из Китая. Как они устроены и законно ли это

24.05.2017

В некоторые сувенирные магазины Петербурга могут попасть только туристы из Китая, остальных не пропускают охранники. Как утверждают петербургские гиды-переводчики, цены на продукцию в таких магазинах могут быть завышены, а сама продукция может быть контрафактной.

На дверях сувенирного Korona Boutique на набережной Обводного канала, 108 не оказалось ручек, а в единственный вход не пустил охранник под предлогом того, что «магазин временно приостановил работу по техническим причинам» и «неизвестно, когда откроется». В разных формах прохожие и журналисты получали отказы во входе в магазин с его официального открытия в апреле 2016 года.

В другой закрытый сувенирный магазин — в бизнес-центре на Благодатной, 8 — не зайти еще и из-за самой пропускной системы центра. Охранники отвечают, что «в магазин сейчас попасть нельзя». В тот же день туда на туристическом автобусе приехала как минимум одна группа китайских туристов.

«Бумаге» стало известно о еще одном большом сувенирном магазине, работающем в похожем формате, на Аптекарской набережной, 6. Нашему корреспонденту также не удалось туда попасть.

Помимо того, в Петербурге действует несколько полузакрытых сувенирных магазинов, куда не пускают только тогда, когда в помещении находятся туристы. Как «Бумаге» пояснили сразу несколько гидов-переводчиков китайского языка, такая схема работы распространена по всему миру. По их словам, одна из причин состоит в том, что владелец точки может получить возможность незаконно принимать плату в иностранной валюте.

Китайцев в подобные магазины несколько раз в день привозит туристический автобус. Это подтверждает и работник автозаправки, находящейся рядом с бизнес-центром на Благодатной, 8. По его наблюдениям, каждый день к центру приезжает четыре-шесть туристических автобусов с группами китайских туристов по 20–40 человек.

Сейчас китайские туристы занимают первое место во въездном потоке в Россию. Так, в 2016 году Петербург посетило 760 тысяч туристов из Китая, за это время они потратили здесь свыше 3 миллиардов рублей. В июне прошлого года многим приезжим даже не хватило трехзвездочных отелей, потому что те уже были забронированы туристами из Китая.

В первую неделю октября 2016 года, во время праздников по случаю Дня образования КНР, поток китайских граждан в Россию вырос на 103 % в сравнении с тем же периодом 2015 года. Хотя еще 15–20 лет назад в Китае не был развит ни внутренний, ни внешний туризм. Вместе с ростом экономики Китая увеличивалась и платежеспособность его жителей — соответственно, начало развиваться туристическое направление.

По утверждению председателя Петербургской ассоциации гидов китайского языка Виктории Баргачевой, тогда, наряду с ростом интереса к туризму, в Китае возник и рост теневого бизнеса. Серые турфирмы, по ее утверждению, стали использовать различные полулегальные способы заработка на туристах.

Как рассказывают гиды из Петербурга и подтверждают заместитель исполнительного директора туристической ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов и гендиректор турагентства Luna Travel Company Константин Яхонтов, посещение подобных магазинов может быть частью заключенного еще в Китае договора.

Формат, при котором в договор с турфирмой в рамках тура включается обязательное посещение магазинов, известен как «принудительный шоппинг» или zero dollars tour. Подобная тактика была популярна у серых турфирм в нулевых — с подобным сталкивались туристы по всему миру. Это законная форма договора: турист не обязан производить покупку, он обязуется лишь пройти вместе с группой в магазин. Однако возможен и вариант, при котором туриста принуждают что-то приобрести.

Константин Яхонтов, гендиректор турагентства:

— В случае если турист отказывается от покупки, гид зачастую начинает давить на него морально. По большей части это сводится к репликам: «Мне нечем кормить семью. Зачем ты приехал, если ничего не покупаешь?» и прочее. Бывает, что доходит и до шантажа: туристам угрожают, например, что они могут опоздать на рейс.

Как объясняет первый вице-президент Российско-Азиатского союза предпринимателей Маргарита Федотова, серые китайские турфирмы зачастую формируют для туристических групп путевки по цене ниже себестоимости, а окупают свои затраты за счет собственной сети магазинов, «в которых китайским туристам существенно дороже продают сувенирную продукцию».

Как объясняет юрист международной компании Артемий Иванюшин, само по себе существование закрытых магазинов напрямую не запрещено законом.

Артемий Иванюшин, юрист:

— Договор розничной купли-продажи, который заключается между продавцом и потребителем, является публичным. В его заключении нельзя отказать, и его условия должны быть одинаковы для всех, к кому обращена публичная оферта. Однако если потребитель не видит прилавок, товары и вывески, то вроде бы ему и не адресована публичная оферта, на основании которой он может требовать заключение договора. Можно сказать, что эта ситуация находится в пресловутой серой зоне: прямо не запрещена, но и не вполне законна.

По словам юриста, подобная закрытость может объясняться какой-то юридической моделью вроде продажи товаров только для членов клуба покупателей или участников шопинг-тура. «Но если стать участником такого клуба или тура может только гражданин Китая, это дискриминационное условие», — утверждает Иванюшин.

Кроме того, отмечает юрист, в закрытых магазинах могут быть допущены и другие нарушения: они могут менять цены от покупателя к покупателю, брать плату в иностранной валюте или не платить налоги. Однако для того, чтобы это проверить и провести контрольную закупку, необходимо сперва попасть внутрь.

Закрытые магазины торгуют изделиями из янтаря, скорее всего, по завышенной цене. Как выяснила «Бумага», в их налоговых декларациях прописана специализация на янтарных изделиях. На вопрос о том, что продается в магазине во время работы, охранники в разной форме отвечают, что янтарь. Каждый из них подчеркнул, что цены там выше средних. Это также подтверждают знакомые с темой гиды.

— Янтарь — неотъемлемый элемент мифологемы китайского туриста, — рассказывает председатель Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева. — В Китае его любят, верят в его магические свойства и готовы дорого за него платить. Не исключено, что некоторые туристы едут в Петербург именно за янтарем.

Тот факт, что, к примеру, Korona Boutique занимается продажей украшений с янтарем, не скрывается: об этом рассказывают и водители автобусов, и туристы. По адресу магазина в налоговой зарегистрирована фирма, занимающаяся розничной продажей сувениров и ювелирных изделий, — ООО «Янтарь».

Так, в июле 2016 года Korona Boutique приостановил свою работу на несколько недель именно из-за янтаря. После обращения неизвестного гражданина в органы безопасности, на складе торговой точки обнаружили 9,5 кг необработанного янтаря. В отношении организации составили административный протокол по статье о самовольной добыче янтаря. Но вскоре дело прекратило ход, а магазин возобновил работу.

Некоторые гиды также утверждают, что подобные магазины торгуют контрафактным янтарем. По словам генерального директора Luna Travel Company Константина Яхонтова, несколько китайских туристов по возвращению домой жаловались на выявленные профессионалами дефекты в янтаре, купленном на Обводном.

По пути в закрытые магазины гиды-операторы рассказывают китайским туристам искаженные факты о России ради повышения продаж.

— Такие турлидеры не стесняются даже искажать историю в своих целях. Так, с их слов, Петербург неразрывно связан с янтарем: они утверждают, что он здесь производится, что здесь за «янтарные комнаты» сражались императоры. Это нечто наподобие методики НЛП: они постоянно рассказывают о янтаре, чтобы вскоре его продать, — утверждает Баргачева.

По утверждению Яхонтова, это случается потому, что зарплата работающих таким образом гидов напрямую зависит от проданных в подобных магазинах товаров. «Эти гиды реализуют схему нелегального туробслуживания по заниженной себестоимости. Когда они уже привлекли туриста путевкой „за ноль долларов“ (zero dollar tours), то им важно вернуть эту разницу и уйти в плюс любым способом. Именно для этого они и используют такие закрытые магазины с завышенными ценами. То есть в итоге всё замыкается и всё создается именно на основе этих магазинов», — рассказал он.

источник: paperpaper.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир