русский ювелир - новости
  issue_magazine

Бриллианты

"Прогнется" ли смоленский "Кристалл" под натиском индийских конкурентов?

15.06.2017

Крупнейшее в России производство по огранке алмазов – ОАО “ПО Кристалл” – находится под прессом индийских производителей бриллиантов. Чтобы выстоять в конкурентной войне, производству требуется государственная поддержка. О вызовах предприятию, которое является одним из основных налогоплательщиков в бюджет Смоленской области, рассказал его директор Максим Шкадов в ходе общения с представителями СМИ

В конце 2015 года на предприятии заявили о кризисе в отрасли: покупатели всё чаще выбирают мелкие бриллианты. Даже для тех, кто может позволить себе роскошь, крупные камни стали не по карману. Тогда же появилась информация о возможной приватизации “Кристалла” и исключении его из списка стратегических предприятий. Одним из возможных путей вывода предприятия из кризиса называлось слияние с государственным монополистом по добыче алмазов – компанией “Алроса”.

Удар по производству бриллиантов нанесло вступление России в ВТО. До середины 2016 года действовала вывозная пошлина для российских алмазов, в результате сырье доставалось российским производителям дешевле на 6,5%. В угоду международным обязательствам правительство отменило пошлину, чем нанесло российским огранщикам значительный ущерб. Что теперь ожидает предприятие, которое только в минувшем году заплатило 187 миллионов рублей в казну Смоленской области?


“Наш основной конкурент – Индия, там в алмазообработке занято более миллиона человек, – рассказывает Максим Шкадов. – Индия обеспечивает самый большой оборот бриллиантов и ювелирной продукции. “Кристалл” оказался в центре торговой войны, войны за клиента и рынки сбыта. Война жесткая, и каждый пользуется в ней своими преимуществами. Индия сделала за последние 15 лет огромный рывок вперед, в первую очередь, благодаря помощи правительства”.


Между тем в России многих эффективных механизмов господдержки до сих пор не было. В результате объём переработки упал в два раза, количество предприятий сократилось в три раза, а российская органика потеряла позиции в мире.+

Еще один вызов предприятию – укрепление национальной валюты.  Значительная масса сырья была закуплена по цене 66-67 рублей за доллар, а теперь продается при цене доллара в 57 рублей. В результате предприятие показало убыток в 200 млн рублей.+

“Идёт серьёзная работа на всех уровнях.  Мы стараемся укрепить позиции на уровне федерального центра, чтобы была поддержка отрасли. Наш конкурент – индийское правительство, и выиграть конкурентную борьбу мы не сможем без помощи российского правительства”, – полагает Максим Шкадов.  +

С оптимизмом на предприятии восприняли перевод из ведомства Минфина на уровень Министерства промышленности, что сулит производству бриллиантов существенные преференции на уровне госпрограмм, а также субсидирование процентной ставки по выданным кредитам. Что касается объединения “Кристалла” и “Алросы”, то на “Кристалле” этот процесс предпочитают называть не слиянием, а интеграцией алмазодобытчиков и огранщиков. При этом “Алроса” рассматривается смолянами как стратегический инвестор. Вопрос о приватизации предприятия пока всерьез не рассматривается, несмотря на то, что “Кристалл” находится в прогнозным плане приватизации государственного имущества.

Чтобы выиграть конкурентную борьбу с индийским производителем, необходимо создать единый канал сбыта с продуманной маркетинговой политикой, считает Максим Шкадов. Ведь сегодня на повестке дня стоит вопрос не о спасении “Кристалла”, а о спасении отрасли. Если российские огранщики отступят, то цены будет диктовать не рынок, а индийское сообщество.+

Впрочем, вопрос о сворачивании производства на смоленском “Кристалле” не повестке дня не стоит. Предприятие полностью загружено, сохраняется полный рабочий день. Средний уровень оплаты труда упал, но это, со слов Шкадова, естественная ситуация: производство жестко привязано к прибыли, и премиальная часть, которая зависит от прибыли, снизилась, при этом сдельщина не пострадала.+

Что касается конкурентных преимуществ смоленских бриллиантов, то они видятся Шкадову в премиальном качестве товара и более детальном сервисе. “Наш уровень на ступеньку выше, чем индийская продукция, мы как “Роллс-Ройс” или “Бентли”, но в ювелирной промышленности. Но конкуренты из Индии дышат нам в спину. Последняя выставка показала, что покупатель предпочитает товар не индийского качества по индийским ценам. Индусы задают демпинговый тренд, они готовы работать с минусовой эффективностью, чтобы расчистить себе рынок. Их принцип такой: мы сейчас работаем в убыток, чтобы в следующей жизни было хорошо”, – рассказывает Максим Шкадов. На сегодняшний день Индия контролируют 40 млрд долларов рынка бриллиантов, при том что весь рынок исчисляется 80 миллиардами.

Еще один вызов, с которым столкнулась отрасль, – расширение рынка синтетических алмазов, которые, по прогнозам Шкадова, в течение ближайших 10 лет займут 30 процентов рынка. Ответ на этот вызов – собственные разработки в производстве синтетического сырья и маркетинг по продвижению природного камня на рынке товаров роскоши. Еще одна идея, которая прорабатывается в Смоленске, – создание территории опережающего развития (ТОР) по обработке алмазов в Смоленске.

На сегодняшний день на ОАО “ПО Кристалл” работает более 1 800 человек, ведется набор молодых огранщиков, возрождается интерес к профессии. “Мы работаем со школами, которые приводят детей на экскурсии по предприятию. Нужно, чтобы все помнили, что Смоленск – это столица бриллиантов России и “Кристалл” является символом Смоленска вот уже без малого 55 лет”, – отметил Максим Шкадов.

Текст и фото: Максим Захаров

Источник: smolnarod.ru/

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир