русский ювелир - новости
  issue_magazine

НОВОСТИ ОТРАСЛИ |

Как работать с «проблемной задолженностью» часть 2

28.08.2017

В первой статье цикла, посвященного работе с «проблемной задолженностью» нами рассматривалась профилактика проблемы на стадии отбора надлежащих клиентов. Во второй части обратимся к проблемам, возникающим, несмотря на проведенный надлежащий контроль клиентов, с которыми начало работать предприятие.



При наличии на предприятии собственной юридической службы, возникающая, не возвращенная вовремя дебиторская задолженность, которая превращается в «проблемную» отрабатывается этой службой. Как нами уже указывалось ранее, бухгалтерия должна отслеживать факт возникновения просрочки платежей клиентов и своевременно передавать её на отработку юридической службы, которая помня о требовании ч.5.ст.4 АПК РФ (Арбитражного процессуального кодекса) направляют просрочившему платеж клиенту претензию и получают т.о. доказательства проведения досудебного урегулирования, чтобы через 30 дней иметь возможность подать иск в арбитражный суд.

Далее, как правило, юридическая служба видит свою задачу выполненной после проведения судебных слушаний в арбитраже, получении решения суда и подачи исполнительного листа в службу ФССП (федеральная служба судебных приставов).

Если практика показывает, что этот путь недостаточно эффективен, руководитель предприятия задумывается об обращении к «коллекторам». При этом в массовом сознании понятие «коллектор» сильно мифологизировано, т.е. содержит образы, не соответствующие реальной действительности.
Практически все коллекторы встречались с массовым штампом сознания потребителей коллекторских услуг, что «коллекторы» – это работники ножа и топора, утюга и паяльника, бейсбольной биты и монтировки.

Отчасти такое восприятие сохранилось как родовая память лихих 90-х прошлого века, отчасти оно провоцируется и подкрепляется некорректным поведением отдельных коллекторов, имеющих недостатки воспитания, образования и страдающие отсутствием профессионализма. Особенно часто этим «болеют» сотрудники крупных коллекторских агентств, имеющих свои колл-центры с очень невысокой, но стабильной возвратностью (до 5-7% от портфеля долгов), рассчитанные на работу с массой мелких долгов.

Для таких агентств характерны использование специального рабочего программного обеспечения, отучающего думать, большая текучка кадров - весьма часто молодых людей, недавно окончивших школу, зачастую представленных выходцами с окраин нашей страны. Среднее руководящее звено таких агентств, как правило, представлено бывшими военными, а «топы» - немногочисленными высококлассными специалистами, практически не принимающими участия в непосредственном контакте с должниками, в процессе работы агентства.

Как ни странно, иногда такой штамп даже помогает «коллекторам», которые встречаются с реакцией опасения должника при первом контакте. Но чаще этот стереотип восприятия «коллекторов» мешает, заставляя сотрудников коллекторских агентств уделять часть своей производственной энергии развенчанию этого мифа. Труд коллектора, как неоднократно справедливо отмечалось в различных статьях в СМИ лежит на границе или лучше сказать в синергии таких дисциплин как юриспруденция, экономика и психология.

В основном, в коллекторах задерживаются люди с «холодной головой», большим терпением, готовностью к многочисленным контактам, думающие и имеющие несломленный морально-этический стержень. Правда, образ такого «коллектора» больше характерен для агентств среднего и небольшого формата. «Коллекторами» такого типа часто становятся юристы, психологи и экономисты, реже выходцы из силовых структур, из тех, кто так и не привык «сперва стрелять, а потом смотреть, что упало». Внешне - это прилично одетые люди, очень часто в костюмах, при галстуках, «обезображенные» отпечатком интеллекта на лице.

«Коллекторы» вообще появились как ответ на общественный запрос истребования «плохих» долгов, не закрываемый адвокатскими и юрисконсультскими конторами, чаще всего видевшими свою работу выполненной после получения Заказчиком судебного решения в его пользу. Однако практика показывает, что эффективнее всего досудебное взыскание, а наличие «Решения суда» и Исполнительного листа вовсе не гарантируют возврата долга, поскольку работа с судебными приставами-исполнителями – отдельная грустная тема. «Коллекторы» восполнили эти лакуны общественного запроса и доказали свою востребованность и эффективность.

Медленно общественное сознание дрейфует в сторону признания единственно правомочной системы взыскания – цивилизованной формы нахождения компромисса между должником и кредитором посредством «коллектора», как медиатора. Однако дрейф этот пока происходит медленнее, чем того хотелось бы. Коллекторы только недавно получили в руки закон, регламентирующий их деятельность (Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"). Работу коллекторов осложняют реалии российского законодательного поля, изменчивого, противоречивого, развивающегося согласно вошедшей в обиход поговорке «хотели, как лучше, а получилось как всегда».

Внесение главы 10 в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О несостоятельности (банкротстве)" (банкротство гражданина), вроде бы как должно было защитить физических лиц от неправомочных посягательств на их имущество, но на практике, приводит к пополнению арсенала средств недобросовестных должников в деле уклонения от погашения своих долгов, резкому увеличению нагрузки на и без того перегруженный судебный корпус и судебных приставов.

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство судей и так перегружены, дальше некуда, а судебные приставы-исполнители при нормативе ведения 300 дел на одного сотрудника, реально редко «ведут» менее 2000 дел, находясь при этом в страшно стесненных условиях, без доступа к интернету, часто без телефона.
Продолжение следует…

Исполнительный директор ООО «Миротворец КА»

Попов Сергей Владимирович ©

. тел. 8-903-786-77-55

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир