русский ювелир - новости
  issue_magazine

КАМНЕННАЯ АЗБУКА

Еще 3 года: почему янтарщики говорят о кризисе отрасли, а комбинат об успехах

16.08.2017

Текст — Станислав Пахотин, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Чуть больше года прошло с момента, как Калининградский янтарный комбинат утвердил свою товарно-сбытовую политику и провел первые открытые торги на бирже «Санкт-Петербург». Результаты этой инициативы, а также заключенный в декабре прошлого года трехлетний контракт с китайским ювелирным холдингом позволяют предприятию говорить об успехах и колоссальных перспективах развития. Калининградские переработчики янтаря утверждают обратное: проблема с доступом к сырью осталась нерешенной. «Новый Калининград.Ru» поговорил с последними, выяснил официальную позицию правительства и узнал, почему оценки в реализации реформы янтарной отрасли так противоположны.

Открытые торги

Главным достижением прошедшего с момента принятия документа о товарно-сбытовой политике года стали так называемые открытые торги янтарем на бирже «Санкт-Петербург». Согласно данным сайта торговой площадки, с начала проведения открытых аукционов состоялась 131 сессия, на которых было заключено 485 сделок по покупке янтаря на сумму более 470 млн рублей.

Позиция Калининградского янтарного комбината

В целях реализации принципа равного доступа всех участников рынка к янтарному сырью приоритетным каналом продажи продукции Общества является ее реализация через организованные торги. Обществом ежедневно выставляются на биржевые торги лоты различных весовых и размерных характеристик, и заключение крупного оптового договора не оказало влияния на качество и количество лотов, реализуемых на торгах.

Позиция правительства Калининградской области

В настоящее время преждевременно в полной мере оценивать влияние механизмов реализации янтарного сырья, предусмотренных ТСП, на развитие российского янтарного рынка. Так, например, на сегодняшний день механизм биржевых торгов не используется участниками рынка в достаточной степени. Большинство региональных переработчиков относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у них отсутствует необходимый опыт совершения биржевых сделок. Можно констатировать, что региональный рынок только адаптируется к изменившимся условиям покупки янтарного сырья.

Позиция переработчиков янтаря

Введение практики открытых торгов не повлияло на ситуацию с доступом к качественному янтарному сырью. По мнению генерального директора компании «Сувениры Балтики» Василия Симонова, во время торгов переработчики вынуждены покупать вместе с хорошим камнем остатки, которые, по-видимому, комбинат не может как-то по-другому реализовать. По его информации, на бирже покупают только те, которые знают, что должны купить и сколько. «Такие люди есть, которые заранее отправляют заявку, что им нужно. Под них подготавливают, и тогда они выходят в день торгов и точно знают, когда нажать кнопку, а потом кому продать», — рассказал он «Новому Калининграду.Ru».

О другом недостатке в практике открытых торгов поведал вице-президент ассоциации переработчиков Илья Емельянов. По его словам, открытые торги стали площадкой для спекулятивных сделок, основную часть которых совершают представители финансового сектора.

Доступ к сырью

Позиция правительства Калининградской области

Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов уверен, что у представителей янтарной отрасли в настоящее время есть доступ к сырью. «Я знаю, лично общаюсь как минимум с четырьмя владельцами различных фирм, которые выставляются в Гонконге, продают изделия в Польше, Литве, Китае, основных городах РФ. Для них самое главное — возможность участия в выставках, они этим активно пользуются, особых ограничений для них не вижу, — сказал врио губернатора. — Самая главная всегда была проблема для них — доступ к сырью. Сейчас он есть, он более прозрачный. Понятно, что все янтарщики всегда будут говорить, что им не хватает. Кто-то говорит — дайте больше и по более низким ценам. Ну, резонное всегда желание производителей. Отдельные производители говорят, что янтаря достаточно, цена их устраивает, они не в накладе. Просто, может быть, они привыкали 1000 процентов иметь, сейчас чуть меньше. Ничего плохого я не вижу в том, что мы сделали рынок более прозрачным.

Позиция переработчиков янтаря

Представители отрасли отмечают, что у них есть возможность покупать янтарь в ходе как открытых торгов, так и закрытых, которые проводятся только для производителей янтарных изделий. При этом они указывают на отсутствие в свободном доступе сырья высшего качества. Его не могут получить как крупные компании, так и мастера, художники, вынужденные довольствоваться янтарем так называемого второго и третьего класса.

«Преступление в том, что отправляется самое лучшее. То, из чего и получаются настоящие работы. Такого качества янтаря, поверьте, его не так-то много. Люди со стороны, когда начинают входить в этот вопрос, не совсем понимают величины. Комбинат добывает 350–500 тонн в год, допустим. Если брать их данные, то из этого объема 20% делового янтаря-сырца. То есть 500 тонн превращается в 100. Из них то, что является макушкой, лакомой верхушкой, с которой и можно работать, — 5, ну 10 тонн. Мы же отдаем китайцам это самое лучшее. Если отгрузить одному лучшее, то всем остальным останется только отребье, что, в общем-то, и происходит», — сообщил «Новому Калининграду.Ru» один из переработчиков янтаря Андрей Трусов.

Из-за этой ситуации мастера и крупные переработчики по-прежнему вынуждены нелегально покупать янтарь у так называемых «черных копателей» и «дайверов».

Китайский контракт

Позиция Калининградского янтарного комбината

Первый в истории комбината прямой экспортный контракт с Китаем был заключен в декабре прошлого года. Он оценивается ориентировочно в 10 млрд рублей. Предполагается, что вырученные по нему деньги станут основным источником для масштабной модернизации предприятия. При этом исполнение комбинатом обязательств по этому контракту не сказывается на качестве и количестве лотов, выставляемых на открытых торгах.

Очевидным плюсом этой сделки является обязательство китайских партнеров перерабатывать на территории России не менее 50% янтаря, купленного в рамках такого договора.

При этом первая партия в этом году была отправлена в КНР полностью, однако руководство янтарного комбината не видит в этом никаких нарушений, поскольку «50% — это от всего контракта», очевидно, что в будущем ситуация нормализуется. Пока же у партнеров на территории региона нет необходимых складских помещений.Руководство Калининградского комбината просит учитывать при анализе сложившейся ситуации, что Китай является крупнейшим мировым импортером янтаря, располагая соответствующими финансовыми и производственными мощностями.

Позиция переработчиков янтаря

Представители янтарной отрасли не отрицают заявленный руководством комбината тезис о том, что Китай — стратегический рынок, и поставки сырья для его участников — логическое отражение экономической сложившейся ситуации.

При этом они обращают внимание на следующие два факта. Во-первых, согласно контракту янтарь вывозится беспошлинно. Однако калининградские производители янтарных изделий, в случае если захотят попасть на крупнейший китайский рынок со своей продукцией, должны будут заплатить заградительную ввозную пошлину в 40%. Это уже привело к тому, что в ведущих магазинах Москвы и Санкт-Петербурга доминируют китайские изделия.

Во-вторых, представители китайского холдинга имеют прямой доступ на склады комбината, где и отбирают лучший камень для вывоза по контракту. Из-за этого на торги и выставляется так называемая «пересортица».

Состояние отрасли

Позиция правительства Калининградской области

В настоящий момент отрасль только начинает работать в новых условиях прозрачности и конкуренции, тесного сотрудничества переработчиков янтаря и Калининградского янтарного комбината. Этот этап, согласно проекту стратегии развития янтарной отрасли, продлится до 2019 года.

По данным регионального управления Федеральной налоговой службы, более 250 юридических лиц так или иначе связаны с янтарной отрасли, в их ОКВЭД есть соответствующее указание на это. Большинство из них работает на так называемой упрощенной системе налогообложения, указывая только свои доходы. Соответственно, проследить затраты, связанные с закупкой сырья, оборудования, модернизацией производства, не представляется возможным. В бюджет региона они обеспечивают 1% поступлений. При этом половина этих поступлений — заслуга «Янтарного комбината».

По сведениям Калининградской областной таможни, положение дел таково, что импорт изделий из янтаря превышает экспорт в два раза.

Позиция переработчиков янтаря

Представители ассоциации переработчиков янтаря указывают на то, что в данный момент отрасль переживает настоящий кризис. Процесс притирки и выработки основных правил игры происходит на фоне беспрецедентного за последнее время падения спроса на янтарь и изделия из него. С 2015 года объем товарооборота, продаж янтарными изделиями сократился на 60%. «Представьте, падение бизнеса за полтора года минус 60%. В среднем по отрасли. Кто-то сократил людей на 60%, кто-то полностью закрыл бизнес. Фактология, к сожалению, пока такая. Есть ребята, которые специализируются на полуфабрикатах. У кого-то одна-две операции, кто-то делает заготовки. Готовую продукцию в регионе производит десяток компаний. Остальные, которые делали полуфабрикат, были одной из цепочек в производственной цепи создания готовой продукции, они как раз и не выжили», — пояснил «Новому Калининграду.Ru» вице-президент ассоциации Илья Емельянов.

По его же данным, оставшиеся компании обеспечивают переработку 240 тонн янтаря, а их годовой оборот — 700 млн рублей. В целом же российский рынок продажи полуфабрикатов из янтаря и янтарных изделий составляет 1,5 — 2 млрд рублей, мировой — 115 млрд рублей.

В настоящее время ассоциация переработчиков создала первую отраслевую саморегулирующуюся организацию, в которую вошло 38 компаний. Сведения об их специфике деятельности, финансовом состоянии, производственном потенциале размещены на сайте СРО. Это, по мнению того же Ильи Емельянова, позволит «обелить бизнес», получить поддержку от государства и начать конкурировать за внешние рынки.

Перспективы развития отрасли

Позиция Калининградского янтарного комбината

Китайский контракт и повышение прозрачности работы должны обеспечить приток средств в модернизацию предприятия, а также поспособствовать созданию янтарного кластера. Его проект был разрекламирован на первом международном экономическом форуме янтарной отрасли, прошедшем в октябре прошлого года. Такой кластер должен обеспечить около 2 тыс рабочих мест и объединить 50–60 компаний (крупнейшей из них будет АО «Калининградский янтарный комбинат»), деятельность которых связана в том числе с обработкой и переработкой янтаря. При этом состоять «Янтарная долина» должна будет из двух площадок: одна разместится под Янтарным, в районе месторождения, вторая — в окрестностях Калининграда, «где расположено большинство переработчиков». Одно из условий работы в составе кластера — «не менее 50% объема продукции, произведенной одним участником, должно использоваться другими участниками».

По оценкам генерального директора АО «Калининградский янтарный комбинат» Михаила Зацепина, для создания «Янтарной долины» потребуется 3 года.

Позиция правительства Калининградской области

Региональные власти рассчитывают, что уже к 2025 году область сможет стать мировым центром добычи, обработки и продажи янтаря. Для этого достаточно реализовать стратегию, проект которой 5 июля был внесен на рассмотрение в правительство страны. В ней, в частности, прописано, что приоритетными направлениями поддержки предприятий янтарной отрасли являются: стимулирование использования современного технологического оборудования с улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками; создание комфортных условий ведения предпринимательской деятельности; повышение доступности финансовых ресурсов; разработка иных налоговых мер стимулирования деятельности микропредприятий; стимулирование кооперации между микропредприятиями и другими категориями предприятий; проработка вопроса об оказании микропредприятиям янтарной отрасли поддержки в рамках государственных и региональных программ развития народных художественных промыслов; проработка мер, направленных на продвижение янтарной продукции на внутренний рынок Евразийского экономического союза, в том числе поддержки комиссионной реализации янтарных изделий; развитие электронной коммерции; поддержка маркетинговой деятельности; содействие развитию бренда «Калининградский янтарь».

Позиция переработчиков янтаря

Основные перспективы представители ассоциации переработчиков связывают с созданной СРО. В свою очередь, ее существование является частью программы развития отраслевого кластера. Она предполагает обеспечение образования сотрудников компаний, внедрение технологий, повышение эффективности коммуникаций внутри отрасли и с внешними рынками.

В результате в ассоциации в течение 3 лет надеются, что в регионе появится до 70 сильных компаний, которые смогут в год перерабатывать 300 тонн янтаря, а годовой оборот их будет составлять порядка 2 млрд рублей. Дополнительно будет создано около 1500 новых рабочих мест.

 

 


Источник: newkaliningrad.ru

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир