10 ноября 2017 г. в Центре международной торговли Москвы прошёл Круглый стол «Реализация экспортного потенциала ювелирной отрасли России: проблемы и перспективы». Организаторами мероприятия выступили: Ассоциация «Гильдия ювелиров России», Клуб «Российская ювелирная торговля», Центр Международной Торговли Москвы, АО Российский экспортный центр.
В качестве основной цели проведения мероприятия организаторы обозначили выработку «дорожной карты» по реализации экспортного потенциала ювелирной отрасли России и увеличение объёмов экспорта ювелирных изделий до 1 млрд. долларов США в год. Сегодня объем экспорта сырых (необработанных) алмазов и монетарного золота (слитков) из России составляет 5 млрд. долларов США в год. Ограненные бриллианты Россия экспортирует на сумму чуть более 500 млн. долларов США. Экспорт готовых ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней сегодня не превышает 100 млн. долларов США. Таким образом, чем выше степень передела драгоценного сырья, чем весомее доля добавленной стоимости в ювелирной продукции, и тем скромнее экспортные достижения отечественных ювелиров.
Повестка Круглого стола содержала анализ зарубежного опыта развития экспорта ювелирных изделий, оценку перспектив участия ювелирных компаний в программе MADE IN RUSSIA, мониторинг состояния рынков сбыта, обсуждение мер государственной поддержки экспорта несырьевых товаров в РФ.
Участие в мероприятии приняли ведущие игроки отечественного ювелирного рынка и представители государственных ведомств. Одним из главных гостей встречи стал президент Всемирной конфедерации ювелиров (CIBJO) Гаэтано Кавальери. Примечательно, что господин Гаэтано не ограничился формальным приветствием собравшихся, а несколько раз по ходу Круглого стола брал слово, активно участвовал в обсуждениях, рассказывал о мировом опыте выхода ювелирных компаний на внешние рынки, а также привёл небольшой анализ перспектив российских ювелиров. По словам президента CIBJO, Всемирная конфедерация уже разработала программу сотрудничества с российскими ювелирами и готова ее реализовывать. Кроме того, господин Гаэтано напомнил, что ювелирный бизнес приносит около 7,5 млрд. долларов в виде налогов. В связи с этим он призвал российское правительство уделить внимание совершенствованию налоговой системы.
Начальник сводно-аналитического отдела в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Министерства финансов РФ Александр Орлов рассказал присутствующим о том, что по данным Министерства финансов сегодня на розничную торговлю приходится 37% рынка, на оптовую — 27%, 23% — на производство. Александр Орлов отметил, что большинство ювелирных компаний относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса. Возможности их проверки сильно ограничены. В связи с этим было бы правильным создать интегрированные информационные системы, позволяющие отслеживать производство «от шахты до прилавка».
На встрече неоднократно звучала мысль о том, что ювелирные изделия российского производства обладают существенным набором конкурентных преимуществ. Например, в таких аспектах как дизайн, качество и цена. Эту тему в своём выступлении затронул Председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Гагик Геворкян.
Г. Г. Геворкян: 20 лет назад, когда отечественная ювелирная отрасль становилась на ноги, мы существенно проигрывали зарубежным производителям по ассортименту, дизайну и стоимости продукции. Также, мы обладали далеко не самыми передовыми технологиями производства. В силу этих факторов российский рынок на 50-60% был заполнен изделиями иностранных производителей.
Теперь ситуация изменилась кардинально. Отечественные ювелирные заводы используют передовые технологии и современное оборудование. Мы научились делать изделия широкого ассортимента, разнообразного дизайна и, что особенно важно, мы научились их делать по конкурентным ценам.
Нам удалось оттеснить зарубежных производителей. В настоящее время их доля на нашем рынке составляет не более 5-7 %. И сегодня на повестке дня стоит вопрос о завоевании российскими ювелирными компаниями достойной доли на внешних рынках.
Мировой объём рынка ювелирных изделий оценивается примерно в 300 миллиардов долларов США. Это значит, что даже небольшая доля в 2 %, занятая российскими ювелирами на мировом рынке, будет больше нашего внутреннего рынка потребления. Соответственно, это позволило бы нам говорить о двукратном росте производства ювелирных украшений в России.
Довольно оживлённой получилась дискуссия на тему участия российских ювелиров в зарубежных выставках. Представители АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) разъяснили порядок составления списка выставочных мероприятий, часть затрат на участие в которых попадает под программу государственного финансирования. Управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский экспортный центр» Константин Евстюхин рассказал о том, что РЭЦ создал три направления поддержки бизнеса: финансовое, нефинансовое и проектное. В 2016 году объем финансовой поддержки составил 8,5 млрд. долларов. Что касается нефинансовой поддержки, то она включает широкий спектр услуг, в числе которых анализ внешних рынков, логистика, сертификация, поиск потенциальных партнеров и покупателей продукции, участие в международных выставках, таможенное администрирование, и т.д. Константин Евстюхин отметил, что РЭЦ поддерживает идею конкурса Карла Фаберже и считает её прекрасным вспомогательным инструментом продвижения отечественных ювелирных изделий на внешние рынки.
О мерах по развитию экспорта говорил и генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
Эдуард Уткин: для реализации экспортного потенциала необходим комплексный подход к решению целого ряда проблем. Отмена пошлин на все виды камней нужна для того, чтобы выровнять наши конкурентные возможности на зарубежных рынках. Далее, важно создать единое окно для подачи документов. Сегодня мы имеем отдельно стадию государственного контроля, и отдельно стадию таможенного оформления. Кроме прочего, необходимо сокращение количества требуемых документов. Ну и, конечно, введение возможности розничной реализации продукции без заключения контракта на поставку. Невозможно продавать вино без дегустации. Точно также нельзя продавать украшения, не имея возможности реализовывать их напрямую. Иначе вы не сможете приучить покупателя к своей продукции. Вы не сможете без этого изучить рынок. Покупатели на западных рынках консервативны. Пока они не пощупают, не увидят товар перед собой, они его не купят. И последнее, считаю необходимой разработку программы по субсидированию части затрат на создание оптово-розничных центров на рынках США и Европы.
После подведения итогов круглого стола, главным из которых можно считать решение о подготовке дорожной карты при участии РЭЦ и Министерства промышленности и торговли РФ, президент медиа-холдинга JUNWEX Валерий Будный пригласил всех участников мероприятия проследовать на Церемонию официального открытия Международного конкурса ювелирного искусства им. К. Фаберже.
больше фото