Наследие ювелирной истории
Гильошированная эмаль – одна из самых эффектных техник декоративной эмали, с помощью которой создается завораживающий переливами цвета объемный эффект цветного полупрозрачного покрытия, который применяется в декоративных целях при создании ювелирных изделий. Слово происходит от французского "guilloche" – так называли гравировку на металле в виде узора из волнистых или геометричных линий. Техника гильошированной эмали получила свое название за то, что полупрозрачная эмаль наносится поверх такого узора, что и создает этот удивительный объемный эффект.
Впервые такую необычную и, безусловно, красивую технику стали использовать французские ювелиры. Известный создатель швейцарских часов класса «люкс» Авраам-Луи Бреге был первым, кто использовал элементы гильошированной эмали в своих изделиях, руководствуясь, правда, не эстетическими мотивами, а функциональными. С помощью такого декора часовщик хотел замаскировать царапины на корпусе часов, которые неизбежно появляются в ходе эксплуатации изделия, ведь благодаря переливчатому эффекту следы носки не будут бросаться в глаза и изделие надолго сохранит свой первозданный лоск. Рисунок выглядел как резьба по окружностям, которые уменьшались к центру. Техника привлекла внимание не только искушенных состоятельных модников, но и ювелиров, и постепенно стала распространяться мода на гильошированную эмаль, которую стали делать на корпусах часов и на циферблатах, на ювелирных изделиях и различных предметах роскоши.
В лучших традициях Фаберже
Знаменитый ювелир Карл Фаберже, будущий фаворит императорской семьи, постоянно искал новые техники и секреты ювелирного мастерства, чтобы удивлять и восторгать своих взыскательных заказчиков. Обучаясь в Европе, Карл Густавович весьма заинтересовался гильошировочным станком, и вскоре такой появился в его мастерской в России. Изделия с гильошированной эмалью так понравились ювелирам и заказчикам, что вскоре стали одной из визитных карточек мастерской Фаберже.
Фирма Фаберже выполняла свыше двухста вариантов гильоша самых различных вариаций и узоров, используя более ста пятидесяти оттенков цветной эмали, тогда как другие мастера-ювелиры были способны украсить свои творения лишь незамысловатыми, простыми элементами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.
Секрет технологии
Техника создания декоративных элементов с гильошированной эмалью простая и сложная одновременно. Вся сложность заключается в подготовке основы для нанесения эмали, на которую с помощью специального станка наносится гравировка. Для создания различных цветовых и переливчатых эффектов узоры наносят в виде волн, лучей, полос, штриховки, шахмат. Теперь в дело вступает цветная эмаль. Состав стеклянного сплава напрямую зависит от цвета. В основу, состоящую из кремнеземов, добавляют окислы кобальта, калия, никеля и других красящих металлов. Такой состав эмали нужен для того, чтобы обеспечить прочное сцепление цветного материала с металлом-основой. Эмальер вручную заполняет заранее подготовленным составом поверхность с гравировкой, чтобы после отправить ее запекаться под воздействием высоких температур. Необходимо следить, чтобы в эмалевой массе не было пузырьков воздуха, а масса ложилась ровно, кроме того, необходимо контролировать и поддерживать постоянную температуру обжига, так как цвет эмали зависит не только от ее состава, но и от температурного воздействия. Через несколько часов изделие практически готово и лишь в некоторых случаях подлежит дополнительному слою прозрачного глянца.
Оцените красоту переливов гильошированной эмали на примере драгоценных рамок, которые отражают многогранность игры света и тени, глубину красок как нельзя лучше:
Еще со времен Фаберже эмалирование не теряет своей популярности. Сегодня эмаль, нанесенная поверх гильоше, ценится очень высоко: такие изделия красивы и долговечны. "Русские самоцветы" продолжают дело фирмы Фаберже, сохраняя технику гильошированной эмали и выпуская коллекции ювелирных изделий и украшений для интерьера с использованием удивительных по красоте и совершенству элементов гильоше, чтобы не только сохранить ценные ювелирные техники сквозь десятилетия, но и радовать своих клиентов роскошными и неповторимыми изделиями.
Сегодня качество изделий ОАО «Русские самоцветы» оценивается профессионалами всего мира как эталонное, ведь в его основе лежат не только многовековые традиции прославленной российской ювелирной школы, но и огромные возможности современного крупного предприятия ювелирной индустрии.