русский ювелир - новости
  issue_magazine

 

ИНТЕРЕСНО |

МАГИЯ КРЫМСКОТАТАРСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

29.08.2018

Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница

Удивительные узоры на различных ювелирных украшениях крымских татарок, изящно переплетаясь, создают восточную сказку. В старину эта сказка делала свою хозяйку модной, а также обладала особой магией, которая защищала ее от дурного глаза и нечистых сил. При этом сакральными были не только детали украшения, но и металл с камнями.

Блистательное прошлое крымских модниц

Традиционные ювелирные украшения крымских татарок уходят корнями во времена правления династии Гераев. Известно, что ханы при своем дворе имели ремесленников, которые на них работали и создавали свои филигранные шедевры. Их, конечно же, дарили представительницам прекрасного пола. Так, Валиде — мать хана или первая жена, то бишь правительница гарема, согласно своему статусу, имела обязательный комплект украшений. Не уступающий по роскоши набор получали и другие жены хана или представительницы династии. У крымской татарки вне гарема, согласно статусу и благосостоянию, также собиралось подобное приданое.


© Фото из коллекции Низами Ибраимова Девушка в традиционном крымскотатарском платье, с полным комплектом украшений

Как рассказала старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар "Ханский дворец" Ленара Чубукчиева, весь комплект ювелирных изделий, бытовавших в Крыму в конце XVIII — начале XIX вв. делился на четыре вида: "Украшения были головными — налобные, височные, серьги, шейно-нагрудными — амулетницы, броши, поясными — пряжки, пояса, а также украшения для рук — браслеты".

Каждое столетие вносило свои коррективы в элементы традиционных украшений. К примеру, в конце XVIII – XIX века наблюдался период упадка традиционной культуры, после которого множество традиционных украшений были исключены из обязательного комплекта. А в конце XIX века в Крыму оставила свой изысканный след французская мода. Так, мастера стали использовать в своих работах формы брошек, как основу в некоторых элементах поясов, пряжках поясов, серьгах и т.д. К XIX-XX вв. относится традиционный крымскотатарский пояс — йипишли къушакъ, состоящий из пряжки — токъа и равномерно расположенных по тканой ленте сулюков. Пряжку обычно изготавливали в форме юзюм япракъ — виноградных листьев. Эти работы считались авторскими и современными. Стоит отметить, что йипишли къушакъ не имеет подобных аналогов ни в одной культуре мира.



В начале прошлого века мастера стали возвращаться к утраченным традициям и изготавливать украшения. Несмотря на то, что связь с филигранщиками Крымского ханства представляет одно-три поколения, украшения изготовлены максимально аутентично.

Сегодня крымскотатарская культура хранит в себе традиционную культуру ханского периода, XIX века, а также нотки турецкой и узбекской культур XX века.

Сила и дух металла

Большинство ювелирных изделий выполнялись в технике филигрань, скань, зернь и других. Наиболее распространенными были изделия из серебра и золота, также выполняли их из меди и железа. Из камней были распространены сердолик, перламутр, бирюза, яшма, жемчуг, алмаз, янтарь и кораллы. Хотя детали украшений были настолько изысканы и богаты, что их элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней. Сами предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве (нынешняя Евпатория), Карасубазаре (современный Белогорск). Работа ювелиров бахчисарайских цехов была изучена лишь основателем и первым директором Бахчисарайского дворца-музея Усеином Боданинским.

Но почему предпочитали металл? Считалось, что земля и все, что в ней находится, принадлежит Аллаху. И металлы, порожденные землей, обладали божественной силой. В своих путевых заметках крымский краевед Василий Кондараки писал, что именно железу отводилась главная роль, как средству от дурного глаза. Так как оно наводило ужас на злого духа и не допускало страха. Кстати, украшения из железа не изготовляли, но маленький кусочек клали в молитвенный футляр, и он считался сильным оберегом. Стоит отметить, что в степной зоне предпочтение отдавали серебру, а в горной и южнобережной части Крыма – золоту. Серебро символизировало целомудрие и красноречие. Люди верили, что оно обладает магическими и очистительными свойствами. Золото символизировало богатство, гармонию, благородство и силу.

Изящная защита

В мусульманской традиции ювелирные украшения не только радовали глаз, но и выполняли защитную функцию. Самым распространенным из них считался оберег — дувалыкъ. Дело в том, что крымские татары с древних времен и по сей день верят в то, что краткие тексты из священного Корана, выписанные для конкретного человека, охраняют его, спасают душу от демонов, защищают тело от болезней.

Путешественник и этнограф Густав Радде в своей книге "Крымские татары", еще в 1856 году писал: "Все крымские татары, мужчины и женщины, старые и молодые, каждый носит при себе свою молитву, как спасительный талисман. Эти молитвы покупаются у духовенства. Их пишут на треугольной бумажке киноварью, прячут в кожаные сумочки такой же формы, как бумага, и носят сумочку на спине; бумажка бывает или совершенно зашита в сумке или сумка только застегивается пуговкой. Молодые девушки зашивают свои молитвы в треугольный кусочек кожи и заплетают их в свои косички". Действительно, девушки юного возраста с длинными и красивыми волосами цепляли в свои косы обереги с молитвой — сач-дуа или сач-къасиде. А женщины старшего возраста носили их только на груди. Стоит отметить, что замужние женщины заплетали от одной до четырех кос, тогда как незамужние девушки могли заплести множество косичек. Сач-дуа были треугольной формы и защищали от завистливого взгляда. Незамужние девушки могли вплетать в свои косы до десятка таких украшений.

Также крымские татарки носили нагрудное украшение в форме трубчатого футляра или треугольника — къасиде. Внутри такой амулетницы находилась молитва, которая также оберегала ее хозяйку.

Браслетики из бусинок — назар-боюнджакъ носили детки. Их главной задачей было уберечь ребенка от сглаза.

Кроме того, к серьгам и амулетницам прикреплялись небольшие подвески разных форм. Считалось, что звук шумящих бубенчиков отпугивал нечистую силу. А количество подвесок и поясных звеньев должно было быть нечетным числом.

Кстати, треугольная, четырехугольная и трубчатая формы украшений тоже наделялись магической силой. Раньше молитвы писались не только на бумаге, но и на дощечках. Чтобы излечить нервные и психические расстройства человека, помутнение рассудка, молитвы писались на кизиловых и ореховых дощечках. Женщине, которая не могла иметь детей, молитва была высечена на деревянной пластине из карагача.

Традиционные украшения незамужних и замужних крымских татарок Ювелирные украшения, будучи одним из центральных элементов в национальном женском костюме, издавна представляли особую часть культуры крымских татар. Ведь именно они могли поведать о семейном положении или социальном статусе ее обладательницы.

По традиции, именно комплект украшений семья будущего мужа дарит девушке перед свадьбой. Каждый его элемент становится важной составляющей свадебного обряда — никяха, и выполняет свою функцию. Модные украшения также любили носить и незамужние девушки. При этом в их костюме отсутствовали нагрудные украшения. Вместо них были броши и бусы. Броши одевали к платью с небольшим воротом. Тогда как замужние дамы обычно предпочитали носить нагрудник — герданлыкъ, оберег — къасиде и броши — зинет-ине, которые крепили на головной убор — фес.

Вырез на груди платья закрывал надгрудник, который придавал элегантный вид. Украшение могло состоять из колец, розеток и подвесок, соединенных между собой, или жемчужной решетки — къафес либо из большого количества монет — керги.

Топелик — головное украшение, как деталь традиционного костюма, пришивалась поверх феса. Его носили девушки с юного возраста. Композиция топелика состояла из цветов с камнем в центре или выполнялась в виде шестиконечной звезды, солнца, окруженного полумесяцами. Верхние детали украшения не припаивались, а вдевались внутрь основы. Особенность данной техники фоновой филиграни давала возможность наполнить изделие отдельными элементами, что придавало каждому из них свою символику.

Баш алтын — налобное украшение в виде тонкой металлической ленты крепилась ниже шапочки феса. Обычно в центре украшения изображалась шестиконечная звезда, а к низу крепились многочисленные круглые подвески. На виски замужние дамы подвешивали зилиф аскъы, которыми украшали локоны, их носили до 40 лет.

Крымские татарки с юных лет носили серьги — купе. Их вид не зависел от семейного положения обладательницы. Обычно это были филигранные серьги различных форм из серебра или золота.

Головной убор, т.е. фес, не закрывал уши. Их украшали серьги и подвески разнообразных форм.

Важным составным в комплекте украшений считался пояс — къушакъ. Перед началом свадебной церемонии проходил обряд "опоясывания", когда отец или брат несколько раз обходит невесту и застегивал пряжку, "благословляя" ее. Считается, что къушакъ также защищал свою хозяйку от злых духов, болезней и несчастий. Поэтому его клали под подушку и роженице, и новорожденному.

Существует несколько видов традиционных крымскотатарских поясов, но только два из них — лагшван къушакъ и саватлы къушакъ могли носить незамужние девушки. Первый состоял из ажурных прямоугольных, квадратных пластин или восьмилепестковых розеток, соединенных между собой колечками. Их количество варьировало в зависимости от объема талии девушки — от 11 до 48. Детали второго были украшены чернью. А вот пояса замужних девушек, как мы уже упоминали, отличались пряжкой в виде виноградного листа, и назывались йипишли къушакъ. Основа саватлы, как и лагшван къушакъа, могла быть тканая, кожаная и металлическая. Иногда элементы пояса дополнялись камнями.

Браслеты наряду с кольцами были одним из самых распространенных украшений среди крымских татарок. Девушки могли носить десятки колец и несколько парных браслетов вне зависимости от семейного и социального положения.


Источник: rusonline.org

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир