русский ювелир - новости
  issue_magazine

Design

Блеск барокко

16.05.2019

В данном случае «барокко» вовсе не означает прямого калькирования родовых особенностей стиля, то бишь, известных нам по многочисленным архитектурным, интерьерным, скульптурным и живописным примерам Петербурга внешних черт. Напротив, ничего нарочито «исторического» в качестве понятных цитат здесь нет и в помине. Но под барочностью здесь понимается некоторая избыточность – чего не отнять в формотворчестве и мышлении XVI-XVIII веков – т.е. нечто «сверх», выходящее за пределы понятной утилитарности.

Выставка в Конюшенном корпусе под названием «Ювелирный променад» организована Елагиноостровским дворцом-музеем совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников. А от Санкт-Петербургского Союза дизайнеров в ней участвует Александра Траубе. Надеемся, её пример подскажет и другим нашим арт-дизайнерам способы и форматы полезных взаимодействий. Выставка ювелирных изделий интересна и необыкновенно разнопланова. Сдержанная аскетичность и праздничная вычурность работ создают хорошее соседство авторских почерков и провоцируют возникновение диалогов. Поиски смыслов и материальной выразительности рождают необыкновенно богатую картину петербургской ювелирной современности. Тему паркового искусства поддерживает афиша работы Веры Бобриковой и ряд монохромных фоторабот Елены Мураловой «Пион цветёт».

Тонкий баланс между роскошью и кажущейся простотой произведений переливается нюансами, где вновь и вновь возникают созвучия. Энергетическая палитра здесь полярна: от элегичного, прохладного созерцания до жгучей, нервической экспрессии. Эффектная работа с материалами, метафоричность языка, динамичные контрасты, игривость и даже порой потешность как приметы того времени, когда человек Ренессанса обратил внимание на самоё себя, предлагают ассоциации с богатством барокко во всей его непредсказуемости. Вычурность здесь не противоречит искренности, формальная аскеза таит яркие открытия, а геометрическая чистота полна эмоционального напряжения.

Каждый представленный автор вписан в собранную «картину мира». Недаром Анна Терещенкова, инициатор этой совместной «прогулки» ювелиров, член секции ДПИ Союза художников, член бюро секции ювелиров, говорит о том, что получается вполне показательный портрет профессионального цеха Санкт-Петербурга: «Сложно ювелирам делать выставки. Самая болезненная тема – это экспозиция. Много разных художников, всё происходит спонтанно, нет никаких возможностей для долговременного проектирования. На этой выставке мы уделили много внимания именно [принципам] экспозиции. Сделана прекрасная композиция, когда это всё так легко и изящно, когда ювелирные изделия парят в воздухе, с намёком на планы барочных садов. И это реальная победа дизайна, который поддерживает и помогает кристаллизоваться искусству. Союз дизайна и искусства, мне кажется, для выставки это – важнейшее. Дизайн экспозиции работает на это искусство, на это пространство и помогает зрителю».

Оксана Наумова, занимавшаяся оформлением эскпозиции, так говорит об этом: «У меня два образования: ювелирное и средовой дизайн... Идея возникла сама собой, при обсуждении. Первое, что пришло на ум – роскошные планы садов, барочных. Все трепетно и нежно отнеслись к идее и очень помогали. Перелопачено много материала – я дошла до поэтов барокко, проштудировала открытия того времени. Удивительное время! Сначала я относилась к этому поверхностно. Мне казалось, что в той эстетике нет тонкости. Но человек барокко настолько глубокий, мыслящий... Ювелирные объекты – они как скульптуры в парках. Художники [представленные здесь] очень разные. Нам было сложно собрать всё это в одну экспозицию. Это был колоссальный труд. Мы старались подобрать современные трактовки, чтобы это подавалось каждым автором по-своему, без копирования барочного стиля напрямую... Мне кажется очень важным для таких мелких вещей хорошо продумать эстетику подачи. Это даст каждой работе бОльшую значимость».

Изящное оформление выставки блистательно демонстрирует тот уровень экспо-дизайна, когда микс разных авторов, тем и форм воплощён уважительным и аккуратным партнёрством: ни одна работа не обойдена вниманием, и при этом демонстрация их сложного сообщества не превращается в механически собранный калейдоскоп. Сами участники, организаторы и оформители выставки очень довольны не только фактом их совместного выступления – что само по себе стало красивым жестом объединения, – но и тем, как именно это воплотилось, какими дизайнерскими решениями это поддержано. Диагональ витрин мгновенно создаёт вектор прогулки по этим разным впечатлениям. Не сразу считываются абрисы парковых планов Версаля, которые молочно-матовой подложкой приподнимают авторские работы в «парение», но когда расшифровываешь оригинальный «подстрочник», это вносят парадную ноту согласного ансамбля, в котором участвуют очень разные произведения. Остроумная деликатность тут работает инструментом совмещений и рифмования. При этом каждая работа в общем атмосферном родстве остаётся обособленной со своим уникальным образом. А для выставки ювелирных произведений как раз чрезвычайно важно общий хор голосов – с их отдельными интонациями и темами – уберечь от пестроты неразличимости. Здесь это удалось чисто и эффектно.

Светлана Кузнецова, куратор со стороны музея, полна оптимизма и заряженности, и надеется на новое сотрудничество в самых разных формах взаимодействий. А Иван Уралов говорил на вернисаже о «возвращении», когда вспомнил о петербургских традициях художнического соревнования, а также о высочайшем профессиональном уровне работ, представленных здесь.

Ничто не расскажет о ювелирных работах лучше их непосредственного, живого восприятия. Поэтому напоминаем вам о променаде, который состоится тут 18 мая в 18:00. Он организован в рамках акции «Ночь музеев» и предполагает ряд художественных акций: от модного дефиле – а это показ Модного дома Клавдии Смирновой, ювелирных украшений Тины Хмельницкой, Натальи Тарасовой и Александры Траубе – до фотосессии с авторскими ювелирными украшениями и концерта барочной музыки. А мы, СПб СД, по-прежнему остаёмся информационным партнёром выставки – яркого и неординарного события разогревшейся весны. 

Текст: © Владимир Корольков. 2019

Источник:designspb.ru

Источник: lenta.ru

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир