события | ВЫСТАВКА
Благоухание цветов на эмали…
18.07.2019
автор: В. Ф. Пак, кандидат искусствоведения,
зав. сектором финифти ГМЗ «Ростовский кремль»
В этом году выставочная программа VI Фестиваля финифти и народных художественных промыслов в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» чрезвычайно насыщенна. Расскажу об одной из них. Называется она «Цветы в финифти. Традиции и современность».
У истоков цветочной росписи в ростовской финифти стоят две традиции: европейская (художественные мотивы росписи по фарфору, техника живописи по эмали) и древнерусская (национально-народная), а точнее их пересечение.
В ХХ веке ростовская финифть освоила много новых для себя форм. Наряду с известными со времён Древней Руси украшениями: серьгами-лунницами, колтами, бармами, в арсенал модниц в советский период добавились броши, кулоны, зеркальца, игольницы, пудреницы, флаконы для духов и т.п. Традиции цветочной росписи складывались постепенно, как и формировался свой собственный язык и стиль, сделавший известным ростовскую финифть на весь мир.
Идею создания ювелирных украшений на промысле впервые высказал в 1914 году известный художник Сергей Васильевич Чехонин. Он разработал эскизы, по которым писали мастера Учебно-показательной школы.
В 1930-е годы артели инвалидов и «Возрождение» массово выпускали броши в гладких оправах и пластины для пудрениц. На выставке впервые экспонируется недавно поступившая в музей коллекция эмалевых миниатюр с цветочным декором учеников Ростовской профтехшколы финифти конца 1930-х гг.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. сведений о работе финифтяных артелей не сохранилось. В послевоенные годы артель «Возрождение» была восстановлена. В 1947 году для обучения ювелирному делу она направила в ювелирный центр — Красное село двух девушек, одна из которых была Валентина Васильевна Солдатова (1927-2009), ставшая впоследствии известным ювелиром. Вскоре предприятие перешло на выпуск изделий в сканых оправах. Пресса уже в 1953 г. писала: «Изделия из финифти пользуются большим спросом у населения». Эмалевые пластины с изящными цветочными букетиками отныне обрамляла тонкая золоченая с зернью скань. В 1958 г. ростовская финифть за участие во Всемирной выставке в Брюсселе удостоилась золотой медали.
|
Брошь «Букет» (Ростов Великий). Кон. 1940-х-нач. 1950-х гг. Медь, эмаль, роспись, скань, позолота |
|
А.М. Кокин (Ростов Великий). Кулон. 1950-е гг. Медь, эмаль, роспись |
В 1960 году артель «Ростовская финифть стала фабрикой. Наступил период лаконичной мазковой росписи. В ассортименте появились изделия, роспись которых сводилась к двум-трем мазкам-завиткам. В эти годы ведущие художники промысла: чета Солдатовых, А.М. Кокин, Н.А. Карасев, А.А. Лаврентьев направили свои творческие поиски на разработку ювелирных украшений. Существенно расширился ассортимент: кроме сумочных зеркалец различных видов, появились новые женские гарнитуры, модные броши, клипсы, пудреницы, серьги, зажимы для галстука.
|
Фабрика «Ростовская финифть». Настольный сувенир. 1960-е гг. Медь, эмаль, роспись, скань, пластмасса |
Сохранились графические эскизы ювелирных украшений художников А.М. Кокина, Н.А. Куландина, В.Д. Коткова, Е.С. Котовой и москвичек М.А. Тоне и З.М. Зенковой, разработанные специально для массового производства фабрики «Ростовская финифть».
Расцвету финифти в 1970-1980-е гг. способствовала цветочная роспись во всем многообразии и различии авторских индивидуальностей. Большое место в экспозиции занимает раздел советских ювелирных изделий. В эти годы финифтяные украшения слыли дефицитом, именно поэтому каждая женщина стремилась их приобрести.
Принято считать, что все советские годы фабрика финифти была монопольной представительницей промысла. Однако, это не так. В 1978 г. в Ростове открылось Опытно-экспериментальное предприятие НПО «Оптика» в системе Министерства обороны СССР (1978-1983 гг.) на основе приказа о выпуске товаров народного потребления на предприятиях отрасли. Здесь работали В.В. Початухин, В.М. Плетнёв и К.Ф. Квашнин и др.
Творчеству известной художницы – Мастеру цветочного жанра Татьяне Сергеевне Михайленко посвящен раздел экспозиции выставки не только потому, что у неё юбилей, но в связи с тем, что её деятельность на этом поприще с 1971 года не прекращается по сей день.
|
Т.С. Михайленко (Ростов Великий). Коробочка «Белая ночь». 1983. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань, серебрение, оксидирование |
|
Т.С. Михайленко. Брошь «Мои цветы». 1996. Ювелир Л.Н. Матакова. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань, зернь, серебрение, оксидирование |
|
Т.С. Михайленко. Гарнитур «Варьете». 1998. Ювелир Л.Н. Матакова. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань, зернь, серебрение, оксидирование |
Славу ростовской финифти 1980-х годов наряду с произведениями Е.С. Котовой (1948-2011), Н.В. Серовой (род. 1954) и других художников экспериментальной группы фабрики «Ростовская финифть» составляли и её разработки. Знаменитое кольцо «Сударушка», созданное Татьяной Сергеевной совместно с ювелиров В.В. Солдатовой (1927-2009)в конце 1970-х гг., известно было в самых отдалённых уголках России.
В настоящее время Татьяна Сергеевна осталась верна этому жанру, она пишет творческие яркие образно-тематические серии брошей с цветами, пластины для шкатулочек, интерьерные миниатюры. Её цветы не просто живые, но поэтичные, изысканные, мастерски написанные образы.
Цветочная тематика занимает достойное место в творчестве современных мастеров, представителей Товарищества ростовских художников: семей Алексеевых и Золотайкиных, эмальеров Г.А. Соколовой, М.А. Рожковой и других. Многие из них успешно освоили технику письма эмалями по эмали, которая позволяет им создавать неповторимо прекрасные интерьерные миниатюры.
|
С.А. Кичкова (Ростов Великий). Натюрморт «Пионы». 2012. Ювелир В.И. Печорин. Медь, эмаль, живопись по эмали, серебро, скань |
Кроме финифти из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» на выставке представлены также работы из частных собраний, фабрики «Ростовская финифть» и ювелирной мастерской «Хризолит».
|
Мастерская «Хризолит» (Ростов Великий). Бокалы «Маркато Митрандира». 2014. Серебро, горячая витражная эмаль, скань, золочение |
«Благословенный высверк Ремесла», – так назвали свой раздел экспозиции художники ювелирной мастерской золотых и серебряных дел «Хризолит» (мастерская находится в Ростове Великом, основана в 1999 г.). Предприятие следует художественным традициям ростовской финифти и русской эмали рубежа XIX-XX вв. и творчески их развивают. Вот уже двадцать лет коллектив мастерской занимается возрождением, сохранением и преумножением драгоценного опыта своих предшественников.
Каждое их изделие уникально в силу того, что создается исключительно ручным трудом специалистов высочайшего уровня и квалификации (членов творческих союзов художников и мастеров декоративно-прикладного искусства России), и что особенно важно, – представителями династий ростовских финифтяников.
Назову лишь некоторые из наиболее значительных их работ: рака для мощей святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова, драгоценный оклад на чудотворный образ Богородицы Всецарицы в Новоспасском монастыре Москвы; Ковчег для даров волхвов – святыня, хранящаяся в монастыре Павла Ксиропотамского на Афоне.
Помимо икон в драгоценных окладах они создают удивительной красоты и сложности исполнения посуду, настольные лампы, лампады, панагии и ковши, выполненные в одной из самых изысканных техник художественного эмалирования – витражной эмали. Произведения такого рода неоднократно становились драгоценным подарком политическим и деятелям культуры России.
Работы мастерской «Хризолит» заслуженно получали высокую оценку как в церковных, так и профессиональных кругах. Мемориальный фонд Карла Фаберже отметил ведущих профессионалов фирмы почетными знаками и драгоценными орденами имени Карла Фаберже, Михаила Перхина и Франца Бирбаума, присвоив им звания «Главный ювелир» и «Ювелир высшей квалификации». Тем самым была подчеркнута ценность их творческого вклада в развитие российского ювелирного искусства, возрождение русского стиля в современном эмальерном искусстве.
На выставке также представлены работы и многих других ростовских ювелиров и живописцев по эмали, получивших в 2019 г. награды Мемориального Фонда Карла Фаберже.
|
Е.Н. Золотайкина (Ростов Великий). Натюрморт «Лилии». 2016. Ювелир К.В. Золотайкин. Медь, эмаль, живопись по эмали, латунь |
|
И.А. Алексеева (Ростов Великий). Миниатюра «Цветущая вишня». 2018. Ювелир А.А. Алексеев. Медь, эмаль, живопись по эмали, латунь, травление, оксидирование |
|
С.О. Минько (Ростов Великий). Миниатюра из серии «Импрессионисты» «Пьер Огюст Ренуар. «Две сестры (на террасе)». 2019. Ювелир А.В. Ефанов. Серебро, эмаль, живопись по эмали, золочение |
|
Т.А. Козловская (Москва). Миниатюра «Цветы и бабочки» 2019. Свободная копия с картины Яна ван Хейсума. Серебро, эмаль, живопись по эмали |
Весьма обширен состав экспонентов, впервые принимают участие: мастерская миниатюры и эмалевой живописи Академии акварели и изящных искусств С.Н. Андрияки и отделение реставрации художественного металла Академии им. С.Г. Строганова. Сам факт участия в выставках фестиваля именитых известных художников наряду с талантливыми дебютантами свидетельствует о популярности фестиваля финифти не только в городе, но и далеко за его пределами.
Источник: Музей финифти ГМЗ «Ростовский кремль»
|
|
|
|
наши партнеры:
|