русский ювелир - новости
  issue_magazine
\

события | ВЫСТАВКА

Благоухание цветов на эмали…

18.07.2019

автор: В. Ф. Пак, кандидат искусствоведения,
зав. сектором финифти ГМЗ «Ростовский кремль»

   В этом году выставочная программа VI Фестиваля финифти и народных художественных промыслов в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» чрезвычайно насыщенна. Расскажу об одной из них. Называется она «Цветы в финифти. Традиции и современность».

У истоков цветочной росписи в ростовской финифти стоят две традиции: европейская (художественные мотивы росписи по фарфору, техника живописи по эмали) и древнерусская (национально-народная), а точнее их пересечение.

В ХХ веке ростовская финифть освоила много новых для себя форм. Наряду с известными со времён Древней Руси украшениями: серьгами-лунницами, колтами, бармами, в арсенал модниц в советский период добавились броши, кулоны, зеркальца, игольницы, пудреницы, флаконы для духов и т.п. Традиции цветочной росписи складывались постепенно, как и формировался свой собственный язык и стиль, сделавший известным ростовскую финифть на весь мир.

Идею создания ювелирных украшений на промысле впервые высказал в 1914 году известный художник Сергей Васильевич Чехонин. Он разработал эскизы, по которым писали мастера Учебно-показательной школы.

В 1930-е годы артели инвалидов и «Возрождение» массово выпускали броши в гладких оправах и пластины для пудрениц. На выставке впервые экспонируется недавно поступившая в музей коллекция эмалевых миниатюр с цветочным декором учеников Ростовской профтехшколы финифти конца 1930-х гг.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. сведений о работе финифтяных артелей не сохранилось. В послевоенные годы артель «Возрождение» была восстановлена. В 1947 году для обучения ювелирному делу она направила в ювелирный центр — Красное село двух девушек, одна из которых была Валентина Васильевна Солдатова (1927-2009), ставшая впоследствии известным ювелиром. Вскоре предприятие перешло на выпуск изделий в сканых оправах. Пресса уже в 1953 г. писала: «Изделия из финифти пользуются большим спросом у населения». Эмалевые пластины с изящными цветочными букетиками отныне обрамляла тонкая золоченая с зернью скань. В 1958 г. ростовская финифть за участие во Всемирной выставке в Брюсселе удостоилась золотой медали.

Брошь «Букет» (Ростов Великий). Кон. 1940-х-нач. 1950-х гг. Медь, эмаль, роспись, скань, позолота

А.М. Кокин (Ростов Великий). Кулон. 1950-е гг. Медь, эмаль, роспись


В 1960 году артель «Ростовская финифть стала фабрикой. Наступил период лаконичной мазковой росписи. В ассортименте появились изделия, роспись которых сводилась к двум-трем мазкам-завиткам. В эти годы ведущие художники промысла: чета Солдатовых, А.М. Кокин, Н.А. Карасев, А.А. Лаврентьев направили свои творческие поиски на разработку ювелирных украшений. Существенно расширился ассортимент: кроме сумочных зеркалец различных видов, появились новые женские гарнитуры, модные броши, клипсы, пудреницы, серьги, зажимы для галстука.

Фабрика «Ростовская финифть». Настольный сувенир. 1960-е гг. Медь, эмаль, роспись, скань, пластмасса


Сохранились графические эскизы ювелирных украшений художников А.М. Кокина, Н.А. Куландина, В.Д. Коткова, Е.С. Котовой и москвичек М.А. Тоне и З.М. Зенковой, разработанные специально для массового производства фабрики «Ростовская финифть».

Расцвету финифти в 1970-1980-е гг. способствовала цветочная роспись во всем многообразии и различии авторских индивидуальностей. Большое место в экспозиции занимает раздел советских ювелирных изделий. В эти годы финифтяные украшения слыли дефицитом, именно поэтому каждая женщина стремилась их приобрести.

Принято считать, что все советские годы фабрика финифти была монопольной представительницей промысла. Однако, это не так. В 1978 г. в Ростове открылось Опытно-экспериментальное предприятие НПО «Оптика» в системе Министерства обороны СССР (1978-1983 гг.) на основе приказа о выпуске товаров народного потребления на предприятиях отрасли. Здесь работали В.В. Початухин, В.М. Плетнёв и К.Ф. Квашнин и др.

Творчеству известной художницы – Мастеру цветочного жанра Татьяне Сергеевне Михайленко посвящен раздел экспозиции выставки не только потому, что у неё юбилей, но в связи с тем, что её деятельность на этом поприще с 1971 года не прекращается по сей день.

Т.С. Михайленко (Ростов Великий). Коробочка «Белая ночь». 1983. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань, серебрение, оксидирование

Т.С. Михайленко. Брошь «Мои цветы». 1996. Ювелир Л.Н. Матакова. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань, зернь, серебрение, оксидирование

Т.С. Михайленко. Гарнитур «Варьете». 1998. Ювелир Л.Н. Матакова. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань, зернь, серебрение, оксидирование


Славу ростовской финифти 1980-х годов  наряду с произведениями Е.С. Котовой (1948-2011), Н.В. Серовой (род. 1954) и других художников экспериментальной группы фабрики «Ростовская финифть» составляли и её разработки. Знаменитое кольцо «Сударушка», созданное Татьяной Сергеевной совместно с ювелиров В.В. Солдатовой (1927-2009)в конце 1970-х гг., известно было в самых отдалённых уголках России.
В настоящее время Татьяна Сергеевна осталась верна этому жанру, она пишет творческие яркие образно-тематические серии брошей с цветами, пластины для шкатулочек, интерьерные миниатюры. Её цветы не просто живые, но поэтичные, изысканные, мастерски написанные образы.

Цветочная тематика занимает достойное место в творчестве современных мастеров, представителей Товарищества ростовских художников: семей Алексеевых и Золотайкиных, эмальеров Г.А. Соколовой, М.А. Рожковой и других. Многие из них успешно освоили технику письма эмалями по эмали, которая позволяет им создавать неповторимо прекрасные интерьерные миниатюры.

С.А. Кичкова (Ростов Великий). Натюрморт «Пионы». 2012. Ювелир В.И. Печорин. Медь, эмаль, живопись по эмали, серебро, скань



Кроме финифти из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» на выставке представлены также работы из частных собраний, фабрики «Ростовская финифть» и ювелирной мастерской «Хризолит».

Мастерская «Хризолит» (Ростов Великий). Бокалы «Маркато Митрандира». 2014. Серебро, горячая витражная эмаль, скань, золочение


«Благословенный высверк Ремесла», – так назвали свой раздел экспозиции художники ювелирной мастерской золотых и серебряных дел «Хризолит» (мастерская находится в Ростове Великом, основана в 1999 г.). Предприятие следует художественным традициям ростовской финифти и русской эмали рубежа XIX-XX вв. и творчески их развивают. Вот уже двадцать лет коллектив мастерской занимается возрождением, сохранением и преумножением драгоценного опыта своих предшественников.
Каждое их изделие уникально в силу того, что создается исключительно ручным трудом специалистов высочайшего уровня и квалификации (членов творческих союзов художников и мастеров декоративно-прикладного искусства России), и что особенно важно, – представителями династий ростовских финифтяников.
Назову лишь некоторые из наиболее значительных их работ: рака для мощей святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова, драгоценный оклад на чудотворный образ Богородицы Всецарицы в Новоспасском монастыре Москвы; Ковчег для даров волхвов – святыня, хранящаяся в монастыре Павла Ксиропотамского на Афоне.

Помимо икон в драгоценных окладах они создают удивительной красоты и сложности исполнения посуду, настольные лампы, лампады, панагии и ковши, выполненные в одной из самых изысканных техник художественного эмалирования – витражной эмали. Произведения такого рода неоднократно становились драгоценным подарком политическим и деятелям культуры России.

Работы мастерской «Хризолит» заслуженно получали высокую оценку как в церковных, так и профессиональных кругах. Мемориальный фонд Карла Фаберже отметил ведущих профессионалов фирмы почетными знаками и драгоценными орденами имени Карла Фаберже, Михаила Перхина и Франца Бирбаума, присвоив им звания «Главный ювелир» и «Ювелир высшей квалификации». Тем самым была подчеркнута ценность их творческого вклада в развитие российского ювелирного искусства, возрождение русского стиля в современном эмальерном искусстве.

На выставке также представлены работы и многих других ростовских ювелиров и живописцев по эмали, получивших в 2019 г. награды Мемориального Фонда Карла Фаберже.

Е.Н. Золотайкина (Ростов Великий). Натюрморт «Лилии». 2016. Ювелир К.В. Золотайкин. Медь, эмаль, живопись по эмали, латунь

И.А. Алексеева (Ростов Великий). Миниатюра «Цветущая вишня». 2018. Ювелир А.А. Алексеев. Медь, эмаль, живопись по эмали, латунь, травление, оксидирование

С.О. Минько (Ростов Великий). Миниатюра из серии «Импрессионисты» «Пьер Огюст Ренуар. «Две сестры (на террасе)». 2019. Ювелир А.В. Ефанов. Серебро, эмаль, живопись по эмали, золочение

Т.А. Козловская (Москва). Миниатюра «Цветы и бабочки» 2019. Свободная копия с картины Яна ван Хейсума. Серебро, эмаль, живопись по эмали


Весьма обширен состав экспонентов, впервые принимают участие:  мастерская миниатюры и эмалевой живописи Академии акварели и изящных искусств С.Н. Андрияки и отделение реставрации художественного металла Академии им. С.Г. Строганова. Сам факт участия в выставках фестиваля именитых известных художников наряду с талантливыми дебютантами свидетельствует о популярности фестиваля финифти не только в городе, но и далеко за его пределами.

Источник: Музей финифти ГМЗ «Ростовский кремль»

 

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир