Бриллианты
Блестящее падение
07.08.2019
Мировой рынок алмазов ушел в пике — лидеры отрасли друг за другом отчитываются о снижении прибыли, в то время как близкий к отрасли рынок золота возвращает утраченные позиции. Причина проста — рынок завален небольшими и дешевыми алмазами. Избыток сырья потянул за собой даже уникальные камни, которые также начали дешеветь. Кризис перепроизводства серьезно ударил по всей индустрии — компании вынуждены пересматривать собственные стратегии, подстраиваться под рынок и закрывать целые рудники. Типичные проблемы для уникальной отрасли — в материале «Ленты.ру».
Поманило на дно
Лидеры алмазной индустрии один за одним отчитываются о снижении прибыли и объемов продаж. Продажи южноафриканской компании De Beers по итогам полугода рухнули на 500 миллионов долларов, а средняя цена за карат упала на 7 процентов. Перепроизводство уже внесло серьезные коррективы в работу мирового гиганта — компания намерена снизить производство, дабы сократить присутствие камней на рынке.
По итогам 2018 года компания продала в общей сложности 35 миллионов каратов, за половину 2019 года — всего лишь 15,6 миллиона, а цель на текущий год — 31 миллион каратов. В компании признают, что проблема в переизбытке алмазов на рынке, высоких остатках непроданных бриллиантов, а также торговой войне, которая создает риски неопределенности в экономике и не дает возможности богачам лишний раз раскошелиться на люксовые подарки.
Еще хуже дела у российской госмонополии «Алроса», продажи которой по итогам второго квартала упали на 22 процента. Невзирая на текущий кризис перепроизводства глава госкомпании Сергей Иванов-младший (сын бывшего главы администрации президента Сергея Иванова) мыслит десятилеткой — по его мнению, в ближайшие 7-10 лет нас ждет дефицит алмазов и, как следствие, дефицит бриллиантов.
«В течение семи лет рынок потеряет около 15 миллионов каратов алмазов, то есть более 10 процентов», — сказал он. Иванов связывает это с истощением действующих месторождений, а также сложностями с разработкой новых. Не прошел Иванов и мимо торговой войны, в которой он также видит риски снижения спроса на бриллианты. Вносить серьезные коррективы в работу компании не придется, так как крупнейший рудник «Алросы» — «Мир» — не работает в связи с трагическим затоплением в 2017 году, а компания во многом опирается на запасы, подбрасывая на рынок уникальные камни.
Падение прибыли зафиксировали и в австралийско-британском концерне Rio Tinto Group. Чистая прибыль компании в первом полугодии упала на 6 процентов — до 4,13 миллиарда долларов. Причина падения аналогичная — низкие цены на сырье и камни. Некоторые партнеры компании даже приостановили закупку сырья, ожидая, что цены на первичное сырье продолжат падение. Компания уже объявила о внесении значительных корректив в свою работу, главное из которых — закрытие крупнейшего в мире алмазного рудника Argyle в западной Австралии.
Ботсванский клуб покупателей
Избыток камней уже ударил по производству сырья, только по итогам первого полугодия 2019 года добыча алмазов упала на 4 процента. Закрытие крупнейшего рудника в мире однозначно увеличит объемы сокращения производства, да и конкуренты Rio Tinto не будут стоять в стороне, пытаясь нарастить эффективность.
De Beers, например, уже идет на уступки своим партнерам, причем настолько, что параллельно умудрилась развалить вековой «алмазный синдикат» крупнейших ювелирных домов, среди которых Signet Jewelers, Graff и Tiffany & Co. Долгосрочные контракты между компаниями предполагали, что De Beers продает им свои камни чуть ниже рыночной стоимости, делая таким образом этот картель выгодным для всех. Закрытые аукционы среди приближенных компаний проводились в Ботсване.
Однако обвал цен на алмазы привел к тому, что De Beers больше не смогла удерживать партнеров привлекательными ценами, наоборот, мировой алмазный гигант предлагал ювелирным домам камни по завышенным ценам. Это логично разозлило старых партнеров, и синдикат, который проводил закрытые торги камнями с 1890 года, просто развалился — рынок победил.
Уникальные среди избранных
Стоимость каждого алмаза зависит от его уникальности. Самые распространенные камни имеют белый и желтоватый оттенки, они же считаются и самыми доступными в плане цены, если в них нет ничего уникального. Самыми редкими и, соответственно, дорогими считаются камни красного, синего, зеленого и фиолетового оттенков. Под «особенностями» могут пониматься различные вкрапления в камень, которые сами по себе уникальны, а также наличие определенных свойств, таких как насыщенность цвета и флуоресцентность и, конечно, каратность. Для бриллиантов к этим характеристикам добавляется сложность огранки.
Уникальные камни компании зачастую придерживают, чтобы создать искусственный ажиотаж и, как следствие, продать подороже. Многие фирмы даже ведут тайные переговоры и договариваются о том, когда проводить аукционы своих камней, чтобы получить максимальную выгоду. Однако подобные меры хорошо работают с реально уникальными камнями, в то время как основное производство — это небольшие алмазы. Самый мелкий сегмент (до 0,3 карата), согласно данным одной из крупнейших торговых площадок RapNet, только за последние полгода рухнул в цене на 12 процентов, а если сравнивать с аналогичным показателем на июль 2018 года, то падение составило и вовсе 20 процентов.
Причем мелкие камни тянут за собой и крупные. Наглядно это стало видно по итогам майских торгов аукционных домов Sotheby's и Christie's в Женеве. Бриллиант весом 12,5 карата удалось продать всего за 68 тысяч долларов за карат, что оказалось почти на треть (27,5 процента) ниже ожидаемой цены. Один из брокеров на условиях анонимности рассказал, что некоторые покупатели не торопятся заключать сделки, ожидая дальнейшего падения цен.
Свободное падение
Переизбыток сырья, который называют причиной падения цен на алмазы и бриллианты, не до конца отражает реальное положение дел — есть еще несколько причин, почему рынок крупных алмазов сейчас находится в свободном падении. Развитие технологий позволяет компаниям находить крупные алмазы гораздо чаще, чем раньше, — они перестают быть редкими, что и делало их нереально дорогими.
Еще одна причина — изменение структуры потребления состоятельных граждан. Во-первых, у бриллиантов сильные конкуренты в люксовом сегменте — от сумочек до спорткаров и яхт. Во-вторых, сами состоятельные люди уже не стремятся подчеркивать собственную успешность подобными показными атрибутами. Наконец, кризис 2008 года многих научил быть менее расточительными, а в условиях экономической неопределенности люди не планируют делать столь дорогих трат — отсюда и падение спроса.
«Единственные американцы, кто демонстрирует дорогие вещи, — это рэперы или звезды телешоу, а состоятельные люди им подражать не хотят. Обеспеченные люди отказываются выставлять свое состояние напоказ», — отмечает Элизабет Остин из Diamond Runway, которая выступает посредником между продавцами бриллиантов и покупателями. Из-за возникшей в обществе неопределенности у поставщиков на руках остается много камней.
Спасательный круг
Поддержать цены и сократить предложение на рынке должны как раз такие меры, как закрытие Argyle, — аналитики уверены, что это поддержит рынок. Помимо массы малозаметных коричневых и желтых алмазов, этот рудник известен редкими розовыми камнями, именно на Argyle добывается 90 процентов розово-пурпурных камней, представленных на рынке.
Например, в 2017 году бриллиант, вырезанный из необработанного алмаза этой категории, – Pink Star — был продан за рекордные 71,2 миллиона долларов, эксперты признали его самым дорогим драгоценным камнем, когда-либо проданным на аукционе в Азии.
В 2018-м был установлен мировой рекорд по цене за карат для розовых бриллиантов: камень Pink Legacy продали за 50 миллионов долларов (средняя цена за карат составила порядка 2,6 миллиона долларов). Предыдущий ценовой рекорд на розовые бриллианты был поставлен в ноябре 2017 года на аукционе в Гонконге. Тогда гораздо меньший камень в 8,41 карата был продан почти за 18 миллионов долларов.
Rio Tinto не будет закрывать рудник навсегда, наоборот, из него планируют выкачать все, но позже. На текущий момент его запасы оцениваются в 150 крупных камней, которые можно выгодно продать. Как и в «Алроса», в Rio Tinto не видят больших проблем, гендиректор компании Арно Суара настаивает, что за последние 20 лет уникальные розовые камни выросли в цене на 500 процентов и продолжают расти. Тем не менее на Argyle приходится и значительная доля тех самых небольших, невостребованных рынком алмазов, стоимость которых не превышает 25 долларов за карат.
Действия крупных игроков на рынке алмазов напоминают меры по сокращению добычи нефти, на которые вынуждены были пойти члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Напуганные обвалом мировых цен на нефть, они пошли на беспрецедентные меры по сокращению производства, что помогает удерживать цены от обвала уже несколько лет. Причем союз был настолько беспрецедентным, что к нему присоединились даже страны, которые никогда не входили в ОПЕК, например, Россия. Тем не менее члены соглашения уже теряют свою долю рынка во многом благодаря наращиванию мощностей странами, которые не брали на себя никаких обязательств, в первую очередь США. Рынок алмазов может постигнуть примерно та же участь.
Скрытая угроза
Избыток алмазов бьет не только по добытчикам и продавцам, но и по огранщикам. Более 90 процентов рынка огранки приходится на Индию, из-за перепроизводства мелких алмазов маржа местных мастеров огранки резко упала. В итоге многие мануфактуры и заводы просто отказались принимать мелкие камни, сократив рабочее время сотрудников, — обработка подобных камней рухнула на 50 процентов. В общей сложности индийские мастера проигнорировали сырья примерно на 4,3 миллиона долларов.
Ситуацию усугубили новые правила, которые усложняют провоз алмазов в страну. Теперь таможенники требуют от компаний-импортеров предоставлять информацию о стране происхождения, цвете, размере, массе, форме и типе каждого ввозимого камня. Подготовка необходимых документов, занимающая много времени, в начале года привела к конфликту между фирмами-импортерами и таможенниками, который не разрешен до сих пор.
Президент Бриллиантовой ассоциации Сурата Бабу Гуджарати винит в сложившейся ситуации на бриллиантовом рынке торговую войну между США и Китаем и бум на рынке искусственных камней, которые доступнее натуральных и в низких ценовых сегментах начинают создавать природным серьезную конкуренцию.
Аналитики полагают, что в ближайшем будущем рынок, вероятно, будет ждать передел — выращенные в лаборатории камни займут собственную нишу, скорее всего, вынудив крупные компании снизить цены на свои натуральные камни. Тем не менее ждать резкого скачка от индустрии искусственных алмазов в ближайшее время не стоит — ей не хватает финансирования и производственных мощностей.
Источник: lenta.ru
|
|
|
|
наши партнеры:
|