русский ювелир - новости
  issue_magazine

новости отрасли | ЭКОНОМИКА

Лоббизм на российском рынке ДМДК – это как?

06.09.2019

От объявления ДМДК «объектами повышенной концентрации стоимости» до Поручения Президента РФ от 25.10.2017

Неожиданная для регулятора жесткость несогласия отраслевого сообщества с первой попыткой создания Федеральной службы по контролю за ДМДК, предпринятой в 2011 году, оказалась полезным уроком и власть сделала необходимые выводы.

Во-первых, по достоинству оценив роль активной позиции отраслевого общественного мнения, особенно на фоне вводимой в то время в России системы оценки качества принимаемых законов (системы ОРВ – оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов), регулятор «посодействовал» созданию более дружественных власти отраслевых общественных организаций. Укрепив их кадрами собственных сотрудников. Таким образом, в противовес прежним активистам, появились «отраслевые общественные голоса», вполне лояльные инициативам власти.

Во-вторых, вероятно, было принято решение действовать отраслевой власти более жестко, с еще большей опорой на мнения правоохранительных органов. Контролирующие органы государства, с одной стороны, и общественные организации бизнеса, с другой стороны, получили совершенно неравные возможности убеждения парламентариев при внесении законопроектов. Очень часто пояснительные записки к законопроектам в сфере ДМДК не содержат никакой реальной аргументации в необходимости ужесточать регулирование.

В-третьих, так как некоторая состязательность интересов государства и бизнеса в процедуру обновления законодательной базы все же была введена обязательной, негласно было поставлено условие для лоббистов: бизнес должен не противостоять в решении корневой задачи государства (читай – силовиков), это бесполезно и гарантированно проигрышно, но может побороться за смягчение законодательного удара по своим интересам.

И чтобы лоббистам в сфере ДМДК стала понятнее необходимость «не требовать слишком многого», вся без исключения сфера ДМДК была объявлена тогдашним куратором отрасли, статс-секретарем и заместителем министра финансов РФ Ю. И. Зубаревым сферой оборота «объектов повышенной концентрации стоимости», т.е. де-факто – по-прежнему валютных ценностей, но уже без законодательной основы.

При этом не важно, что истинные валютные ценности должны обладать высоким уровнем ликвидности без потери своей стоимости, а ювелирные изделия быстро реализовать можно лишь как сырье, с потерей половины их стоимости. Да и драгоценные камни быстро продать по их рыночной цене невозможно.

В целом же отраслевая власть в 2012-2017 годах осознала наличие отраслевого лоббирования как неизбежный фактор, который необходимо учитывать и с которым жить. Лоббизм в ювелирной сфере отличается от лоббизма, скажем, в сфере добычи золота или алмазов. У ювелиров нет игроков, способных по финансовой мощи и мощи влияния встать рядом с такими гигантами, как «Polyus Gold», «Полиметалл» или АЛРОСА.

К счастью для отрасли, лоббизм ювелиров не имеет рисков коррупционного характера. И дело не в идеальности людей, работающих по обе стороны в ювелирной сфере, а в объективных обстоятельствах. Во-первых, никто из ювелиров не захочет взятку давать: отраслевой лоббизм всегда происходит в интересах не одного отдельно взятого игрока, а, как минимум, большой группы компаний, работающих по определенной бизнес-модели, а потому платить за многих, но самому, никто никогда не захочет. А, во-вторых, и брать взятку никто тоже не станет – закон изменить в сфере ДМДК – это вам не подряд какой-нибудь выгодный на строительство или еще на что без конкурса выделить.

От Поручения Президента РФ от 25.10.2017 к дню сегодняшнему…

В отличие от «первого захода» создания Федеральной службы по контролю за оборотом ДМДК, к заходу второму властные структуры подготовились основательно, учтя все тактические промахи прошлого.

Во-первых, инициирование создания новой федеральной службы на этот раз шло с самого верха – как впоследствии выяснилось, такой пункт присутствовал в Поручении Президента РФ от 25.10.2017, имевшего гриф «Для служебного пользования».

Во-вторых, создание службы в рамках данного документа планируется не как самоцель, а как техническая необходимость в рамках создания единой системы государственного контроля (надзора) за производством, переработкой, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части, касающейся сортировки, первичной классификации и первичной оценки), использованием и обращением драгоценных камней.

В-третьих, опять же как выяснилось позднее, Поручение Президента РФ от 25.10.2017 породило такой вал отраслевого нормотворчества, направленного, естественно, на ужесточение контроля в сфере ДМДК, что теперь на предстоящее создание Федеральной службы по контролю за ДМДК как на некое зло ювелиры уже не смотрят. Более того, этот вопрос уже никого из ювелиров и не волнует – появились проблемы посерьезнее.

В основе новой системы государственного контроля (надзора) в сфере ДМДК теперь должна лежать интегрированная информационная система, впоследствии получившая название «Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота» (ГИИС ДМДК).

Необходимо заметить, что введение IT-контроля за оборотом ювелирных изделий ювелиры и сами предлагали с 2010 года, правда, взамен пробирного надзора. И поддерживают проект сейчас. Разумеется, надеясь, что все будет сделано без лишней спешки, с качественной подготовкой, а функционирование ГИИС ДМДК не приведет к дополнительным затратам ювелирам. Вроде бы, понимание регулятора по этому вопросу имеется правильное, и есть надежда на успешное внедрение системы.

Лоббистскую деятельность в ювелирной сфере (как части общей сферы ДМДК) сегодня уверенно возглавляют Ассоциация «Гильдия ювелиров России» (гендиректор с 2014 года Э. Ю. Уткин, председатель Г. Г. Геворкян) и Комитет по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам «Деловой России» (этот комитет возглавляет Ф. Ф. Гумеров, он же сопредседатель Ассоциации «Гильдия ювелиров России»). Есть немало того, что можно занести в «победный актив» Ассоциации за последние годы. Только за последний период удалось:

1. В части ослабления негативного воздействия на условия ведения бизнеса от вновь вводимых норм отраслевого законодательства:

- сохранить для малого бизнеса в сфере ДМДК (производителей и торговли) прав на применение специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения – УСН и единого налога на вменяемый доход – ЕНВД (24.06.2019 года в Госдуму РФ внесен соответствующий законопроект №738437-7, не содержащий запрета применения специальных налоговых режимов в сфере ДМДК);

- сохранить права производителей ювелирных изделий по-прежнему, без получения лицензий осуществлять обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также изделий собственного производства, нереализованных и возвращенных (закон подписан Президентом РФ 2 августа 2019 г.);

- согласовать с Минфином России введение дифференциации штрафов за административные правонарушения в сфере ДМДК и сдержать рост размера штрафов за малозначительные или совершенные непредумышленно правонарушения в готовящемся к принятию законопроекте № 638854-7;

- повлиять на принятие решения о введении в сфере ДМДК бесплатной для участников рынка системы прослеживания оборота ювелирных изделий (информационной системой ГИИС ДМДК Минфина России), отличной от платной системы оператора ЦРПТ, принятой для всех прочих групп товаров.

2. В части улучшения существующей отраслевой регуляторной среды:

- добиться введения режима добровольного (взамен ранее действовавшего обязательного) пробирного клеймения ювелирных изделий из серебра массой до 3 грамм, и согласовать с Минфином России переход на добровольное клеймение изделий из серебра любой массы;

- добиться разработки проекта постановления Правительства РФ, полностью легитимирующего Интернет-торговлю ювелирными изделиями и сертифицированными драгоценными камнями;

- добиться разработки «Стратегии развития отрасли драгоценных камней и ювелирной промышленности России на период до 2030 года» Минпромторга РФ на базе программных документов Ассоциации.

3. В части защиты интересов российских производителей ювелирных изделий на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

- добиться выравнивания отраслевого законодательства и нормативно-правовой базы стран ЕАЭС в сфере ДМДК, что повысило конкурентоспособность ювелирной промышленности России;

- добиться разработки в ЕЭК разработанного единого для ЕАЭС «Плана мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств – членов ЕЭК на рынки третьих стран».

4. В части развития экспорта ювелирных изделий в третьи страны:

- добиться выделения субсидий для участников крупных международных ювелирных выставок от Российского экспортного центра (РЭЦ), Минпромторга РФ и Правительства Москвы;

- добиться разработки законопроекта, дающего право экспонентам на розничную реализацию товаров, экспонирующихся на международных выставках, без заключения контрактов.

Важно отметить, что все достижения – это результат совместной работы Ассоциации с регулятором, прежде всего – с Минфином и Минпромторгом РФ, с депутатским корпусом и членами Совета Федерации. По счастью, отдельные депутаты Государственной Думы и отдельные Члены Совета Федерации, как и отраслевые руководители упомянутых министерств, сегодня готовы серьезно относиться к просьбам бизнеса сферы ДМДК.

К сожалению, участники российского рынка драгоценных и прочих ювелирных и коллекционных камней своей собственной общественной организации федерального уровня не имеют. Частично их интересы отстаивают профильный комитет «Деловой России» и Ассоциация «Гильдия ювелиров России», но понятно, что для них приоритетными являются прежде всего интересы ювелиров. Общественная отраслевая организация – структура добровольная, возникает от осознания бизнесом необходимости ее создания. Значит, участники российского «каменного» рынка такую потребность еще не осознали…

Заключение

История развития российского отраслевого законодательства в сфере ДМДК складывалась так, что периоды либерализации были короткими и с не очень глубокими реформами, а вот периоды «закручивания гаек» - куда как более длительными и значительными «по достижениям». Что не удивительно – в России силовикам всегда было несопоставимо проще продвигать свои идеи, чем бизнесу.

Впрочем, даже представители отраслевого бизнеса, особенно малого бизнеса, покорно воспринимают любые негативные новости о введении в сфере ДМДК очередной запретительной нормы. Предпринимателей в ювелирной сфере и сфере оборота драгоценных камней, проявляющих стремление не то чтобы открыто побороться за свои бизнес-интересы, а хотя бы просто публично обозначить личную позицию, у нас можно по пальцам пересчитать. Причины неучастия в общественной отраслевой жизни у каждого свои, но очевидно, что уверенность в «бесполезности трепыхания» и страх оказаться наказанным властью за «неуместную» инициативу сопротивления - являются главными.

Исключения, конечно, есть, но они составляют единицы «бойцов». Тем ценнее для истории развития отрасли каждая личность, готовая, не ленясь и никого не боясь, отстаивать здравый смысл на российском рынке ДМДК. Самым последовательным борцом за развитие отечественной ювелирной промышленности можно без тени сомнения считать Ф. Ф. Гумерова, основателя ювелирного бренда «Алмаз-Холдинг». Активно включившись в отраслевую общественную работу еще в конце 90-х годах, Флун Гумеров написал за прошедшие годы десятки писем в адрес всех причастных к сфере ДМДК инстанций, включая Президента РФ, а число выступлений на всевозможных отраслевых совещаниях не поддается подсчету. Именно Флун Гумеров в 2009 году презентовал власти разработанную совместно с автором этой статьи первую российскую «Стратегию развития отрасли ДМДК».

Лишь гендиректор ювелирных выставок и отраслевого медиахолдинга «РЕСТЕК Джунвекс» В. В. Будный может поспорить за то, кто дольше занимается отраслевым лоббизмом (интересов ювелиров) на российском рынке. Хотя в разные периоды времени роль главной движущей силы отраслевого лоббизма выполняли и другие известные в профессиональных кругах люди: А. Ю. Сидоренко (компания «Адамас»), А. Л. Гутерман (компания «Топаз»), В. Б. Радашевич (Ассоциация «Гильдия Ювелиров России»).

Это эквивалентно одной трети всего мирового предложения. Данные китайской таможни показывают, что страна импортировала 575 тонн золота в первой половине года по сравнению с 883 тоннами золота за тот же период 2018 года.  
В мае Китай импортировал 71 тонну по сравнению с 157 тоннами в мае 2018 года. В июне - последнем месяце, по которому имеются данные - снижение оказалось еще более резким: было поставлено 57 тонн золота по сравнению с 199 тоннами в июне прошлого года. 

Источник: rough-polished.com

 

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир