issue_magazine

события | МУЗЕИ

«Янтарный сад»

10.06.2020

Калининградский областной музей янтаря начинает новый цикл виртуальных выставок под названием «Янтарный сад», посвящённый языку цветов. Фотографии и описания экспонатов будут публиковаться еженедельно. 

Тепло, Свет и Красота так настойчиво ощущаются именно Весной. Благодаря меняющейся к росту, обновлению, силе и прелести Природе мы в это время года склонны размышлять о жизнеутверждающих темах, о Мудрости и Щедрости Творца.

Предлагаем вниманию зрителей произведения ювелирного и камнерезного искусства из собрания Калининградского областного музея янтаря, которые реалистически или символически обращены к образам и формам зримого мира растений. Романтика и гармония этих янтарных изделий складываются не только из притягательной красоты природных объектов, но и творческого их осмысления автором и воплощения в требовательном к мастерству «солнечном камне».

Изображения растений довольно часто встречаются в разных видах и жанрах художественного творчества. В истории искусства сформировались традиции, позволяющие на основе «символического языка растений» прочитать в их образах определенные послания.

Приглашаем в увлекательное путешествие по запасникам Музея!


Королев А.В., Калининград
«Одуванчик», 2015
Янтарь, медь, оксид титана, волоски плодов одуванчика.
15 х 6,5 х 3 см
Одуванчик – широко распространенное и известное всем многолетнее растение семейства Астровые. В истории изобразительного искусства одуванчик считается символом детства и тоски по прошлому. Его изображение можно найти на картине Рафаэля Санти «Святое семейство под пальмой» (1506) из собрания Национальной галереи Шотландии (Эдинбург). ​
http://www.nationalgalleries.org/


Пархоменко Е.А., Калининград
Кольцо «Нарцисс». 2012
Серебро, гагат, янтарь
Диаметр вставки 3 см, вес кольца 11,2 гр.

Евгений Александрович Пархоменко известен среди калининградских художников, работающих с янтарем, как мастер-мозаичист. Он создает миниатюрные образы города, растений, абстрактные композиции из микро-кусочков янтаря и других поделочных материалов. Кольцо «Нарцисс» Е.А. Пархоменко создал к конкурсной выставке Областной биеннале авторских изделий из янтаря. Вставка в серебряном касте декорирована ярким весенним символом – раскрывшимся цветком нарцисса. Черный фон выполнен из гагата, из него же – тонкие «линии», разделяющие лепестки и формирующие впечатление их движения. Цветок набран из кусочков светло-желтого и белого янтаря. В его центре находится коронка в виде колокольчика, умелый подбор цветовой гаммы янтаря делает ее объемной и полупрозрачной. Художником создан графически ясный, легкий, убедительный и вместе с тем поэтичный образ весеннего цветка.

Нарцисс – род луковичных растений из семейства Амариллисовые, они широко распространенны в Европе и Азии. У всех представителей этого рода ядовитые стебли, листья и луковицы. Название этого цветка на древнегреческом языке имеет общий корень со словом «наркоз», т.к. цветы нарциссов имеют притягательный сладковатый аромат.

В Древнегреческой мифологии этот цветок фигурирует в рассказах о Нарциссе, влюбившемся в свое отражение, о Персефоне, собиравшей нарциссы в момент ее похищения Аидом. Не удивительно, что этот цветок символизирует самовлюбленность, юность, смертный сон, возрождение, победу, радость и брак.

Изображения нарциссов можно видеть на картинах, написанных на мифологические сюжеты: о Нарциссе и нимфе Эхо, Деметре и ее дочери Персефоне. Нарцисс представлен во многих цветочных натюрмортах. Там он присутствует среди других растений как символ скоротечности времени, сильных чувств и красоты. Образ этого цветка можно найти и в ювелирном искусстве. На выставке Алмазного фонда Российской Федерации в Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть корсажное украшение «Букет нарциссов» (XVIII в., золото, серебро, алмазы, эмаль). Оно выполнено неизвестным мастером, весит чуть более 114 граммов, три цветка имеют длину около 19 см. (www.kreml.ru).


Градинарова Е. А. (1959–2009), Калининград
Брошь «Музыка каштанов». 2005
Янтарь, кожа, струны
17,5 х 27,5 х 5,5 см
Вес 122 гр.

Елена Градинарова, благодаря таланту и самобытной творческой фантазии, оставила яркий след в истории декоративно-прикладного искусства Калининградской области. Ее произведения привлекают нетривиальной эстетикой, экспрессией и сложностью скульптурных форм. Созданные ею броши – это рельефные или полностью объемные композиции, чаще всего посвященные объектам природы. Брошь «Музыка каштанов» представляет небольшую ветвь, которая полностью отражает всю мощь этого оригинального дерева, поражающего нас в любое время года: зимой – графически подчеркнутой силуэтностью кроны, мощной демонстрацией соцветий-канделябров – весной, широкими лопастными листовыми пластинками, зелеными – летом и желто-оранжевыми – осенью. В осеннем «спектакле» принимают участие и плоды. Брошь Е. Градинаровой из собрания Калининградского областного музея янтаря – это каштан осенью. Янтарь по многим своим характеристикам – «осенний» материал, и как умело художница использовала их для создания выразительного образа-броши «Музыка каштанов»!

Цветение каштана конского (не каштана вовсе, как свидетельствует наука) –впечатляющее зрелище. Цветки диаметром около 2 см неправильной формы, с косой плоскостью симметрии собраны в пирамидальные кисти. В истории мирового искусства и культуры цветы каштана стали символом заботы и победы над искушением. «Цветок, что делает весну» (Т. Готье) привлекал и привлекает поэтов, живописцев, мастеров декоративно-прикладных искусств. Нидерландский художник Винсент Ван Гог (1853–1890) оставил множество живописных образов цветущих каштанов. Его работы находятся в собраниях разных музеев мира, но самая большая коллекция находится в Музее Ван Гога в Амстердаме (www.vangoghmuseum.nl).


Королев А.В., Калининград
«Ландыш». 2015
Янтарь, кость, серебро
Высота 11,5 см

Александр Васильевич Королев –  известный далеко за пределами нашей области художник, работающий с янтарем. Он создает разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства, используя как современные, так и традиционные методы обработки «солнечного» камня. В собрании Калининградского областного музея янтаря есть небольшая «цветочная» коллекция работ этого мастера.

Ландыш майский – хорошо известное травянистое растение, распространенное в регионах с умеренным климатом Северного полушария. Внешне – это скромный и нежный цветок, но его аромат – яркий, настойчивый и запоминающийся. В природе растет куртинами в лесах – на опушках и полянах. Культивировать в садах и оранжереях ландыши стали в середине XVI века. И с этого времени они стали «участниками» пейзажей, жанровых сценок, натюрмортов и портретов. Значительное место отведено ландышу в мифах и сказках. Появление этого цветка в античной мифологии объясняется слезами или капельками пота красавиц-богинь. В Средние века утвердилось символическое значение цветов ландыша, выражающее невинность и скорбь. С тех пор эти нежные белые цветки стали называть «слезы Марии». Весьма популярен образ цветов ландыша в ювелирном искусстве. Фирма Карла Фаберже часто использовала образ этого растения для создания шедевров ювелирного и камнерезного искусства (пасхальное яйцо «Ландыши», 1898; настольное украшение «Корзина с ландышами», 1895–1898 гг. fabergemuseum.ru).


Лавр – род вечнозеленых деревьев и кустарников. В Средиземноморье были завезены из Малой Азии. В культуре особое значение приобрел Лавр благородный, именно его листья используются как пряность. Это очень красивое растение: серо-зеленая гладкая кора, раскидистая крона, светло-желтые душистые цветки, овальные сине-черные плоды, листья продолговатые цельнокрайние. Цветки, плоды и листья содержат большое количество эфирных масел. Поэтому еще в древности они применялись в парфюмерии и кулинарии. В высоту лавровое дерево около пяти метров, продолжительность жизни от 100 до 400 лет. Вместе с кипарисами, каменным дубом и пиниями лавровые деревья и кустарники во многом определяют своеобразие средиземноморских пейзажей.

В Древней Греции лавр был священным деревом Аполлона. Убив Пифона лавровой ветвью, Аполлон, размахивая ею, пришел в Дельфы. Описание этого события есть в гимне Гомера «Аполлону Пифийскому». Так лавр стал символом могущества, победы, справедливости и мира. На основе этого мифа сформировалась традиция устраивать торжественные шествия хоров с лавровыми ветвями. Победителя в соревновании хоров называли «лауреат». Ветви потом заменили венками, которые несли в руках и надевали на головы. В эллинистическую эпоху появился миф о Дафне – прекрасной дочери речного бога. Убегая от влюбленного в нее Аполлона, она превратилась в лавровое дерево. Из веток этого дерева Аполлон сплел венок, который, как и ветвь, стал его атрибутом как бога-триумфатора. Зевс, богиня победы Ника, воины-победители изображались с лавровыми венками. В Древнем Риме лавровый венок использовался в триумфальных шествиях, а затем стал символом военного и имперского могущества.

Со временем, особенно в сочетании с изображениями оружия, музыкальных инструментов, геральдических символов, лавровые ветви и венки становятся основными символами славы. Их можно встретить на монетах, орденах и медалях, надгробиях, государственных гербах и др.

В собрании Калининградского областного музея янтаря есть четыре фрагмента панелей, которые были созданы как пробные версии перед началом работ по воссозданию одного из уникальных произведений стиля барокко – «Восьмого чуда света» – Янтарной комнаты Екатерининского дворца (ГМЗ «Царское Село»). Панели, как и сама Комната, являются научными реконструкциями. Они воссоздавались по черно-белым фотографиям довоенного времени специально к открытию Музея янтаря в Калининграде. Представляем одну из них.

Фрагмент панели нижнего яруса Янтарной комнаты с изображением труб. Научная реконструкция. 1979.
Исполнители: мастера Ленинградского комбината декоративно-прикладного искусства Ванин А.П., Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Журавлев А.А., Григорьева Л.Г.
Янтарь, дерево, фольга;
М 1:1
64,5 х 22,5 см.
Оригинал. 1701–1711.
Германия. Автор проекта А. Шлютер (?), исполнители: Г. Турау, Э. Шахт (?).
После Второй мировой войны местонахождение неизвестно.

На деревянном основании, облицованном пластинками неправильной формы из непрозрачного янтаря, в центре, в прямоугольном обрамлении, размещена аллегорическая композиция. Мы видим изображения двух скрещенных труб и лаврового венка, перевитых складчатой лентой. Они выполнены из пластин прозрачного янтаря, под ними находится фольга темно-красного, красно-коричневого и золотистого тона. На пластины, из которых состоит лавровый венок, нанесена с внутренней стороны гравировка, воспроизводящая прожилки листовых пластинок. Изображенные здесь трубы встречаются в античных аллегорических композициях, посвященных прославлению военных подвигов или других исторических событий. Ленты служили местом для нанесения надписей: имен героев, названий армейских подразделений, девизов и других сведений, указывающих на конкретных участников события. Ленты крепились к знаменам, штандартам, наградам. Таким образом, в сочетании с символикой лаврового венка композиция на этой панели представляет собой аллегорию СЛАВЫ, недвусмысленно на века «прославляя» заказчика – короля Пруссии Фридриха Первого как благородного и могущественного правителя.


Королев А.В., Калининград
Коробочка для колец. 2012
Янтарь, кость, перламутр
4,6 х 4,6 см

Крышка и основание коробочки для колец «Роза» одинаковые по высоте и выполнены А. В. Королевым из цельных образцов янтаря. Крышка декорирована вырезанным из кости раскрывшимся цветком розы и листочками из перламутра. Внешние поверхности коробочки покрыты рельефными дольками, причем на основании они вертикальные, а на крышке расположены спирально. Янтарь с отличающимися по цвету и прозрачности фрагментами обогащает впечатление от предмета многообразными живописными эффектами.

Среди цветочных мотивов орнаментов наиболее популярным был (и есть) мотив цветка розы. С глубокой древности этот цветок связывали с совершенством, будь то довольно простой цветок дикой розы (шиповника) или более сложный цветок садовой розы. Эстетические качества в совокупности с ароматом и другими полезными свойствами сделали эти растения популярными во многих культурах. Теофраст в 300 году до н. э описывает греческие сады, в которых можно было найти розы с 15, 20 и 100 лепестками. Стилизованное изображение цветка розы получило название «розетка», иногда употребляется слово «розетта» (от франц. «розочка»). Розетки используются для выделения центра (геометрического и смыслового) или оси симметрии в декоративной композиции. Они хорошо сочетаются с другими элементами и разновидностями орнаментов: геометрическими, каллиграфическими, предметными и другими. Возможно, поэтому розетки присутствуют практически во всех национальных орнаментах и декоративных схемах исторических стилей: романского, готики, классицизма, барокко, рококо, модерна. Как и другие орнаментальные разновидности изображения розетт создаются росписью, рельефной резьбой, наборной мозаикой, инкрустацией. В романскую и готическую эпохи получили распространение монументальные декоративные произведения из стекла – витражи. Они были как сюжетными, так и орнаментальными композициями. На западных фасадах, иногда и на фасадах трансепта располагалось круглое окно с симметричным рисунком, получившее название «роза».

Изображение цветка розы, как и орнаментальный мотив «розетка» популярны и сегодня. Художники не перестают обращаться к древним традициям и, используя современные технические средства, пополняют разнообразие изображений розы – символа бессмертной Красоты.


Градинарова Е.А. (1959-2009), Калининград
Аксессуар к костюму «Чаровница лесного озера». 2004
Янтарь, кожа
36,5 х 5,5 х 5 см

Кубышка желтая (лат. Nuphar lutea) – это многолетнее водное растение, обитающее в водоемах с медленно текущей водой. В российской культуре название «кубышка» появилось потому, что плоды похожи на сосуд с крышкой. В таком узкогорлом кувшинчике хранили воду, а иногда и ценности. Плавающие листья крупные, округлые, кожистые, ярко-зеленого цвета. Цветки почти круглые, одиночные и возвышаются над водой на упругом стебле. То, что мы называем лепестками, на самом деле чашелистики. Обычно их пять или шесть, в плохую погоду и ночью они закрыты. Кубышку желтую не встретишь в букетах, срезанный цветок быстро вянет. Наслаждаться красотой этого растения можно только в его естественной среде произрастания. Возможно, это объясняет, почему образ кубышки в искусстве можно, и то не часто, встретить в пейзажах. Примерами могут быть работы Густава Кайботта («Йурр. Водяные лилии на водоеме». 1878), Алексея Саврасова («Пруд в сумерки». 1879), Исаака Левитана («Заросший пруд». 1887).

В декоративно-прикладном и ювелирном искусстве изображение кубышки желтой также трудно найти, как и в живописи. Куда более популярным является образ кувшинки или лотоса. Но калининградский мастер Елена Аркадьевна Градинарова оригинальна во всем: в материалах для своих произведений, в технике их обработки, в выборе образов.

Источник: ambermuseum.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир