issue_magazine

Тренды |

Ювелирные орхидеи от Тиффани: кто их создавал и почему о нем забыли

10.11.2020

История ювелирного дома Тиффани насчитывает более 150 лет. За эти годы на благо ее славы успело потрудиться множество выдающихся дизайнеров и художников.

Для кого-то это был лишь интересный эксперимент, для кого-то — лучший период в творчестве, а кто-то был обязан Тиффани своим успехом и популярностью. Использование творческих гениев, их талантов и идей, стало своеобразной традицией этой фирмы, начало которой было положено еще в эпоху блистательного модерна.

На заре своей успешной истории — на рубеже 19-20 веков, когда о мировой славе говорить еще не приходилось, Тиффани достаточно вольно обращалась с талантливыми дизайнерами. Большая часть созданных ими произведений никогда не получала имени своего создателя, превращаясь лишь в одно из многочисленных шедевров американской фирмы. Т

акая политика была вполне обычным делом в то время: в царстве капитализма редко кто из творческих гениев мог пробиться и стать известным в одиночку, гораздо проще было достигнуть коммерческого успеха обеспечивая идеями какую-нибудь фирму или предприятие. Взамен приходилось жертвовать именем и славой.

Из-за этого теперь, при изучении декоративного искусства той поры, возникают определенные сложности: мы знаем какой фирмой был создан тот или иной шедевр —  ДаумТиффани или  Либерти, но не можем определить кто из талантливых художников был его автором. Их имена лишь изредка, по счастливой случайности, можно встретить в архивах известных компаний.

Об одной такой счастливой случайности как-то написала Джанет Сапата — архивист фирмы Тиффани. В двух своих статьях в 1991 и в 1999 годах, она открыла миру давно забытое имя дизайнера ювелирных украшений Тиффани, благодаря которому успешная американская компания по производству драгоценностей получила мировую славу и широкое признание.

Это открытие настолько захватило воображение многочисленных поклонников знаменитой фирмы и историков искусства, что уже в 2000 году появилось первое исследование творчества забытого американского ювелира, которое было озаглавлено «Потерянный гений Тиффани».

Еще через 6 лет — в 2006 году в Париже состоялась выставка ювелирных украшений эпохи модерна, где имя этого дизайнера уже было поставлено в один ряд с такими маститыми гениями эпохи модерна как  Рене ЛаликКарл Фаберже и  Луис Комфорт Тиффани.


Брошь-орхидея, дизайн П.Фарнхэм для Тиффани, 1899г.

Выставка называлась «Художественная роскошь: Фаберже, Тиффани, Лалик», но в главе каталога, посвященной Тиффани, куратор выставки давал подробную ретроспективу творчества сразу двух выдающихся ювелиров знаменитой фирмы. С одним из них — Л.К.Тиффани так или иначе знакомы все, а вот имя второго - Паулдинг Фарнхэм, стало настоящим открытием…

Джорж Паулдинг Фарнхэм (1859-1927) - «потерянный» или забытый гений Тиффани, художник и дизайнер ювелирных украшений, трудившийся на благо знаменитой фирмы более тридцати лет и обеспечивший ей признание и первые золотые медали на международной парижской выставке в 1889 году.

Его творческий путь никогда не был таким ярким и интересным, как истории более известных коллег той поры — все того же Рене Лалика и Л.К. Тиффани. Скромный и особо ничем не примечательный молодой человек неплохо рисовал, и время от времени проявлял интерес к ботанике и искусству. Казалось бы: никаких предпосылок, никаких задатков будущей гениальности…

Все изменил случай — его дядя приходился дальним родственником Чарльзу Луису Тиффани — основателю знаменитой ювелирной фирмы и отцу знаменитого Л.К.Тиффани, а потому он помог своему племяннику получить место в школе при знаменитом ювелирном доме с последующим устройством в штат.

П.Фарнхэм обучался в этой школе с 1879 по 1885 годы и по ходу обучения проявил способности сразу к нескольким областям: скульптуре, металлургии, живописи, но особенно – к дизайну ювелирных украшений.

Первой его самостоятельной работой стала брошь в виде хризантемы из золота и желтых бриллиантов, благодаря дизайну которой он сразу обеспечил себе место в фирме, став первым помощником тогдашнего главного дизайнера ювелирного отдела — Эдварда К.Мура.

Собственно в дизайне броши не было ничего нового или особенного: Фарнхэм просто взял за основу формы и расцветку реального цветка и воплотил его эстетику в драгоценных материалах с ботанической точностью соблюдая все особенности изгибов лепестков, стебля и листьев.

Однако, именно эта точность, эта нарочитая натуральность и стала ключевой особенностью его стиля, его отличительной чертой, обеспечившей в дальнейшем признание и мировую славу ювелирному дому Тиффани.

С 1885 года Фарнхэм совместно с Муром работал над экспонатами для международной выставки в Париже 1889г. Это был очень важный проект — американскому декоративному искусству впервые предстояло выступить в одном ряду с европейским, да еще где — на родине всего прекрасного, в великолепной Франции. Требовалось создать нечто такое, что обеспечило бы успех и признание, позволило бы выделиться. В то время, когда в Европе в моду входил модерн, сделать это было невероятно сложно.

Художники модерна истово трудились над идеей воплощения красоты, реализацией природных форм и давно забытых сюжетов из мифического, полу-легендарного прошлого европейской цивилизации — американская такой богатой и древней историей похвастаться не могла.

В мире декоративного искусства царила невероятная атмосфера свободы, естественности и вычурной роскоши. А еще в моде был таинственный восток — благодаря тому, что Япония открыла свои границы, в Европу хлынули многочисленные безделушки, странные картины, таинственные легенды и предания, и совершенно особая философия.

Все это переплеталось между собой, порождая причудливые, немыслимые до той поры, узоры, орнаменты и мотивы. Казалось, весь мир декоративного искусства разом превратился в сказочную вакханалию, где греческие вакханки и нимфы вполне комфортно сосуществовали с пугающими силуэтами насекомых и змей, а летучие мыши были символом счастья и процветания, а не вестниками смерти и траура как раньше.

С одной стороны подобное многообразие форм и идей давало большую свободу для творчества, но с другой — требовались определенные знания восточной культуры, истории и даже зоологии с ботаникой. Художник должен был быть знатоком природы, иначе ключевую особенность модерна — его всеобъемлющее преклонение перед красотой флоры и фауны, - воплотить было бы просто невозможно.

А еще, нужно было обладать определенным даром предвидения, чтобы уметь ориентироваться в сложных хитросплетениях изменчивой моды (именно с этого времени модные капризы станут меняться с лихорадочностью присущей психически больному человеку). Ну и конечно, нужен был вкус — без него создать подлинно красивые шедевры, которые были бы востребованы публикой, было просто невозможно.

В итоге, задача, стоявшая перед Фарнхэмом и Муром, превращалась практически в неразрешимую. Ну как можно удивить столь пресыщенный европейский мир, да еще и сделать это красиво.

Не добавляла оптимизма и установка руководства компании: Ч.Тиффани хотел, чтобы все ювелирные произведения, которые должны были предстать на международной выставке, создавались исключительно из американских материалов, и конечно, с использованием знаменитого серебра, которое за сорок лет уже успело стать визитной карточкой фирмы Тиффани.

И вот здесь как раз-таки на помощь приходит натурализм, присущий творчеству Фарнхэма. Справедливо полагая, что консервативные украшения традиционных форм вряд ли смогут составить достойную конкуренцию шедеврам модерна, и в то же время опасаясь коммерческого провала, к которому могут привести слишком смелые идеи, он решил повторить успех своего первого шедевра — создает коллекцию ювелирных цветков, вот только делает это не совсем так, как это было принято раньше.

Хрупкая красота цветочных бутонов, нежная окраска лепестков, дающая такое многообразие оттенков и фактур, тонкие изгибы стеблей и сложные формы листьев, во все времена так или иначе находили свое воплощение в творчестве ювелиров. Конечно, модерн с его страстью к природе превзошел их всех по количеству и многообразию цветочных мотивов.

Но, не смотря на это, Фарнхэму удалось-таки отыскать свободную нишу. В то время, когда все маститые ювелиры стремились лишь следовать общим формам, а их цветы, хоть и сохраняя природные мотивы, имели нарочито декоративный, искусственный вид, Фарнхэм решил сделать их максимально реалистичными.

Правда для подобного замысла подходили отнюдь не все цветы — скромные фиалки, колокольчики или ромашки могли выглядеть роскошно только при обилии драгоценных камней, а это опять-таки исключало возможность натуралистичности. Роза же была хоть и популярным, но слишком избитым мотивом для декоративного искусства, широкое использование которого могли позволить лишь мастера с уже известным именем.

Но для того, чтобы заявить о себе впервые требовалось что-то другое, что-то одновременно красивое и экзотическое, что-то, что могло привлечь внимание лишь формой и цветом. Фарнхэму не пришлось искать долго — идею ему подсказала мода.

19 век подобно веку 17-му прошел под знаменем очередной цветочной лихорадки, только если в 17 веке всепоглощающей страстью были тюльпаны, за луковицы которых подчас отдавали целые состояния, то в 19 веке особенно желанными стали орхидеи.

В 1818 году английский ученый Уильям Джон Свенсон (1789 — 1850 гг.) привез в Англию из Бразилии первую орхидею, и прекрасный цветок, совершенно особенной формы и цвета, надолго завладел умами европейцев. Началась настоящая охота за орхидеями по всему свету — состоятельные коллекционеры платили большие деньги за каждый новый интересный экземпляр, аристократы стали почитать капризный цветок за обязательный атрибут роскоши и достатка. Особую перчинку добавляла сложность выращивания и большой процент гибели привозимых цветков.

К началу модерна эта страсть нисколько не утихла, не случайно многие его художники стремились воплотить сложную форму этого, столь популярного цветка.

Каждый из них делал это по-своему, кто-то прибегал к помощи перламутра, слоновой кости и полудрагоценных камней как Рене Лалик, кто-то по старинке использовал бриллианты и прозрачную эмаль как Филипп Вольферс (созданную им орхидею можно увидеть  здесь), но в любом случае, у каждого из них получалось лишь воплощение формы цветка, его природная эстетика при этом терялась, уступая место ювелирной красоте, декоративности и искусственности.

Фарнхэм же решил создать точные копии цветков орхидеи, но с помощью ювелирных материалов. Для этого он воспользовался услугами художников и ботаников — по эскизам были созданы точные формы бутонов цветков, с оригинальными размерами, природными изгибами и дефектами.

В этих формах отливалась серебряная основа будущего цветка (так воплощалось в жизнь одно из главных требований Тиффани), на которую наносилась цветная эмаль, в точном соответствии оттенков и цветовых переходов естественным краскам цветка.

Что же касается знаменитых и так любимых Тиффани бриллиантов, то они скромно украшали стебель цветка — их роскошный блеск нисколько не отвлекал внимания от изящной, вычурной формы и окраски бутона, зато в разы увеличивал стоимость, превращая скромное художественное произведение в исключительный шедевр ювелирного искусства.

Но главное достоинство орхидей Фарнхэма заключалось в их реализме — благодаря скрупулезной точности, с которой воспроизводилась природа цветка, создавалась иллюзия, что это не ювелирная безделушка, а настоящий, реальный, живой цветок.

На выставке в Париже, в 1889 году Тиффани представила 24 броши-орхидеи Фарнхэма, и не смотря на то, что вместе с ними в павильоне были представлены и другие изделия из серебра, в том числе также созданные Фарнхэмом, именно эти самые орхидеи стали настоящей сенсацией, обеспечившей славу и признание американской фирме на европейском континенте. Ботаническая коллекция украшений получила золотую медаль, о ней писали газеты, о ней говорили,а в фирму посыпались многочисленные заказы.

Последних было столько, что уже в 1890 году количество дизайнов ювелирных орхидей Фархэма было увеличено Тиффани с 24 до 41. Не смотря на свою высокую, даже в рамках ювелирного мира, стоимость они распродавались очень быстро.

Фарнхэм стал любимым дизайнером Ч.Тиффани и в 1891 году, после смерти своего наставника Э.К. Мура возглавил ювелирный отдел. Следующие десять лет стали поистине самыми успешными в его карьере: триумф в Париже был лишь отправной точкой, благодаря ему о гении Фарнхэма узнали многие, его имя ставили в один ряд с Рене Лаликом и Фаберже, у него появились свои поклонники и почитатели.

На своем посту он создал множество ювелирных шедевров, многие из которых были навеяны не только природными мотивами, но и национальным прошлым, национальной культурой. Особенно он отдавал предпочтение узорам плетения, используемым индейцами сиу. Однако ни один из этих позднейших шедевров не смог превзойти тот успех, которого добились хрупкие и изящные броши-орхидеи.

Повторить, а по мнению некоторых знатоков ювелирной истории — превзойти, успех орхидей Фарнхэм смог лишь однажды - на следующей международной выставке в Париже, в 1900 году. Переломная для творчества многих художников модерна, для Фархэма эта выставка стала лишь еще одним подтверждением его статуса талантливого дизайнера и ювелира, а все благодаря одному изящному шедевру — хрупкому ирису…

Фархэм не случайно выбрал для нового ювелирного украшения именно этот цветок. Во-первых ирис был широко распространенным и очень популярным мотивом в декоративном искусстве модерна, а во-вторых его относительно простая форма позволяла слегка «поиграть» с более дорогими материалами — например, бриллиантами.

Здесь на помощь Фарнхэму пришел еще один талант, находящийся на службе Тиффани — ученый-геммолог Джордж Фредерик Кунц (1856-1912). Благодаря его научным изысканиям в арсенале Тиффани появились не только бриллианты высочайшего качества, но и совершено новые, до этого не известные миру, виды драгоценных и полу-драгоценных камней.

Кунц тщательно подбирал для Фарнхэма камни по цветам и огранке, чтобы создать в готовом произведении иллюзию жизни благодаря сложной игре света и оттенков. Не случайно, созданный в результате их творческого союза ирис, стал одним из самых знаковых произведений как в ювелирной истории в целом, так и в истории модерна в частности.

Брошь в виде ириса была создана в натуральную величину цветка, из платины, 120 сапфиров, с вставками из бриллиантов, топазов и аметистов. Как и прежде она точно копировала форму бутона настоящего цветка, с той лишь разницей, что теперь обилие драгоценных материалов делало это копирование менее натуралистичным, но более декоративным.

Безумно роскошное украшение было выкуплено на выставке американским коллекционером Джоном Уолтерсом за 6908 долларов (более 200тыс. Долларов по нынешнему курсу) и в настоящее время хранится в Художественном музее Уолтерса.

Это был новый триумф, еще более значительный чем первый: благодаря таланту Фарнхэма фирма Тиффани получила на выставке 1900 года 6 золотых медалей и гран-при (за брошь в виде ириса). Тем самым она окончательно укрепилась в статусе ведущей американской ювелирной компании, имеющей интернациональную славу и популярность, а также навсегда оказалась увековеченной в истории мирового модерна.

К сожалению для Фарнхэма этот успех стал началом конца. В 1902 году его покровитель — Ч.Тиффани умер, а знаменитая фирма перешла по наследству к Л.К. Тиффани — одному из самых видных деятелей американского модерна. Его взгляд на искусство, на природу, на ювелирную эстетику кардинально отличался от нарочитого натурализма Фарнхэма.

Л.К. Тиффани считал, что подобные формы и дизайны уже устарели, что простое воспроизведение растений и природных сюжетов отнюдь не является искусством в подлинном смысле этого слова. Для него самого искусство было лишь средством выражения его страсти к свету и стеклу, а потому и будущее ювелирного дизайна он видел совершенно в особом свете (о ювелирных шедеврах Л.К. Тиффани можно прочитать  здесь).

Поначалу он просто ограничивал творческие замыслы Фарнхэма, но затем стал открыто их игнорировать или даже критиковать. Вскоре разногласия стали критичными и в 1908 году Фарнхэм был вынужден покинуть фирму Тиффани, на благо которой он трудился без малого тридцать лет.

После этого он никогда более не возвратился к дизайну ювелирных украшений: какое-то время он пробовал себя в качестве скульптора, а затем бросил все и уехал в Калифорнию где создал серию из живописных картин с морскими пейзажами.

Что же касается Тиффани, то о шедеврах Фарнхэма здесь довольно быстро забыли: фирма лихорадочно следовала всем новомодным тенденциям и веяниям, стремясь одновременно предвосхитить их и сохранить старые традиции ювелирного дела. Эта двойственность стала ее визитной карточкой и остается таковой и поныне, обеспечивая ей общемировое признание и коммерческий успех...

Здесь так же творят талантливые художники и дизайнеры, имена которых так же вспыхивают и мгновенно угасают, когда им на смену приходит новый гений… Это тоже уже стало своеобразной традицией знаменитой фирмы, начало которой было положено в блистательный век модерна, когда один творческий гений был низвергнут другим...

Источник: zen.yandex.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир