issue_magazine

новости отрасли | ЭКОНОМИКА

Драгоценные мои

11.12.2020

Туристическая отрасль - одна из наиболее пострадавших от противоэпидемических ограничений. Поэтому сейчас представители бизнеса, оставшегося без главного своего ресурса - свободного перемещения граждан, ищут новые формы взаимодействия с клиентами. И если крупным туристическим центрам, таким как Петербург, новые продукты не очень-то и нужны - спрос все равно будет, то "бедным" в туристическом плане регионам приходится мобилизоваться.

На Северо-Западе особых предложений немало. Например, в регионе может активно развиваться отдельное направление промышленного туризма - ювелирный туризм. Как отмечают эксперты, несмотря на "дорогое" название, от шопинг-туров он отличается принципиально. Прежде всего информационным наполнением: предполагает не просто покупку, а знакомство с отраслью.

Например, на родине всероссийского Деда Мороза, в городе Великий Устюг Вологодской области, расположен знаменитейший завод "Северная чернь", где проводят экскурсии на производство. Там покажут не только уникальные изделия старых мастеров, в том числе легендарный столовый набор по мотивам сказок Пушкина, в 1937 году завоевавший Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, но и процесс создания таких изделий - ручную гравировку инструментом-штихелем, расскажут об особенностях старинной технологии чернения серебра. Стоимость экскурсии - всего 150 рублей с человека, посещение фирменного магазина - не обязательная часть.

На официальном сайте предприятия указано, что на экскурсию нужно записываться заранее, но корреспонденту "РГ" предложили прийти практически сразу: "Готовы принять через 15 минут". Объясняется это низким туристическим сезоном.

- Самое горячее время для нас - новогодние праздники, за десять дней проходит более трех тысяч человек, работаем практически с семи утра до десяти вечера, - рассказала старший менеджер демонстрационного зала Вера Бычихина. - Большой спрос также летом, и чаще это москвичи. А вообще в течение года едут со всей России.

На "Северной черни", кстати, раньше были готовы принимать любые группы - от одного до 50 человек. Но сейчас работают только с индивидуальными туристами и семьями - пандемия.

В Архангельской области есть еще более привлекательный объект - добыча алмазов. Месторождение имени Ломоносова, состоящее из шести кимберлитовых трубок, географически находится на севере Русской равнины на Беломорско-Кулойском плато, более чем в 100 километрах от Архангельска. Попасть сюда довольно сложно - как с точки зрения транспортной доступности, так и мер безопасности. Хотя в поселок алмазодобытчиков периодически возят и школьные экскурсии, и деловые миссии, но вообще, как пояснила начальник управления по связям с общественностью ПАО "Севералмаз" Светлана Антипина, "это закрытый промышленный объект с опасным производством, и мы не занимаемся туристической деятельностью".

- Только редкие делегации, по предварительной договоренности, небольшие группы, - добавила она.

И Архангельск, и Великий Устюг - исторические города с богатейшей историей, но не слишком большие - на один полный день осмотра. Поэтому для них промышленный туризм - возможность увеличить количество дней пребывания, тем самым - количество денег, которые оставляют в регионе туристы. Совсем иная ситуация в крупных туристических центрах. Например, Северная столица интересна для ювелирного туризма не только сама по себе - Золотой и Бриллиантовой кладовыми Эрмитажа или Музеем Фаберже, но и как туристический хаб.

- Из Петербурга можно отправиться в Карелию, где в самых чистых реках до сих пор добывают речной жемчуг, - рассуждает руководитель фирмы, занимающейся организацией деловых мероприятий, Екатерина Зефирова. - А где добыча, там и обработка, то есть можно проводить мастер-классы. И в целом может получиться завершенная история, которая запомнится не просто походом в музей.

Несмотря на "дорогое" название, от шопинг-туров ювелирный туризм отличается принципиально

В Калининградской области - своя богатейшая история. Но еще там есть большой янтарный комбинат, где обычно доступны для осмотра выставочный зал "Янтарная палата" (сейчас закрыт до 15 декабря) и смотровая площадка Приморского карьера. Можно увидеть изделия из янтаря и процесс добычи солнечного камня - как это делали раньше, как производство организовано сейчас. Можно даже посидеть на "Янтарном троне", примерить янтарную диадему и янтарные бусы, сделать фотографии на память в исторических костюмах.

Отдельным развлечением в регионе всегда был самостоятельный сбор янтаря на берегу Балтийского моря. Однако с 2017 года КоАП РФ запрещает самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, и пляжная охота сюда тоже относится. Наказание для граждан - от двухсот до пятисот тысяч рублей. То есть, планируя "ювелирный тур", нужно принимать во внимание все его особенности и ограничения. Как отмечает директор по развитию Волгореченского ювелирного завода "Русское серебро" Елена Михайловская, посещение посторонними людьми цехов, где обрабатываются драгоценные металлы, просто невозможно из-за специфики. Но "экономику впечатлений" можно развивать и здесь - история создания ювелирных изделий, которые есть практически в любом краеведческом музее, так же интересует посетителей, как и технологии изготовления.

- В силу вступает поколение миллениалов, которые не очень озабочены приобретением чего-то материального, но принципиально гоняются за новыми ощущениями, - считает она. - Цифровизация в деле организации ювелирного туризма могла бы стать для нас как непосредственных участников этого рынка хорошим подспорьем в развитии подобных экскурсий.

Такой инструмент сейчас разрабатывает трио петербургских компаний - аналитический центр, ювелирный холдинг и ивент-агентство. По словам Екатерины Зефировой, это будет цифровая платформа, объединяющая просветительские функции, бронирование экскурсий и биржу деловых контактов.

- Наша глобальная цель - погрузить человека в ювелирное искусство: геммологию и свойства минералов, историю предприятий и различные технологии, - рассказывает она. - Для делового туризма там же будет размещаться информация по конгрессно-выставочным мероприятиям и биржа деловых контактов в ювелирной отрасли. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга уже оценил проект как перспективный.

Обратили внимание на ювелирный туризм как направление промышленного туризма и в Агентстве стратегических инициатив, выпустив методические рекомендации по развитию промышленного туризма для регионов и предприятий. Там есть, к примеру, пояснения, что такое "портфель экскурсовода" и "технологическая карта экскурсии". Но первое, с чего рекомендуют начать работу методисты АСИ, - подписание соглашения о развитии промышленного туризма с агентством. В июле такой документ подписала Мурманская область - пока единственный регион СЗФО.

Источник: rg.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир