issue_magazine

 

ИНТЕРЕСНО |

Древнеримское камейное стекло: секрет изготовления и научные гипотезы

26.02.2021

Человечество века с IV до н.э. умеет вырезать изображения на драгоценных и полудрагоценных камнях. Такие украшения называются геммами.

Если рисунок на гемме вырезать в виде барельефа - то есть, выпуклого изображения, то получится камея.

А если рельеф сделать отрицательным - то есть, в глубину камня, то выйдет инталья.

До нас дошло довольно много древнеримских украшений, сделанных в камейной технике. Но знаете ли вы, что в такой же технике в Древнем Риме делали и стеклянные предметы? Да-да, именно так - стеклянные предметы.

В основном это были предметы интерьера - посуда, пластины для украшения мебели, шкатулок и т.д.

Кажется, что резать гемму без разницы на чем - драгоценном камне или стекле. Но нет, разница есть, и для древних римлян техники эти настолько различались, что поставили в тупик современных ученых.

Стеклянные камейные пластины из Помпей

Уникальные предметы из коллекции Археологического парка Помпей – камеи «Вакх и Ариадна» из Дома Марка Фабия Руфа в Помпеях. Этот дом расположен в Западной инсуле - квартале богатых панорамных многоэтажных городских вилл.

Дом украшен не менее великолепно, чем соседний Дом Золотого Браслета, а название получил по надписям и бронзовым печатям с именами Фабиев, найденным при раскопках.

Камеи эти - на самом деле панели (стеклянная паста на стеклянной пластине) для декора, скорее всего, деревянной мебели или, возможно, стены.

Таких панелей в 1960 году было найдено две. Не совсем в Доме Руфа, а поблизости, в кучах мусора. Тем не менее, считается, что они принадлежат указанному владению.

Обе относят к 15-54 гг. н.э., разумеется, к работе одной мастерской. Мастерской довольно высокого класса, потому что изделия в такой технике довольно редки (например, Голубая ваза из Помпей или Портландская ваза из Британского музея).

Как же делали стеклянные камеи?

Описательно процесс изготовления такого изделия выглядит несложным: в матрицах делают путем заливки стеклянной массы две панели, потом их соединяют и «запекают». Затем на верхнем листе гравируется/вырезается основное изображение. На самом деле эта работа (особенно последний этап) настолько сложна и ювелирна, что даже для сегодняшних технологий она трудоемка. Считается, что на создание Портлендской вазы потребовалось (примерно в то же время, что были сделаны и эти пластины – 5-25 гг. н.э.) не менее двух лет.

Однако указанная техника изготовления римских стеклянных камей в конце прошлого века подверглась пересмотру благодаря работам, в частности, исследовательницы Розмари Лиерке/Rosemarie Lierke.

Лиерке предложила иной способ создания подобных предметов, а именно путем литья и штамповки с использованием одноразовых гипсовых форм. При данной технике нужда в резке стеклянного слоя отпадала, поскольку вся рельефная композиция выполнялась одновременно вместе с нижним, основным, слоем. Для рельефа использовался стеклянный порошок, а для основного слоя – стеклянная масса.

Одноразовая гипсовая форма выполнялась с контррельефом на внутренней стороне, куда засыпали стеклянный порошок. Этот материал позволял делать стекло матовым, а также имел более низкую температуру плавления, нежели стеклянная масса, использованная для нижнего слоя. Поскольку основным объектом и образцом исследований Лиерке была Портлендская ваза, то в ее реконструкциях стеклянную массу, добавленную в гипсовую форму сосуда с уже заполненными стеклянным порошком углублениями контррельефа, вдавливали гипсовым же (то есть, легко разрушаемым) инструментом для создания внутреннего пространства вазы.

Очевидно, что изготовление пластин в этой технике требовало меньше усилий, поскольку стеклянную массу приходилось лишь раскатывать по поверхности формы.

В случае использования такого метода изготовления стеклянных камей все равно требовалось искусство резчика – для изготовления обратного рельефа декора. И в этом случае, поскольку формы были одноразовыми, стопроцентное повторение рисунка вряд ли было возможным, а сами изделия, вероятно, делались под заказ, что исключало их поточное производство и низкую стоимость.

Можно ли считать, что древнеримский секрет изготовления стеклянных камей разгадан? Ни в коем случае. Хоть исследования Лиерке опубликованы, и она продолжает работу в этом направлении, другие специалисты не спешат присоединиться к ее выводам или опровергнуть их.

Источник: zen.yandex.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир