issue_magazine
\

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ |

Ювелирный бренд требует удалить фразу с сайтов коллег: комментарий юриста

19.11.2021

«В рамках досудебного урегулирования споров, уведомляем вас о нарушении на сайте прав на товарный знак. Вам надлежит убрать информацию с сайта фразу «УКРАШЕНИЯ СО СМЫСЛОМ».

Если вы получили письмо с заголовком Нарушение прав на товарный знак 664506, значит где-то на вашем сайте (или на сайте площадки, продающей ваши украшения) присутствует фраза, которую в 2018 году бренд Amorem (Amorem.ru) официально зарегистрировал как товарный знак. Юрист Евгения Шишкова, не так давно уже помогавшая нам разобраться с авторскими правами, по просьбе главного редактора Ольги Кулейкиной пояснила, на самом ли деле бренд может настаивать на удалении фразы, и как поступать ювелирам.

Предыстория

Как я узнала о происходящем? Очень просто. Я сама на днях получила это письмо от представителя бренда Amorem. Авторы рассылки ссылались на старый текст Ювелирума Сегодня я такой. Украшения со смыслом как новый тренд, в котором мы старались зафиксировать очень интересное явление «не просто украшений» в авторском сегменте. Из текста требовали удалить фразу, вокруг которой он строился, «украшения со смыслом». Практически в тот же день в сториз знакомого дизайнера я увидела удивленный рассказ про аналогичную рассылку. Насколько я знаю, были и другие получатели, один маркетплейс заблокировал карточки ювелирных товаров. Скорее всего, представители Amorem сделали рассылку по ресурсам после запроса в поисковиках.

Ювелиры, с которыми мне удалось обсудить ситуацию, реагировали на нее, мягко скажу, не вполне позитивно. Главных вопросов, которые задали практически все, было два: «Как они смогли зарегистрировать расхожую фразу?» и «Почему бы не зарегистрировать тогда и слово «украшения»? Спорить тут сложно. Наполненность смыслом в принципе характеризует работы дизайнеров новой волны. Фразу про «смысл» я часто встречаю на сайтах и в инстаграм-аккаунтах, и в случае авторских марок она является скорее прямой характеристикой украшений, чем рекламным «мотто». Именно об этом тренде говорил текст «Сегодня я такой». К слову, он был опубликован еще в 2017-м, за год до регистрации фразы, и вполне мог повлиять на мысль об удачном товарном знаке (кто знает?)

Но какие бы эмоции мы не испытывали по поводу внезапной «нехватки слов» для описания явлений и работ, регистрация интеллектуальных прав на нее конкретным ювелирным брендом — свершившийся факт. Как с этим жить и стоит ли бороться, рассказывает Евгения Шишкова (привожу ее комментарий целиком, как он был получен).

Комментарий по ситуации от юриста Евгении Шишковой

Профессиональный портал Ювелирум попросил дать комментарий следующей ситуации. Ситуация: компания «Аморем» зарегистрировала свой товарный знак «Украшения со смыслом» в июле 2018. В марте 2021 права на товарный знак были переданы компании «Город ритейла». Новый правообладатель начал рассылку претензий тем лицам и компаниям, которые, на ее взгляд, нарушили права на товарный знак.

Вопросы у ювелиров и владельцев информационных ювелирных порталов естественны и просты:

  1. Имеет ли владелец товарного знака на такие запреты?
  2. Как они смогли зарегистрировать товарный знак, который прямо указывает на продукцию?
  3. Что с этим делать и как себя вести?

Ответим по порядку.

Имеет ли право запретить?

Да, право такое владелец товарного знака имеет. Пункт 3 статьи 1484 ГК говорит, что НИКТО не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Охрана дана для товаров 14 (ювелирные изделия) и услуг 35 (реклама, реализация товаров, маркетинг) классов МКТУ.

Почему претензии получают и владельцы СМИ (информационных порталов)? Публикации в СМИ, связанные с ювелирным бизнесом, также могут ввести потребителей в заблуждение. О ком идет речь? О правообладателе товарного знака? О ком-то другом?

Поэтому и запрет правообладатель направляет всем, кто связан с ювелирным бизнесом.

Как удалось зарегистрировать фразу?

Второй вопрос логичен и обоснован.

Читаем пункт 1 статьи 1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта».

Указывает ли словосочетание «Украшения со смыслом» на характер товаров?

Возможно. Еще пару лет назад подход экспертизы Роспатента был лояльнее и такое словосочетание могло быть принято, как образное выражение, связанное с товарами, в отношении которых будет охраняться, но не указывающее прямо на их характер, не описывающее их, как, например «украшения из золота и платины».

Можно ли с такой позицией Роспатента поспорить?

Несомненно. Правовая охрана товарного знака может быть оспорена и признана недействительной полностью или частично в течение ВСЕГО СРОКА действия исключительного права, если она предоставлена с нарушением, в том числе,  пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.

Кто может ее оспорить?

Заинтересованное лицо. То есть тот, чьи права и законные интересы нарушаются такой регистрацией — ювелирная компания, СМИ в ювелирной области, лицо, получившее претензию от правообладателя.

Что нужно будет доказать?

То, что данное словосочетание общеупотребимо для определенной категории товаров, не воспринимается, как бренд определенной кампании, а только как характеристика. И тут не обойтись без социологических опросов и мощной подготовки.

Решение Роспатента или суда будет зависеть только от объема и качества доказательств с обеих сторон. Товарный знак используется уже ТРИ года, а значит есть его узнаваемость у потребителя на рынке — это весомый аргумент на стороне правообладателя.

И последний вопрос — что с этим делать?

Заметьте, правообладатель мог бы требовать не только прекратить использование, но и денежную компенсацию за нарушение его прав. Мог бы, но ведет себя лояльнее. Предположим, что его цель лишь зачистить рынок от использования его бренда «всуе», а также привлечь к нему внимание. Вы же заинтересовались им?)))

Поэтому при получении претензии от любого правообладателя стоит:

  • Первое — оценить охраноспособность товарного знака и характер использования его вами. Если в статье указано, что «покупатели стали ценить украшения со смыслом, а не бездушное литье», то вряд ли эта фраза может быть расценена судом, как нарушающая чьи-либо права. В данном случае — это оборот речи. Но в случае «Компания «Ромашка» — это производитель украшений со смыслом» возникает спорный момент.
  • Второе — ответить на претензию, подтвердив исполнение требований или обосновав отказ от них!
  • Третье — в случае отказа быть готовыми обосновать свою позицию не только в ответе, но и в суде.

За развернутый комментарий большое спасибо Евгении Шишковой, дружественному для ювелиров юристу в сфере авторских прав, патентному поверенному с более чем 10-летним опытом и человеку, погруженному в особенности ювелирного бизнеса. Если у вас возникли вопросы по поводу интеллектуальных прав вашего бренда, либо требуется помощь юриста для подготовки договоров и других документов, свяжитесь с Евгенией в инстаграме @shishkovaem, через фейсбук-страницу Шишкова Евгения патентный поверенный РФ, или по e-mail: poiskdela@mail.ru.

Так что же с этим делать?

Подытожу. Я согласна с Евгенией — закон надо выполнять. В тексте, упомянутом выше, я сделала пометку о приобретении брендом «Аморем» интеллектуальной собственности на данную фразу после публикации статьи.

В то же время, ситуация с «приватизацией» оборотов, активно используемых целым профессиональным сегментом, мне не кажется нормальной и справедливой. Регистрировать товарные знаки, тем самым развивая бренд — отличная идея, но не в случае, когда это нарушает свободы коллег. Как редактору, продвигающему пользу максимально четких формулировок, мне не очень нравится перспектива перехода на «эзопов язык» в ситуациях невозможности использовать самые очевидные слова.

Поэтому — давайте обсуждать в соцсетях:

телеграм OK, juvelirum!

инстаграм @juvelirum

фейсбук-группа Ювелирум для общения

Ольга Кулейкина, главный редактор juvelirum.ru

Источник: juvelirum.ru

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир