issue_magazine
\

 

НОВОСТИ ОТРАСЛИ |

Мой папа. Часть II

03.12.2021

Воспоминания Светланы о своем отце, Сергее Ивановиче Квашнине.

Папа всегда ходил в одежде цвета хаки или в костюме. Хотя он не был кадровым военным, всегда обходился минимумом, старался не брать ничего лишнего и не держать лишних вещей. Наверное, в основном всё, что у него было — это его рисунки, карандаши, ручки, фломастеры и книги по искусству. После 90-х акварелью он почти не работал — так много появилось дел.

Я помню, как мы ходили с ним на Книжную ярмарку в Москве и выбирали там понравившиеся ему новые издания. Он был очень избирателен в выборе книг и хранил приверженность своему пути. Каждую осень он ездил на выставку в Москву, куда и я приезжала из училища, а позже и из института. Это было событие: глоток свободы, общения, встречи с интересными людьми и подкрепление целей. Очень многие всегда интересовались его штампами. И часто было сложно запомнить лица — их было очень много, и до сих пор я не могу вспомнить всех тех людей, которые приезжали к нему за работами. Для меня нормально, что он просил меня помочь встретить гостей. Часто с самого утра я шла за провизией.

Вообще, вокруг работы, наверное, крутилась вся наша семья. Моя бабушка Анна Васильевна, будучи уже на пенсии, очень активно помогала нам. Она всё время приносила что-то для гостей, чтобы помочь в этой части и я, честно говоря, не слышала, чтобы папа и бабушка ругались. Это были очень редкие отношения зятя и тёщи, где не было места обидам. Она воспринимала папу, как своего сына, а он относился к ней, как к родной маме.

В нашем старом доме было очень много инструментов. Вообще, когда я родилась, там было просторно, и я помню, что всегда стоял печатный станок для гравюр, который папа сконструировал и изготовил сам. Этот самый станок стоял в коридоре. Я думаю, это было очень символично. Станок стоял под обувным шкафом. А в самом шкафу, меж двух стёкол, была картина художника Васильева, там был старик со свечой и с филином. Я часто вглядывалась его в глаза. Не знала кто это, но понимала, что это мистический персонаж.
Папа, как художник, чувствовал мир и тянулся к непознанному. Вопросы о вероисповедании были очень сложные, он не любил говорить на эту тему, да это было и не принято, но позже я поняла, что для него православие очень важно. Я не знаю, что появилось сначала - интерес к Богу или рисунки. На его работах ещё восьмидесятые годы, примерно в 1988-м, или , может быть, даже чуть раньше, уже появлялись работы распятия. Он был человек своего времени и начинал с портретов вождей и партийных лидеров. Их в изобилии заказывали на заводе для партсобраний, дипломов и газет. Портреты Ленина и гвоздики с лентой. Однажды, когда я была уже достаточно взрослая, он попросил меня пройтись по району рядом с заводом и отснять памятные доски. Конечно, примерно двух третей из них уже не было - их элементарно сняли на цветные металлы. Часть была выполнена из какого-то пластика, часть — из мрамора, часть — из металла. Когда я фотографировала, удивилась, потому что я не привыкла, что он работал с такими большими форматами. Этот архив хранится где-то дома.

Он делал очень много дел, и в юности вечерами часто сидел и над такими работами, показывая вершины шрифтового искусства. Он говорил, что половина кладбища, где похоронены заводчане, лежит под его табличками. Это была его вечерняя работа, а может быть, и дневная - я точно не могу сказать, но такая невеселая часть тоже было частью его творческой жизни. И он никогда на это не жаловался, считал, что память о человеке важна. Вероятно, поэтому он принимал это спокойно.

Я помню, как по вечерам мы часто смотрели мультфильмы и наш выбор часто совпадал. Я бы сказала, там были очень красивые мультфильмы, на которых можно воспитывать детей. Он был чуткий к добру и злу, и очень ценил добро, стараясь не совершать зла. Говорят что признак гениальности - это повышенное чувство справедливости. Вот у него такое тоже было. Многие поступки и суждения казались непонятными, но пройдя жизненный путь и столкнувшись с определёнными сложностями, я во много поняла и приняла его позицию. Вообще, проще всего мальчику, который рано потерял маму и вырос в сильно ограниченных условиях, разочароваться, но по сути дела он всегда старался идти к Свету.

Ещё я помню, как мы поехали с ним устраивать меня в институт. Тогда я взяла академический отпуск и мы приняли решение, что доучиваться я буду в Кирове. Я была очень разочарована и очень огорчена. Я сидела по левую руку от него за работой, и завязался разговор о том, что я хочу продолжить обучение, и он поддержал меня. В это время я много копировала гравюры, не желая бросать своё начинание. И на следующий день или через несколько дней мы начали обзванивать наши местные ВУЗы. Я помню, как я взяла дымчато-серую, с переливом, трубку телефона и начала переговоры. Это была зима, наверное это был февраль, а может быть, и начало марта, потому что было ещё очень снежно и солнечно, и снег даже не начал таять, в воздухе было морозная взвесь, как это бывает зимой. Мы запланировали наши поездки в вузы. Сначала поехали в политехнический институт и посмотрели кафедру художественной обработки материалов. Но поскольку там требовалось больше научных знаний, чем практических, то я отказалась от этого решения. Потом мы с ним посмотрели ещё пару местечек и наконец, мы приехали в тот, который я выбрала всем сердцем. Я показала свои работы, и неожиданно получила одобрение и приняла решение остаться там, о чём впоследствии не пожалела. Свой первый год обучения я оплатила сама, продав свой творческий проект, который участвовал в конкурсе. Это был ещё один урок от папы - назвав цену, никогда не изменять своего решения в большую сторону. Вообще, этих денег могло хватить на гораздо большие вещи, но проект был продан ровно ту сумму, которую я сама назвала. Это было очень приятно. В институте папа не вмешивался в мои учебные дела. Но когда объявили конкурс академического рисунка, папа выразил инициативу сделать награду конкурса, чтобы это была не дешёвая деревянная или пластиковая медаль, а чтобы это был настоящий арт-объект, ювелирный, который рассказывает о традициях в искусстве. Получился очень симпатичный орден. Мы делали его вместе. Эскиз и идея были папины, а модель делала в программе уже я. Декан был очень удивлён и обрадован такому подарку, тому, что провинциальный институт мог дать такую прекрасную награду. Так начались дружба папы с Андреем Михайловичем. На финальном вечере, когда награждали победителей, папа с большим вниманием и уважением отнёсся к авторам лучших работ, и я видела, что для него это не какая-то внешняя церемония, что действительно он уважает тех ребят, которые сделали такие хорошие вещи

Светлана Квашнина

 


наши партнеры:


facebook facebook

 

О компании:

Журнал РЮ:

Fashion Jewellery

Дизайн-студия:

Ювелирная косметика Даниалис:

© 2014, Русский Ювелир