Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ее стиль был визитной карточкой: Сюзанна Бельперрон

20 июня 2023
Редакция

Француз Оливье Баруан — специалист по драгоценностям Сюзанны Бельперрон (1900–1983). Он может аутентифицировать и оценить любое изделие востребованного ювелирного дизайнера, который придумал и изготовил замечательные драгоценности для таких известных клиентов, как Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская .

Что отличает стиль Сюзанны Бельперрон?
Получив первую премию в Школе изящных искусств в Безансоне в 1918 году, Мадлен Сюзанна Вюйерме начала свою блестящую карьеру в 1919 году, когда  переехала в Париж, чтобы работать вместе с Жанной Буавен, когда ей едва исполнилось 19 лет. Мадам Буавен наняла Сюзанну в качестве дизайнера, заполнив пустоту, образовавшуюся после смерти Рене Буавена. В 1923 году она дослужилась до должности содиректора Maison Boivin. Однако 13 лет спустя Сюзанна была разочарована тем, что ее дизайн в Maison Boivin не был приписан ей. В феврале 1932 года она ушла в отставку, оставив после себя неизгладимый след. «Стиль Бельперрон» был заложен в ДНК дома. Ее неповторимый голос превращался в творения с чистыми линиями, чувственными и временами даже плотскими. Используя цветные камни, которые она выбрала из-за их красоты, а не из-за их ценности, она создавала украшения, которые расходились с угловатыми украшениями из платины и бриллиантов, которые доминировали в ювелирном дизайне того времени. Сюзанна Бельперрон была выдающимся колористом и создавала смелые авангардные украшения: ее дизайны произвели революцию в мире украшений, используя новые материалы в пропорциях, которые иногда кажутся чрезмерными! Ее украшения, хотя иногда и несколько роскошные, всегда оставались элегантными, потому что ее творчество никогда не выходило за рамки хорошего вкуса. Это ключ к тайне Бельперрон:  всегда оставалась элегантной, потому что ее творчество никогда не выходило за рамки хорошего вкуса.

Набор украшений 'Leaves' от Suzanne Belperron с резными листьями аметиста, рубинами кушон и овальной формы, бриллиантами старой и одинарной огранки, из 18-каратного золота и платины, около 1936 года, с клеймом производителя Groëné et Darde для B. Herz.  Продан за 507 000 долларов.  Изображение: Christie's Images Ltd.

Набор украшений 'Leaves' от Suzanne Belperron с резными листьями аметиста, рубинами кушон и овальной формы, бриллиантами старой и одинарной огранки, из 18-каратного золота и платины, около 1936 года, с клеймом производителя Groëné et Darde для B. Herz. Продано за 507 000 долларов в декабре 2019 года. Изображение: Christie's Images Ltd.

Каков ее вклад в историю ювелирного искусства?
Сюзанна Бельперрон произвела революцию в мире ювелирных украшений, как Коко Шанель в мире высокой моды. Это, несомненно, одна из причин, почему Карл Лагерфельд был так увлечен творчеством Бельперрон. Ее стиль сам по себе несравненный, потому что у нее был врожденный дар понимать пропорции, собирать материалы и играть с сочетаниями цветов. Она могла позволить себе перетряхнуть «старые коды» классических украшений: у мадам Бельперрон был вкус! Кроме того, ей не нужно было следовать правилам предков, чтобы творить. Ее композиции — столь же гармоничные, сколь и необычные, столь же шикарные, сколь и авангардные — были предназначены для независимых, эмансипированных женщин, которые вольны носить все, что им заблагорассудится, когда захотят. Эти драгоценности были созданы современной женщиной для современных женщин.  В отличие от большинства крупных ювелиров, она никогда не считала необходимым подписывать свои украшения. Ее  девиз: «Мой стиль — это моя подпись». Эта максима актуальна и сегодня: украшение Belperron — это nec plus ultra; это стиль, очарование, узнаваемый шик без необходимости показывать какую-либо подпись. Душа и дух Бельперрон настолько очевидны в ее творениях, что делают их неповторимыми. Благодаря силе ее невероятного таланта Сюзанна Бельперрон считается одной из самых современных и просвещенных женских фигур 20 века и по-прежнему остается одной из самых востребованных ювелиров 21 века.

Кафф Suzanne Belperron из чеканного золота 18 карат, украшенный овальными цитринами, 1955–1970 годы.  Клеймо производителя для Darde et Fils, сопровождаемое сертификатом Оливье Баруана.  Оцененная в 15 000–30 000 евро, она была продана за 72 500 евро в октябре 2019 года. Изображение: Sotheby's.

Кафф из 18-каратного чеканного золота, украшенный овальными цитринами, примерно 1955–1970 гг. Клеймо производителя для Darde et Fils, сопровождаемое сертификатом Оливье Баруана. Оцененная в 15 000–30 000 евро, она была продана за 72 500 евро в октябре 2019 года. Изображение: Sotheby's.

Каковы ее самые знаковые творения и самое инновационное использование материалов?
Все творения Сюзанны Бельперрон культовые просто потому, что они не похожи ни на какие другие. Каждая из них воплощает в себе сильную индивидуальность дизайнера, что объясняет их привлекательность на рынке. Как только мы помещаем вещи в контекст, мы понимаем, что в 1930-х годах было необычно составлять оправу из камней, которые в то время назывались «полудрагоценными», драгоценными и/или иногда даже декоративными, или использовать минеральные, растительные или животные материалы.  От деревянного кольца, увенчанного сапфиром, до броши из слоновой кости, украшенной кораллом, до знаменитой монументальной бабочки с изумрудами и бриллиантовыми кабошонами — все ее творения в высшей степени новаторские. Помимо больших объемов и нетипичных техник закрепки, она особенно любила некоторые материалы, такие как халцедон, светлый агат и горный хрусталь., и, конечно же, золото — часто золотисто-желтое, нешлифованное и чеканное, и которое она описывала как «девственное золото», как золото скифов. Все отличало ее от других ювелиров.

Пара подвесок-сережек из 18-каратного белого золота, состоящих из матового горного хрусталя, элементов из платины, бриллиантов и мелкого морского жемчуга.  При оценке в 15 000–20 000 евро он был продан за 255 000 евро.  Изображение: Агутес.

Пара подвесок-сережек из 18-каратного белого золота, состоящих из матового горного хрусталя, элементов из платины, бриллиантов и мелкого морского жемчуга. При оценке в 15 000–20 000 евро он был продан за 255 000 евро. Изображение: Агутес.

Можете ли вы объяснить нашим читателям важность этих архивов Бельперрон и что они говорят нам об истории Сюзанны?
По слухам, Сюзанна Бельперрон сожгла все свои архивы, но это была лишь легенда…
Обнаруженные в декабре 2007 года ее личные вещи лежали нетронутыми в квартире, расположенной у подножия Монмартра, которая оставалась закрытой после ее смерти в 1983 году. Ее мебель, ее библиотека, ее источники вдохновения, вся ее жизнь была свалена в кучу. Среди множества рисунков, эскизов, моделей, гипсов, корреспонденции и личных фотографий были многочисленные скрепленные подписью статьи в прессе и ее книги заказов, в которых она собственноручно подробно описала заказы и встречи с клиентами с 1937 по 1974 год. На страницах появляются имена главных дворов Европы, мира искусства, моды, высшего света и финансов — это своего рода Альманах де Гота всего мира. Все клиенты приезжали в Париж в поисках того, кого считали самым талантливым ювелирным дизайнером своего времени.
Отслеживание клиентов и заказов имеет первостепенное значение с точки зрения аутентификации, особенно с учетом того, что ее украшения, столь востребованные сегодня, никогда не были подписаны. Ее книги заказов насчитывали 7 500 страниц с подробным описанием имен 6 730 клиентов, которые фигурируют примерно в 45 000 встречах. Использование этих документов позволяет мне проследить происхождение ювелирного изделия, идентифицировать клиентов и аутентифицировать любое ювелирное изделие, которое — либо по техническим причинам (украшения из твердого камня), либо из-за износа — не имеет клейм мастерской. Неаутентифицированное ювелирное изделие может стоить несколько сотен евро, в то время как то же ювелирное изделие с сертификатом может стоить десятки тысяч евро. Поэтому крайне важно иметь ссылку на каждую деталь и сертифицировать ее.
Например, серебряное кольцо Belperron с полудрагоценными камнями было продано на аукционе в Париже в ноябре 2017 года. Из-за отсутствия атрибуции аукционный дом оценил изделие от 600 до 800 евро (от 700 до 940 долларов). Он был продан за 3700 евро (4400 долларов США). Через несколько месяцев его покупатель доверил кольцо моей экспертизе и разрешил исследовать его в архивах. Мне удалось проверить подлинность кольца и предъявить сертификат. В октябре 2018 года кольцо снова было продано в Нейи, на этот раз вместе с моим сертификатом, по цене от 8 000 до 10 000 евро (от 9 400 до 11 800 долларов). Он был продан за 75 000 евро (88 400 долларов США).

Серебряное кольцо с печаткой (Клеймо Groené and Darde) с сертификатом Оливье Баруана, подтверждающим, что это творение Сюзанны Бельперрон примерно в 1933–1937 годах.  При оценке в 8000–10 000 евро он был продан за 75 000 евро.  Изображение: Агутес.

Серебряное кольцо-печатка с кабошонами из аметиста ступенчатой ​​огранки и хризопраза (клеймо Groené and Darde) с сертификатом Оливье Баруана, подтверждающим, что это творение Сюзанны Бельперрон примерно в 1933–1937 годах. При оценке в 8000–10 000 евро он был продан за 75 000 евро. Изображение: Агутес.

Как изменилась оценка ее работ коллекционерами?
По-настоящему исключительные изделия почти никогда не появляются на рынке (за исключением нескольких экземпляров, таких как те, что появились на распродаже герцогини Виндзорской). Рынокработ  Бельперрон состоит из эрудированных, иногда капризных коллекционеров, жаждущих эксклюзивности. Есть сильные параллели с рынком картин: когда появляются работы Пикассо, которые ужу присутствовали на рынке раньше, немногие крупные коллекционеры интересуются ими. И наоборот, обнаружение невидимого предмета вызывает пыл. Поэтому, если произведение Бельперрон было замечено широкой публикой (будь то на аукционе, выставке или в результате рекламы), оно считается «увиденным» и, следовательно, гораздо менее желанным.
По моему опыту эксперта, великие коллекционеры предпочитают покупать предметы в частном порядке и эксклюзивно. Таким образом, когда мне доверили драгоценность для продажи, фотография изделия не распространяется; с потенциальным покупателем связываются, он едет в Париж, чтобы лично увидеть драгоценность на основе краткого описания (даже не зная, что он обнаружит), и сделка обычно заключается в течение нескольких минут.

Колье Barbare из 18-каратного золота с бриллиантами круглой огранки, 1930-е годы, в сопровождении сертификата от Оливье Баруана.  Продано в июне 2020 года. Изображение: Sotheby's.

Колье Barbare из 18-каратного золота с бриллиантами круглой огранки, 1930-е годы, в сопровождении сертификата от Оливье Баруана. Представлено на распродаже Joaillerie Paris на Sotheby's, июнь 2020 г. Изображение: Sotheby's.

Какова для коллекционера разница в цене между изделием, созданным при жизни Сюзанны, и драгоценностями нынешнего владельца дома?
Я эксперт по старинным ювелирным изделиям, и поэтому мое внимание по-прежнему сосредоточено на старинных драгоценностях. Технологии и процессы, используемые при производстве современных ювелирных изделий с использованием САПР [автоматизированного проектирования], нельзя сравнивать с теми, что использовались в более старых украшениях, которые часто изготавливались по частному заказу и изготавливались вручную на заказ. Важно указать, что процесс мадам Бельперрон почти всегда начинался с ручной росписи драгоценного камня с учетом морфологии ее клиента, а также конкретного выбора камней для этого изделия и клиента.

Кольцо «Инь-Ян» Сюзанны Бельперрон из чеканного желтого золота с ярко-желтым бриллиантом весом 4,67 карата, 1923 год. При оценке в 80 000–100 000 евро оно было продано в 2013 году за 217 500 евро. Изображение: Artcurial.

Кольцо «Инь-Ян» Сюзанны Бельперрон из чеканного желтого золота с ярко-желтым бриллиантом весом 4,67 карата, 1923 год. При оценке в 80 000–100 000 евро оно было продано в 2013 году за 217 500 евро. Изображение: Artcurial.

Что ждет изделия Belperron на аукционе/вторичном рынке в будущем?
Результаты аукциона для ее культовых произведений остаются исключительными; Общее эмпирическое правило: чем интереснее произведение, тем выше цена. Что менее привлекательно сейчас на рынке, так это более распространенные экземпляры: те, что уже видели, или более поздние экземпляры (1970-1983 гг.) — аппетит и вкус покупателей обострялись. Рынок Belperron, безусловно, достиг максимума, но, если верить архивам, на дне некоторых сундуков до сих пор спят буквально впечатляющие произведения, которые, без сомнения, гарантируют нам заоблачные результаты.

Пара клипс Spire: одна из 18-каратного белого золота и платины с полуограненным бриллиантом и бриллиантами классической огранки, вторая из 18-каратного желтого золота с желтыми, коричневыми бриллиантами или бриллиантами мадеры.  Около 1938-39 гг.  Клеймо Groené & Darde с сертификатом Оливье Баруана.  При оценке в 40 000–50 000 евро он был продан за 105 920 евро.  Изображение: Artcurial.


Пара клипс Spire: одна из 18-каратного белого золота и платины с полуограненным бриллиантом и бриллиантами классической огранки, вторая из 18-каратного желтого золота с желтыми, коричневыми бриллиантами или бриллиантами мадеры. Около 1938-39 гг. Клеймо Groené & Darde с сертификатом Оливье Баруана. Оцененная в 40 000–50 000 евро, она была продана за 105 920 евро в июле 2016 года. Изображение: Artcurial.

Не могли бы вы дать нам несколько советов тем, кто хочет начать коллекционировать украшения Belperron?
Я думаю, что броши являются одними из самых знаковых вещей в каноне Сюзанны Бельперрон. Что может быть шикарнее, элегантнее, изысканнее, чем носить одну из ее великолепных брошей на лацкане пиджака или на плече? Для женщины и для мужчины носить Belperron — значит демонстрировать дух, представлять художника, проникаясь ее стилем. Г-н Лагерфельд, вероятно, был ее самым большим сторонником в этом отношении.

Зажим из агата, бриллиантов, платины и белого золота работы Сюзанны Бельперрон, около 1935 года. Клеймо ювелира Groëné & Darde, приписываемое Сюзанне Бельперрон.  При оценке в 18 000–20 000 евро он был продан за 48 884 евро.  Изображение: Artcurial.

Зажим из агата, бриллиантов, платины и белого золота работы Сюзанны Бельперрон, около 1935 года. Клеймо ювелира Groëné & Darde, приписываемое Сюзанне Бельперрон.
При оценке в 18 000–20 000 евро он был продан за 48 884 евро. Изображение: Artcurial.

КТО ТАКОЙ ОЛИВЬЕ БАРУАН?
«Моя страсть к украшениям началась, когда мне едва исполнилось 15, когда я училась в школе и готовилась к получению степени бакалавра французского языка. К ужасу отца, в 1983 году я решил бросить школу и поступить в Высшую школу ювелирного искусства на улице Лувр в Париже. Я получил диплом ювелира в 1987 году, а когда мне было 18 лет, я начал работать слесарем-ювелиром в таких крупных мастерских, как Pery. Примерно в то же время я прошел курсы истории искусства, что позволило мне спустя годы зарекомендовать себя как торговец антикварными украшениями в 16-м округе Парижа.
Как только я начала работать на себя, я взяла на себя весь процесс создания драгоценностей для элитной клиентуры: я рисовала эскизы и выполняла изделия. Постепенно я познакомился со старинными методами и стал специализироваться на реставрации старинных драгоценностей, хранящихся в частных коллекциях, а также на реставрации предметов искусства.
В 2001 году я вступил в Европейскую палату экспертов-консультантов в области изобразительного искусства. Неожиданно в 2007 году через поместье я обнаружил архив Сюзанны Бельперрон в парижской квартире, расположенной на Монмартре. В то время я мало знал об этой художнице, которая, как говорили, была «единственным дизайнером, который может позволить себе не подписывать свои работы, ее стиль был просто непревзойденным». Я смог обнаружить некоторые из ее украшений у моей подруги Мириам Меллини, которая является дилером [и] торговцем жемчугом и бриллиантами и чьи обширные знания простирались далеко за пределы дизайнеров ювелирных изделий и драгоценных камней. Именно в доме Мириам я обнаружил каталог продаж драгоценностей герцогини Виндзорской.
23 сентября 2008 года архивы, вновь обнаруженные в квартире на Монмартре (включая все личные вещи создателя и знаменитые ежедневные журналы встреч с 1937 по 1974 год), были предметом договора уступки в соответствии с личная подпись, от моего имени, универсального наследника миссис Бельперрон. В этом контракте, подписанном в Версале 1 октября 2008 г., наследник уполномочил меня увековечить — среди прочего — «[…] будущую экспертизу всей работы создателя». В 2011 году я вместе с Сильвией Роле написал первую монографию о Belperron, которая родилась из желания сделать доступным максимально возможное количество информации и представление о работе дизайнера. В 2012 году я присоединился к Французскому союзу экспертов в качестве специалиста Сюзанны Бельперрон».

Источник: jewelryconnoisseur.net
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом