Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Почему эстетика Великих Моголов остается актуальной

13 октября 2023
Мелани Абрамс

Когда представители династии Великих Моголов заказывали свои украшения, они даже не подозревали, что столетия спустя эти изделия по-прежнему будут иметь творческую и коммерческую ценность для индийских дизайнеров ювелирных изделий.

Картина XIX века, изображающая Бахадур-шаха II, последнего императора Великих Моголов © Granger/Historical Picture Archive/Alamy

По мнению Салама Каукджи, куратора коллекции Аль-Сабах в Кувейте, привлекательность драгоценностей Великих Моголов для сегодняшних ювелиров заключается в их эстетике и технике изготовления.

Например, техника закрепки Кундан, при которой используется мягкая 24-каратная золотая лента для закрепления драгоценных камней непосредственно на поверхности, используется до сих пор. Так же как и мозаичная техника инкрустации под названием pietra dura: ее можно увидеть на стенах Тадж-Махала. Ее практикуют местные ювелиры, такие как Ханут Сингх (Hanut Singh) и Вишал Котари (Vishal Kothari), основатель VAK Jewels.

Подвеска в виде кинжала Ханута Сингха

Династия Великих Моголов, просуществовала с 1526 по 1858 год, а самые изысканные драгоценности были изготовлены в XVI и XVII веках, когда империя была на пике своего развития, пишет Каукджи в своей книге «Украшение и великолепие: драгоценности индийских дворов» (Adornment and Splendour: Jewels of the Indian Courts). Эта эпоха ознаменовала способ изготовления и ношения украшений, который сохраняется и по сей день. Падишахи «хотели показать свою власть, но они показывали ее не только в богатстве, включая в изделия все больше и больше камней, [но] в тонком изготовлении ювелирных изделий», — говорит Корнели Хольцах, директор Ювелирного музея Пфорцхайма.


Некоторые ювелиры продолжают основывать свою работу на эстетике, характерной для империи Моголов. Фара Хан Али, дизайнер ювелирных изделий из Мумбаи, открыла свой бизнес в 2004 году и говорит, что эти мотивы позволяют ей «быть разной» и «обращаться к универсальной аудитории». Ее бриллиантовое колье «Шерезада» повторяет узоры пейсли, которые были привезены в Индию 16-го века Моголами:

 

Ожерелье «Шерезада» Фары Кхан Али © Rahul Subramanian

Она добавила неровно обработанные танзаниты, «потому что, если бы я придала им грушевидную форму внизу, это выглядело бы более традиционно». Стратегия дизайнера состоит в том, чтобы обратиться к «сегодняшним миллениалам, [которые] хотят чаще носить украшения», а не хранить их в банковской ячейке.

Но, хотя их покупательная способность растет, особенно в таких городах, как Джайпур и Лакхнау, молодое поколение все еще не может позволить себе покупать украшения от международных роскошных домов, говорит она.

Некоторые ювелиры используют мотивы Великих Моголов в буквальном смысле. Ханут Сингх превращает оружие, например кинжалы, в подвески (на фото выше). Вишал Котари предпочитает более тонкий подход; в противном случае произведение «становится очень традиционным», говорит он. Что необычно, Котари использовал бриллианты портретной огранки для своей минималистской коллекции:

 

 

 

Визуально не прослеживается  связь с Моголами, но огранка связана с падишахом Шах-Джаханом, прославившимся строительством Тадж-Махала, который рисовал собственноручно портреты, которые затем покрывал  эмалью или защищал изображение, закрывая его тонким «портретным бриллиантом». . .вместо стекла», — объясняет Котари. Ассоциация коллекций с Моголами помогает  индийским дизайнерам выйти на международный уровень, добавляет он. «Это первое, что связывает людей из-за границы со страной».

Неудивительно, что художественное наследие Великих Моголов привлекает богатых коллекционеров произведений искусства и аукционные дома, которые все чаще проводят частные продажи и выставки, которые помогают познакомить коллекционеров с индийскими ювелирами. 

Ханут Сингх

Источник: ft.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом