Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ювелирные изделия: обратная сторона алмазных войн

11 декабря 2023
Констанс Ассор

 

Fred (входит в LVMHпредставил коллекция со своими первыми синтетическими голубыми бриллиантами. Сертифицированные GIA, они имеют эксклюзивный размер в форме паруса.

(Le Point) Такого переворота на Вандомской площади не было со времен появления культивированного жемчуга: в ювелирных украшениях все чаще встречаются синтетические бриллианты...Чтобы измерить важность события, достаточно подсчитать количество упоминаний набора Fred's Force 10 Duality в широкой письменной и аудиовизуальной прессе, обычно не склонной передавать популярные новости из разделов женских журналов, посвященных образу жизни. Тем более, когда речь идет о ювелирных изделиях, цена которых  240 000 евро за ожерелье...

«Я был также удивлен интересом со стороны экономического мира», — отметил Чарльз Люнг, генеральный директор Fred во время ежеквартальной презентации результатов группы LVMH инвесторам и аналитикам Жан-Жаком Гиони (финансовый директор LVMH). 

Уникальный. Хотя синтетические алмазы были разработаны компанией General Electric в 1950-х годах, в ювелирных изделиях их начали использовать совсем недавно. Действительно, до недавнего времени их качество было недостаточным для применения в ювелирном бизнесе. Во Франции первый дом Courbet, специализирующийся на ювелирных изделиях с синтетическими бриллиантами, открылся на Вандомской площади в 2018 году. Jem, Unsaid, Vever и другие бренды последовали этому примеру, воспользовавшись преимуществами этического аспекта материала, его лучшим соотношением цены и качества или возможностью создания эстетических инноваций. 

Созданные как демонстрация своих возможностей, мужские часы высокого ювелирного искусства TAG Heuer, проданные за 350 000 евро, нашли свою аудиторию благодаря уникальным формам и текстурам, которые позволяют только эти лабораторные методы производства. Со своей стороны, Unsaid выиграл главный приз Red Dot 2023 года с кольцом Réminiscence, состоящим из 14 лабораторных бриллиантов шаровидной формы общим количеством 1300 граней и общим весом 35,9 карата:

Сказать, что Вандомская площадь сопротивлялась внедрению синтетических алмазов, значит не сказать ничего. Но мы не можем сопротивляться прогрессу, в лучшем случае мы его задерживаем. Инициатива дома Fred, основанного в 1936 году, удивила многих. Тем не менее, это логичный поступок для дома. «Чтобы выделиться, Фред Сэмюэл всегда фокусировался на инновациях, даже если это означало изменение устоявшихся правил. Мы обязаны ему, например, первым магазином в аэропорту, первыми ювелирными изделиями, сочетающими золото и сталь, а в самом начале его карьеры - использованием культивированного жемчуга (спорного в свое время, как и сегодня)» , — поясняемт Чарльз Люнг, стараясь не выдать иконоборческий и технофильский дух основателя.

Желанный. Позиционирование выбрано разумно. Будут использоваться только синтетические бриллианты синего цвета, поскольку в естественном состоянии они слишком редки, чтобы их можно было предлагать в составе коллекций. Они составляют лишь 0,00004% добытых алмазов. «В начале ноября аукцион Christie's в Женеве за 40,7 миллиона евро по голубому бриллианту Bleu Royal весом 17,61 карата подтвердил чрезвычайную редкость этих цветных камней», — отмечает Чарльз Люнг. Открывая путь, эти синтетические алмазы не конкурируют со своими добытыми собратьями. В комплектах Fred, помимо цвета, огранка – в форме корабельного паруса, тонкий отголосок мореходных наклонностейдома – позволяет с первого взгляда отличить эти искусственные камни от природных бриллиантов.

О чем мы говорим ?

Что такое алмаз и что отличает его от так называемого синтетического алмаза? Мануэль Маллен, соучредитель Courbet, при ответе на вопрос использует шокирующий образ. «Сравнивать алмаз и синтетический алмаз — это все равно, что сравнивать ребенка и ребенка из пробирки. Как и в природе, это кристаллизованная форма углерода: поэтому синтетический алмаз представляет собой чистое тело. В отличие от добытого алмаза, он появился не в природе, а благодаря рукам человека, посредством очень высокотехнологичных процессов. Чтобы принять форму, этот алмаз и составляющие его атомы углерода были подвергнуты тем же условиям температуры и давления, что и под землей (для метода высокого давления, высокой температуры или HPHT) или в космосе (для метода высоких температур). осаждение (CVD). Даже лучший геммолог мира не может невооруженным глазом отличить добытый алмаз от лабораторного, что доказывает, что перед нами столь же исключительный с эстетической, химической, оптической точки зрения камень».

Ралука Ангел, европейский директор Совета по природным алмазам (NDC), союза, объединяющего семь крупнейших производителей алмазов, с этим не согласен. «Утверждать, что невозможно отличить синтетический алмаз от природного, неверно. В сыром виде разница очевидна. Пройдя стадию полировки, он уменьшается. Кристаллы углерода, то есть алмазы, в природе не образуются одинаково, поэтому их структура различна». Синтетические алмазы, производимые в больших количествах в течение нескольких недель, обладают специфическими характеристиками и включениями, связанными с быстрым ростом в искусственной среде, которые можно обнаружить с помощью профессиональных инструментов. «Это правильно, но это никоим образом не влияет на окончательную прорисовку камня», — заключает Мануэль Маллен.

Битва слов

«Во Франции нам повезло, что у нас есть четкий закон о наименованиях, которому нам завидует весь мир», — говорит представитель NDC. Постановлением от 14 января 2002 года установлена ​​терминология: само слово «бриллиант» всегда обозначает природный алмаз. Для обозначения синтетического алмаза можно использовать только три термина: «синтетический алмаз», «синтетический бриллиант» и, за пределами Франции, «лабораторный алмаз».

Французская квалификация считается унизительной. «Терминология, которой мы пользуемся, неточна: при изготовлении алмаза нет синтеза. Поэтому мы лжем покупателю, заставляя его поверить, что он покупает поддельный камень, но это не так. Международное название «выращенный в лаборатории бриллиант» кажется нам более точным, но мы не имеем права использовать его во Франции », — сетует Мануэль Маллен.

«Любой устоявшийся рынок реагирует клеветой, враждебностью и дезинформацией, когда его критикуют. Это нормально. Особенно, когда оно организовано вокруг нескольких актеров. Выращенный в лаборатории бриллиант — настоящий бриллиант. Это всего лишь вопрос ускорения естественного творческого процесса. Мы не можем предсказать его форму и чистоту», — добавляет Филипп Нобиле. Президент бренда Unsaid, запущенного в 2022 году, намерен бороться с эрзац-имиджем, от которого пострадал синтетический бриллиант.

Есть ли место для обоих?

Эти два рынка могут сосуществовать. Это не вызывает сомнений у президента Unsaid, который подчеркивает, что такой крупный игрок, как De Beers, является производителем добытых и лабораторных алмазов.

Ювелирный рынок уже два года развивается как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Что касается предложения, поскольку более 90% углеродного следа драгоценного камня приходится на углеродный след его камней, некоторые роскошные дома рассматривают лабораторные алмазы как интересный ответ на свои экологические обязательства. Что касается спроса, в Европе формируется экологическое поведение, тогда как в Соединенных Штатах приоритет отдается ценовой привлекательности. 

У Ралуки Ангела сложилось впечатление, что в Соединенных Штатах, где рынок синтетических бриллиантов действительно более развит, чем в Европе, многие ритейлеры пытаются совершенствоваться в области натуральных бриллиантов, а не в сфере синтетических бриллиантов. Представитель NDC отмахивается от идеи прямой конкуренции: «Нашими конкурентами являются другие предметы роскоши, такие как изделия из кожи, путешествия, кулинария, а также высокотехнологичные продукты, такие как смартфоны, компьютеры, планшеты. »

 

<FIGCAPTION>Необработанный лабораторный алмаз.</FIGCAPTION> © PRABAL@ME.COM 9821135171

Необработанный алмаз, выращенный в лаборатории.

Синтетический алмаз дешевле?

Да, но разрыв с ценами на добытые алмазы имеет тенденцию к сокращению. «Изначально цена первого была установлена ​​на уровне второго, на процент меньше (около 30%). Сегодня мы уходим от этого сравнения, — объясняет Мануэль Маллен. Экспоненциальный эффект цены в зависимости от карата меньше на лабораторных алмазах: очевидно, что 3-каратный шахтный алмаз может быть в семь-девять раз дороже, чем камень в 1 карат; Цена выращенного в лаборатории бриллианта весом 3 карата будет в три с половиной-четыре с половиной раза выше, чем цена выращенного в лаборатории бриллианта весом 1 карат».

«Цены устанавливает каждая лаборатория. Рынок становится индустриализированным, цены имеют тенденцию падать, но в Unsaid цена не является предметом обсуждения, отмечает Филипп Нобиле. Роскошь, очевидно, означает красивые материалы, и поэтому добытые или лабораторные алмазы великолепны. Но роскошь – это прежде всего творчество, редкость и ремесленное ноу-хау. А новая роскошь – это, кроме того, инновации в огранке бриллиантов и устойчивое развитие. Мы ценим платье великого дизайнера не по весу используемого шелка, а по его красоте, почерку, исключительной работе швей и редкости. Цены на сырье всегда колебались, и для нас высококачественный и прочный алмаз — это лишь отправная точка. Падение цен на алмазы позволяет нам инвестировать значительные средства в инновационные огранки, которые невозможно получить при добыче алмазов. Таким образом, сам алмаз становится творением. »

Стоит ли нам опасаться редкости и ценности бриллиантов?

Для Мануэля Маллена редкость добытых алмазов является предвзятой идеей: «Мы добывали миллиарды каратов уже более двухсот лет». Филипп Нобиле утверждает: «Белый рудничный алмаз не является редкостью. Есть только цветные бриллианты, и их цена держится. Создание глобальных запасов позволило в последние годы повысить цены на добытые алмазы, однако месторождения многочисленны, и стоимость алмаза при перепродаже не всегда является удовлетворительной».

В NDC с этим не согласны: «Природные алмазы – это ограниченный ресурс. Ежегодно обнаруживаемые камни весом в 1 карат равны объему мяча для фитнеса. Синтетический алмаз производится на заводе в больших количествах в течение нескольких недель».

В отличие от добытых алмазов, лабораторные алмазы представляют собой рынок спроса: если есть спрос со стороны общественности, со стороны брендов, производство будет увеличиваться; если это не так, производители переключятся на промышленность или высокие технологии, потому что применение лабораторного алмаза для новых технологий кажется бесконечным, объясняют его защитники.

Оценка ценности этих надземных камней в конечном итоге ставит философский вопрос. Стоит ли изобретательность человека и его способность доминировать над окружающей средой больше или меньше непостижимой силы природы? 

 

 

Источник: lepoint.fr
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом