Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

17 мини-шедевров глиптики из собрания Гетти

28 ноября 2022
Марлена Донахью

Древнеримский сердолик с портретом Октавиана, середина 1 века до н.э. и халцедоновый портрет Антиноя, 130–38 гг. н.э. Изображения здесь и делее - сайт музея Гетти

Гравированные драгоценные камни древних веков являются одними из самых привлекательных артефактов из-за их небольшого размера, точности исполнения и исходящего от них эстетического очарования.

Семнадцать чрезвычайно редких и ценных образцов этого искусства приобретены несколько лет назад МУЗЕЕМ ГЕТТИ в Малибу. Коллееция, состоящий из колец,  драгоценных камней имеет минойское, древнегреческое (периоды архаики и клаввики) происхождение, некоторые экземпляры были созданы в Этрурии и Древнем Риме. Как показатель масштаба приобретенных драгоценностей стоит упомянуть тот факт, что музей заплатил более миллиона долларов за один предмет.

Подобные драгоценности — не просто старинные символы статуса или потрясающие антикварные украшения. Это своего рода крошечные розеттские камни, дающие возможность «прочитать» прошлое, рассказывающее нам о торговых путях дрквних цивилизаций, о культурных мифах и архетипах, а также о влиятельных лицах давно ушедших эпох, ценностях и... даже о борьбе за власть. Не в последнюю очередь они дают представление о технологических достижениях своего времени.

Греческий скарабеоид из красной яшмы с изображением Персея, классический период, 4 век до н.э.

Многие приобретения Гетти прежде никогда не обращались за пределами частного круга их предыдущих владельцев; только недавно фотографии некоторых предметов  впервые представлены Клаудией Вагнер и сэром Джоном Бордманом в книге « Шедевры в миниатюре : выгравированные драгоценные камни от предыстории до наших дней» (издательство Philip Wilson Publishers).

этрусская гемма, иллюстрирующая сцену из Илиады, середина V века до н.э.

римская инталия из черного халцедона с изображением Антиноя, 130–38 гг.

Среди жемчужин есть шоу-стопперы, которые вы не захотите пропустить, увидев лично, или, как мы говорим, в реальной жизни, потому что фотографии просто не могут передать их должным образом. Изящный портрет Антиноя,близкого друга  римского императора Адриана, детализирован до последней чувственной пряди волос. Красивый портрет Октавиана, племянника и приемного наследника Юлия Цезаря, выполненный из сердолика, иллюстрирует понимание, которое эти драгоценности могут предложить как в эстетике, так и в истории. и эллинизированные изображения после того, как он стал императором Августом.

Римский сердолик с резным портретом Октавиана, середина I века до н.э.

сердолик с изображением обнаженного лучника, архаический период, начало V века до нашей эры.

Среди других очаровательных произведений — гемма примерно 400 г. до н.э., на котором изображен крошечный обнаженный лучник, широко улыбающийся, с расставленными ногами и преувеличенными грудными мышцами, отражающий классическую заботу о теле и его геометрии.

Кольцо из этрусского золота и полосатого агата с выгравированной фигурой Геракла, начало 4 века до н.э.

 На кольце из золота и агата того же периода изображен Геракл, несущий удивительно сочлененную шкуру убитого им немейского льва — и все это, заметьте, на поверхности размером с кончик пальца.

Слева: этрусское золотое кольцо с сердоликом с вырезанной фигурой Аполлона, 4 век до н.э. Справа: греческое золотое вращающееся кольцо с сердоликом с изображением Афродиты, классический период, 4 век до н.э.

 

Джеффри Спир, старший хранитель антиквариата в Гетти, о приобретении этих драгоценностей.

Резьба по драгоценным и полудрагоценным камням – очень тонкая работа, не так ли?   

Верно. Граверы, изготовившие самые главные предметы приобретенной музеем коллекции, безусловно, были лучшими. Скорее всего, они работали в мастерских, спонсируемых королевской семьей, и их работа рассматривалась как искусство, а не просто ремесло. 

Продажа такого роста редкость?

Тысячи редких драгоценных камней сохранились в аристократических коллекциях в таких местах, как Лондон и Париж, а драгоценные камни сами по себе можно увидеть на аукционах. Но мы почти никогда не видим предметы такого качества, которые не являются фрагментами, но прекрасно сохранились и удостоверяются подлинностью благодаря долгому и выдающемуся происхождению.

Имея в виду родословную людей, которые владели ими и бережно хранили их?

Да. Эта группа драгоценных камней находилась в коллекции римского арт-дилера и коллекционера Джорджио Санджорджи, умершего в 1965 году. Большинство из них были приобретены им до Второй мировой войны. Что касается знаменитого камня с изображением римского оратора Демосфена, то существуют документы, которые прослеживают его происхождение до коллекционера шестнадцатого века Лелио Паскуалини и знаменитой семьи Бонкомпаньи Людовизи, в которую входят папы эпохи Возрождения и итальянская знать. Именно благодаря тому, кто их собирал и восхищался, у нас возникает ощущение их подлинности и качества.

аметист с портретом Демосфена

Какие из драгоценных камней принадлежали герцогу Мальборо?

Римская инталия с портретом Антиноя из черного халцедона находилась в коллекции Мальборо в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Она была продана на аукционе Christie's в Лондоне в 1875 году. Антиной был любимым другом Адриана. Когда он утонул в юном возрасте, император обожествил его, и вокруг его образа и личности вырос культ. Из-за своего качества этот камень часто считается одним из самых чувственных изображений Антиноя, которые у нас есть. Вероятно, он был сделан при императорском дворе, возможно, в качестве подарка.

Зачем такие редкие и прекрасные драгоценные камни выставляются на аукцион?

Я не могу сказать точно. Драгоценные камни были привезены Санджорджи в Швейцарию в пятидесятых годах прошлого века и до сих пор остаются там у его наследников.

Многие выгравированные драгоценные камни были переносными печатями, которые использовались для запечатления выбранного владельцем рисунка на воске или глине для ратификации документов и предметов во времена, когда еще не существовало того, что мы знаем как подписи. В древнем обществе одной из основных целей гравированных драгоценных камней и камней для колец было использование личных подписей или печатей для идентификации.

греческий скарабоид из сердолика, изображающий Протесилая на носу корабля, классический период, 4 век до н.э.

 римский кольцевой камень из сердолика, изображающий Энея и Анхиса, бегущих из Трои, конец 1 века до н.э.

Традиция наносить на поверхности изображения, которые должны быть отпечатаны на других поверхностях, старше Греции и восходит к цилиндрическим печатям древнего Ура.

Идея восходит к древней Месопотамии, около пяти тысяч лет назад, когда штампы и цилиндрические печати прессовали и вкатывали во влажную глину, чтобы что-то подписывать или записывать. Оттуда он постепенно распространился по всему классическому миру, в Персию и Египет, как очень специфический навык вырезания глубокой печати и рельефной камеи, выполняемой на драгоценных камнях, используемых для различных целей.

Можете ли вы привести пример?

Круглая цилиндрическая печать из бронзового века Крита, датируемая примерно 1600 годом до нашей эры, сделана из красивого голубого халцедона и украшена тремя потрясающими лебедями — вероятно, это была своего рода подпись.

Как насчет драгоценных камней, которые явно предназначены для ношения?

В конце концов, драгоценные камни с тонкой огранкой стали предметом моды, их носили для обозначения класса или для демонстрации интересов или привязанностей владельца.

Без шуток, но вы говорите, что драгоценные камни носили изображения древних поп-звезд, как дизайнерские футболки сегодня?

Немного более сложная, но, возможно, отдаленно та же концепция. Элитные члены общества обладали несколькими драгоценными камнями для самых разных целей. Например, римский аметистовый инталийный портрет вызывающего восхищение греческого оратора Демосфена, изображающий его лысеющим и довольно серьезным, был изображением, которое люди носили, потому что восхищались им или его речами.

Слева: римская сардониксовая камея Исиды, I век до н.э. – I век нашей эры. Справа: римский аметист с портретом Демосфена, подписанный Диоскуридом, конец I века до н.э.

Известно, что Демосфен блестяще говорил, призывая греков выступить против Филиппа Македонского и его сына Александра. Он был своего рода иконой национальной гордости.

По разным причинам он был очень популярен, и люди носили его образ. Еще поразительнее то, что справа от крохотного усатого бюста, замечательно прорисованного, есть надпись «Диоскурида», подпись художника. Сегодня мы считаем, что Диоскурид был главным гравером по драгоценным камням при императоре Августе. В эпоху Возрождения и в современную эпоху Диоскурид был признан величайшим гравером по драгоценным камням римского мира. Питер Пауль Рубенс около 1600 года во время посещения Рима упоминает это произведение в своих заметках. Этот конкретный объект является одним из самых важных драгоценных камней, сохранившихся со времен древности, и теперь он будет доступен в музее  Гетти для всех желающих.

 

 

Источник: 1stdibs.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом