Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Фаберже и РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ: история преемственности, длиной в 110 лет

7 ноября 2023
Русские самоцветы

РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ и Фаберже связаны более, чем тесно. В истории их взаимодействия нашлось место и для лавров, и для весьма драматических событий. Давайте прогуляемся по прошлому, чтобы сделать эту связь более осязаемой. Узор, написанный рукой времени, не уступает по причудливости самому стилю Фаберже.

Карл Фаберже. Ювелир Его Величества

Фаберже и РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ: история рождения двух гигантов ювелирного дела России

Сюжет начинается в 1842 году в Санкт-Петербурге, где Густав Фаберже открывает свою первую ювелирную мастерскую. Через 4 года у него рождается сын — Петер Карл. После достижения совершеннолетия он на несколько лет погружается в изучение отцовского ремесла.

Путешествует и учится у лучших мастеров Европы, осваивает принципы ведения торговли в Германии и Франции, получает художественное образование в Петербурге. В 1870 году занимает место отца в мастерской и начинает активно модернизировать подход к ведению дел и созданию ювелирных изделий.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке работы мастерской награждают золотой медалью. Они привлекают внимание императора Александра III. В 1885 году по его заказу на свет появляется первое яйцо Фаберже, созданное в качестве пасхального подарка для императрицы Марии Федоровны.

Изделие производит такое мощное впечатление, что Карла Фаберже сразу назначают придворным ювелиром. Его главной обязанностью становится создание новых уникальных яиц. В это же время под влиянием стиля Фаберже в Петербурге начинает развиваться собственная школа камнерезного искусства. Вскоре мастерство российского ювелира признают и за границей.

При Николае II позиции дома Фаберже становятся еще крепче. Новый император увеличивает объем заказа, а в 1912 году создает «Русские самоцветы» — Общество содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла.

В 1917 году ситуация меняется коренным образом — революция сметает императорские достижения. В 1922 году советская власть национализируют собственность и ювелирного дома Фаберже, и созданного Общества. Карл Фаберже вынужденно уезжает в Европу. Его изделия беспорядочно продаются за границу, а Общество превращается в «Государственный трест». И практически единственное, что остается в стране от Фаберже — это память о его стиле и горстка мастеров петербургской школы.

Стиль Фаберже в изделиях РУССКИХ САМОЦВЕТОВ

Что же такое принес Фаберже из своих внутренних поисков и путешествий по Европе, что позволило ему стать фаворитом императорского двора и перевернуть традиции ювелирного дела в России? Ведь были и другие мастера, но их имена не гремят на весь мир спустя столетие.

Во-первых, он обратился к модерну. Стиль Фаберже — это естественные природные и пастельные тона, плавные линии, растительные мотивы и оригинальные конструкторские находки.

Во-вторых, сместил акцент с дороговизны на эстетику исполнения. Стал работать с поделочными камнями, нетрадиционными сочетаниями благородных и более простых материалов (дерева, олова, стали).

В-третьих, вернул утраченные практики. Например:

забытую со времен эпохи Возрождения технику «кватра колор»;

технику гильошированного эмалирования, пришедшую из Франции XVIII века;

традиционное русское клаузонированное эмалирование.

В-четвертых, смело экспериментировал с другими стилями. В работах разных периодов видно и старорусский, и восточный, и готику, и ампир, и Ар Нуво, и анимализм.

В-пятых, Фаберже расширил спектр применения ювелирного дела. Его мастера создавали не только украшения, но и массу практичных вещей — посуду, шкатулки, рамки, портсигары, булавки, часы, лампы, лорнеты, ручки, бинокли и т.д.

И все это никогда не спорило друг с другом, было преисполнено легкости, гармонии, изящности и элегантности.

РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ подхватили стиль Фаберже в 1918 году, сразу после его поспешного отъезда мастера из России, и выпустили свою первую серию изделий с гильошированной эмалью. Были освоены и другие техники эмалирования, резки по камню и обработки материалов.

В советское время на какой-то период они снова попали в забвение. Но в 1950 году по инициативе главного художника Ленинградской ювелирной фабрики Нины Фогт традиция была возрождена. С тех пор выпуск посуды, различных изделий и украшений в стиле Фаберже — обязательное направление работы РУССКИХ САМОЦВЕТОВ.

Как наследие Фаберже проявляет себя сегодня

Стиль Карла Фаберже прославился на весь мир. Оригиналы его работ хранятся в крупнейших музеях и частных коллекциях королевских семей и ценителей из Англии, Дании, Германии, Сербии, Черногории, Индии, Китая и других стран. Современные интерпретации по-прежнему находят тысячи поклонников. Логично, что всякий ювелирный дом, владеющий соответствующей техникой исполнения, получает признание и сегодня.

РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ — прямой правопреемник наследия Фаберже — своим успехом также отчасти обязан знаменитому мастеру и его находкам, а потому с глубоким уважением относится к его традициям. Компания видит своей целью сохранить полученные техники и передать их последующим поколениям. На базе Ювелирного дома регулярно проходят мастер-классы по росписи в стиле Фаберже, а на витринах представлен обширный выбор посуды, украшений и других изделий, созданных в духе и по мотивам знаменитого стиля.

Источник: Русские самоцветы
Читайте также
Имена: Огюст Пейру  (Auguste Peyroulx)
Искусство
Имена: Огюст Пейру (Auguste Peyroulx)
11 апреля 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом