Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Пролетарские украшения: взгляд из недавнего прошлого

13 апреля 2023
Томаш Огродовски

«Глобальный кризис только начинает пересматривать систему ценностей, основанную на демонстративном потреблении, и ювелирные изделия сегодня стали подозрительным атрибутом принадлежности к еще более подозрительному истеблишменту. Возможно, сейчас самое подходящее время для критического осмысления многочисленных — зачастую оправданных — стереотипов, связывающих ювелирные изделия не только с поверхностной «жизнью для галочки», но даже с эксплуатацией, жадностью, отрицанием демократии, неэтичной добычей золота или приобретением драгоценных камней в районах, затронутых вооруженными конфликтами».

Это не фрагмент воззвания неомарксистской партии, хотя и звучит именно так. Это часть текста, который должен был побудить молодых художников и дизайнеров принять участие в Международном конкурсе ювелиров - РИТУАЛ в 2012 году. Конкурс был организован Художественной галереей в Легнице под патронажем Министерства культуры и национального наследия Польши, а автором вышеуказанного текста является проф. Славомир Фиялковски, декан факультета дизайна и архитектуры Академии изящных искусств в Гданьске.

Подобные манифесты сопровождают практически все конкурсы, организуемые как в Польше, так и по всему миру. На это можно было закрыть глаза, сказать себе, ну так они играют, им можно, у нас свобода и демократия, и каждый может делать что хочет. Это просто весело, это никому не вредит.
Наверняка не больно? Больнее, чем может показаться на первый взгляд. Ювелирные изделия на протяжении веков имели две основные ценности. Эстетическая ценность, которая показывала красоту использованных материалов, мастерство исполнителя. Это было маленькое, личное произведение искусства, которое могло в любой момент порадовать своего владельца. Она (эстетическая ценность) также действовала несколько шире, потому что окружающие видели украшение, восхищались им и часто ему завидовали, строили образ его обладателя, выделяя и порой возвышая его. Украшение всегда выступало знаком, указывающим на общественную или государственную функцию его обладателя.

1. "История одного дисбаланса" Елены Горбуновой
2. "Кормить любовью" Фей Чжу

Это сохранилось до наших дней, достаточно взглянуть на цепь судьи, регистратора или ректора вуза. У украшения была и вторая ценность - материальная, которая, что немаловажно, была обменной. Это то, что в определенный момент может заменить деньги. Это было совсем недавно. Но за несколько последних лет произошел перелом и сегодня кому-то захотелось, чтобы украшения воспринимались совсем по-другому.
Украшение сегодня должно выступать в качестве проявления бунта против системы ценностей, оно должно быть безобразным, неприглядным, сделанным из плохих материалов и отрицающим красоту и изящество. Его должно быть трудно носить, а в идеале его не следует носить. Оно должно соответствовать критериям критического искусства, клеймящего существующий общественный строй. Нетрудно предсказать, какими будут последствия этого, первые симптомы которых видны уже сегодня. Самое интересное, что этот новый подход к ювелирному искусству возник не на пустом месте. Это масштабная деятельность, и в Польше стране она поддерживается государственными учреждениями и органами местного самоуправления. Кажется невероятным, но как еще можно это понять, если замешаны государственные университеты и колледжи, финансируемые за счет бюджета?
А призы в конкурсах оплачиваются Министерством национального наследия, воеводами или президентами городов. Помимо деградации системы ценностей, выставки также могут быть поводом для провокации,
например, в Легнице выставки уже несколько раз вызывали противодействие со стороны религиозных объединений всех религий. Вы скажете, что я преувеличиваю. Что  искусство существует для того, чтобы критиковать и освещать социальные проблемы.

 

3. BENTO от Томоко Кодеры
4. Asparagulicious от Селин Роленс

Это верно. Но ювелирное дело — это лишь последняя область искусства, способная передать, например, вину, сожаление или аскетизм. Чтобы выразить эти чувства, люди веками посыпали себе голову пеплом, специально для этого случая украшений не создавали, потому что в этом нет логики. Однако сегодняшние творцы могут найти смысл в такой ерунде. Это заболевание поражает медленно и тех, кого никто никогда не заподозрил бы в заражении. Осенью 2014 года HRD Antwerp, то есть Высший алмазный совет, организовал конкурс. Сама тема «A la Carte – Кулинарное путешествие» уже вызывает удивление. Кухня и бриллианты — странное сочетание. Мы не можем ожидать ничего плохого, потому что Высший Алмазный Совет - это учреждение, которое создано для продвижения алмазов, и это понятно. В конкурсе приняли участие 1 299 дизайнеров, приславших 1 531 проект. Работы четырех финалистов были показаны на выставке в Милане. Как видите, работы ничем не отличаются от работ, представленных на наших национальных конкурсах. Каждый дизайн должен содержать бриллианты весом не менее одного карата. Работа должна быть выполнена и при необходимости продублирована.
Эти фото - только часть номинированных проектов, если кому не понравится, может поискать
онлайн и смотреть остальные. Меня мучает один, даже совсем простой вопрос: зачем? Кому это нужно и для чего, ведь наверняка такой конкурс не повысит спрос на украшения с бриллиантами, как и конкурсы в Легнице не повысят спрос на украшения победителей этих конкурсов. Итак, какова цель таких мероприятий? На мой взгляд, цель состоит в том, чтобы вызвать широко понимаемое отвращение к драгоценностям.

 

5. Соси бриллианты Фей Чжу
6. Торт и жизнь Чейзел Чжэн
7. Чай для двоих Прерна Пейт

Ювелирные изделия отнимают от своей основной и основополагающей ценности, а именно красоты, заменяя уродством и элементами, которыми забиты мусорные мешки или свалки, во что бы то ни стало убеждая людей в том, что это и есть настоящее искусство. Это также лишает себя ценности, потому что мусор не имеет ценности, никто не захочет его выкупать. Но для чего все это? Несколько десятилетий назад владение валютным золотом (слитками и монетами) было запрещено. А торговля этими ценными бумагами каралась тюремным сроком. Однако мы знаем, что любые запреты вызывают возражения и даже вызывают больший интерес к запрещенной деятельности. Если мы запрещаем владение золотом, мы подаем сигнал о том, что золото имеет большую ценность или что оно может быть для чего-то полезно. А это, в свою очередь, заставит каждого захотеть владеть хотя бы небольшим кусочком.
Во времена войн золото могло облегчить выживание. Даже в 1970-х финансовые излишки инвестировались в золото, тем более что драконовские наказания за хранение были отменены. И не лучше ли запретить его, чтобы создать впечатление и подогреть веру в то, что золото никому не нужно, нет смысла его иметь, даже в следовых количествах в ювелирных изделиях? Почему золотые украшения? Ведь это не украшает, это немодно и только очень мнительные личности используют его для украшения себя?

8. Золочение кожи, дизайн Орсоли Лосончи
9. Лучшие рецепты моей бабушки, дизайн Мэллори Аллегаэрт

Так медленно формируется общественное мнение, вводя ювелирное искусство в заблуждение. Интересно, что
в этой процедуре участвуют все, как бы не замечая, что рубят ветку, на которой сидят.
А университеты, дизайнеры, крупные ювелирные компании рекламируют модели и календари, а не ювелирные изделия и даже не HRD, в чем трудно было бы заподозрить. Вывод может быть только один. Кто-то очень заинтересован в том, чтобы отбить у нас охоту владеть драгоценностями, то есть небольшими предметами непреходящей ценности, функцией которых было и всегда было украшение. Уже сегодня большинство так называемых художественных украшений настолько понизили свой уровень, что они безобразнее и хуже сделаны, чем украшения кочевых племен Африки, Средней Азии или Дальнего Востока. А материальная ценность? Ведь это блажь, иметь дорогие украшения неполиткорректно и наверняка может исключить владельца таких украшений из кругов общения, в которые так сложно попасть. 

 

10. А ля карт, www.hrdawards.com

Иметь что-то большее, чем кредит, уже невозможно, да и не имеет смысла. Деньги, если они у нас есть, это просто цифры, которые мы используем с куском пластика с электронным кодом. А дома?
Дома? Спасибо, все здоровы.. Вы скажете, что хорошо, что я драматизирую и войны не будет. Нет, потому что дорого. Но может ли быть отключение электричества? Ну, возможно. Может случиться и что-то похуже, например, экологическая катастрофа, и вам придется сменить место жительства, причем быстро и без обсуждения. Автобусы ждут, солдаты, говорящие на языке Гёте, следят за порядком, мы можем взять только ручную кладь... Знакомо? Не работа делает вас свободным, а деньги. Золото есть и всегда будет обмениваться. Только не забудьте чем-нибудь растолочь это золото, потому что, если оно не мелкими кусочками, за буханку хлеба придется отдать колечко. Ну может через два...

Томаш Огродовски

иллюстрации:
(1-8,10) www.hrdawards.com
(9) Jewellery Design Royal Academy
of Fine Arts Antwerp
www.facebook.com

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом