Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

ВЛИЯНИЕ ФАБЕРЖЕ НА СОВРЕМЕННИКОВ – ПРИМЕР КАРТЬЕ

3 ноября 2023
Оливье Баше

Оливье Баше один из лучших специалистов по истории компании Cartier. Во время увлекательной беседы, состоявшейся в рамках ноябрьского выпуска GemGenève, он рассказал о влиянии Фаберже на различных дизайнеров ювелирных изделий, в первую очередь на Картье.

Различные элементы связывают Фаберже и Картье между концом 19 и началом 20 века.

Помимо того факта, что незадолго до Первой мировой войны Cartier уже был всемирно признанным ювелирным домом, у Cartierи Fabergé была одна и та же клиентура – ​​великие аристократические семьи европейских дворов и сверхбогатые американские семьи, такие как JP Morgans, Rockefellers. и Вандербильты. Более того, Картье и Фаберже предлагали этим клиентам схожие предметы: эмалированные творения, вдохновленные французским XVIII веком. Эти «предметы искусства» были сделаны искусно, и Картье и Фаберже в течение нескольких лет конкурировали в этой же области.

ФАБЕРЖЕ И КАРТЬЕ: РОЖДЕНИЕ ДВУХ ДОМОВ

Фаберже, как Дом, родился в 1842 году в Санкт-Петербурге, когда основатель Гюстав Фаберже открыл первый бутик. Гюстав Фаберже происходил из семьи гугенотов, изгнанных из Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 году. Его сын Карл продолжил семейную деятельность с 1870 года и зарекомендовал себя как беспрецедентный ювелир.

В 1882 году Карл получил золотую медаль на выставке в Москве, а император Александр III, заметив изысканность работ, пожаловал ему царский ордер на службу императорской семье. С этого момента имя Фаберже стало ведущим в России и во всем мире.

Сегодня мы помним Фаберже, особенно благодаря его императорским яйцам и изысканным эмалированным предметам, вдохновленным французским вкусом XVIII века – настолько, что имя Фаберже и искусство эмалирования стали одним и тем же.

Картье родился примерно в те же годы, в 1847 году, когда Луи-Франсуа Картье открыл бутик на улице Монторгей в Париже. Через некоторое время Картье переехал поближе к Пале-Роялю – разумный шаг, учитывая, что в Париже ателье и мастерские распределены по районам в соответствии с их специализацией: территория вокруг Пале-Рояля отведена ювелирам. Альфред Картье и его сын Луи приняли решение о своем последнем переезде в 1900 году, когда Картье переехали на улицу Рю де ла Пэ, 13 – сегодня это культовый парижский адрес Дома.

1900 год стал поворотным для Cartier, поскольку это был год Всемирной выставки. Это мероприятие собрало множество людей, чтобы полюбоваться последними и наиболее значительными достижениями в различных областях. Именно в этой энергичной среде впервые «встретились» Картье и Фаберже, поскольку оба были участниками выставки.

Главный вход на выставку. Изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division)

 Российский павильон Всемирной выставки в париже 1900, спроектированный Робертом Мельцером. Изображение: Бруклинский музей

Фаберже представил знаменитые яйца, и Картье сразу же признал превосходное мастерство и изысканное исполнение этих драгоценных предметов, решив черпать из них вдохновение.

Это не должно вызывать удивления, поскольку в то время между Францией и Россией существовала взаимная любовь до такой степени, что Всемирную выставку 1900 года можно было считать французско-российским событием. Так, французы любили русский стиль, а русские аристократы любили французский стиль XVIII века – например, дворцы, построенные в этот период в Санкт-Петербурге, отражали французскую архитектуру Версаля и Трианона.

Картье теперь хотел и был готов завоевать клиентов Фаберже, поэтому в Картье понимали, что им придется предлагать  произведения, близкие к тем, что предлагал Фаберже – это гипотеза. Тем не менее, это подтверждается тем, что Cartier будет производить в последующие годы.

Пребывание в Париже было для Картье большим преимуществом. Париж – центр культуры и моды, и Картье решил показать в своих витринах предметы, похожие на те, что предлагал Русский Дом. В то время Cartier не был тем Домом, который мы знаем сегодня. Его стиль еще не был определен. Картье по-прежнему занимался торговлей драгоценностями, и в 1904–1905 годах Пьер Картье отправился в Россию, чтобы связаться и встретиться с ведущими поставщиками Фаберже (то есть гранильщиками, эмалировщиками и ювелирами).

После этих встреч Картье начал заказывать предметы в типично русском стиле, такие как миниатюрные линзы, спичечные коробки и оправы – все из цветной эмали типично русских цветов, таких как светло-зеленый.

В 1909 году Луи Картье вернулся в Россию для переговоров о покупке камней. Тем не менее, были проблемы: путь из Парижа в Москву был долгим, предметы прибыли поврежденными, война между Россией и Японией призвала на фронт многих ювелиров, что снизило качество работ и, что не менее важно, были также таможенные проблемы, связанные с уплатой пошлин (поэтому предметы были конфискованы).

После этих проблем и получения королевского ордера Российского императорского двора Картье понял, что пришло время перемен. Поэтому Cartier решил «продюсировать Cartier»: определить свой стиль и производить во Франции, чтобы его узнавали среди всех остальных.

Картье  использовал в дизайне обтекаемые формы. Четыре формы (круглая, квадратная, кубическая и арочная) и четыре основных цвета (розовый, синий, фиолетовый и зеленый). Существенная разница с Фаберже, у которого цветовая палитра эмалей содержала более 140 цветов.

Более того, после изменения стратегии Cartier решил производить продукцию во Франции – хорошая идея, поскольку в Париже на тот момент насчитывалось около 3000 мастерских. Найти подходящие мастерские для работы с эмалью по гильошированию было первостепенной задачей, поскольку получить полупрозрачную эмаль было чрезвычайно сложно.

Картье также ограничил «декоративный словарь», ограничив количество мотивов менее десяти, в то время как Фаберже перечислил их в порядке сотен.

Рационализация форм, цветов и украшений (геометрических, неоклассических, цветочных) помогла определить точный стиль и исполнение.

Эти элементы были смешаны в настольных часах, и они были признаны именно Картье.

Это был момент, когда Cartier оторвался от вдохновения Фаберже – и есть еще одна причина этого дистанцирования: любовь Картье к Востоку и его современности.

Особенно Луи Картье любил японскую икебану – композицию, в которой главное значение имеют цветок и вся обстановка.

Примерно в 1907 году Картье перестал черпать вдохновение у Фаберже (которое считалось слишком далеким от прошлого) и начал с нетерпением ждать того, что в период ар-деко станет так называемым «японизмом».

Окончательный акт расставания произошел, когда вместо открытия бутика в Санкт-Петербурге или Москве Картье решил переехать в Нью-Йорк.

Этот шаг поднял французский Дом на высший уровень, и это было удачей, если принять во внимание то, что произошло в России в 1917 году.

Сегодня, учитывая огромную ценность творений Фаберже и Картье, самой большой проблемой является подделка. На рынке представлено довольно много изделий, происхождение которых считается сомнительным просто потому, что в прошлом, будучи очень похожими по стилю, ремесленники переименовывали изделия Фаберже в Cartier, и наоборот.

По этой причине Оливье Баше и его коллеги-эксперты создали экспертную группу IAJA (Международная ассоциация антикварных ювелиров): команду из шести ведущих экспертов, которые могут оценить подлинность антикварных драгоценностей на основе скрупулезной экспертизы и исследований в поддержку покупателей и коллекционеров по всему миру.

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом