Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

7 фактов о Картье, которые вы, возможно, не знали

19 июня 2024
Эми Элиот

 

Мода в цвете — Ювелирные изделия от Cartier, обложка американского Vogue , 1942 год, автор Хорст П. Хорст

Будучи потомком Луи-Франсуа Картье в шестом поколении, основавшего свой одноименный парижский дом в 1847 году, Франческа Картье Брикелл была именно тем человеком, который написал исчерпывающую книгу об историческом происхождении фирмы и заслужила признание. Новая книга «Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши» (на русском языке книга вышла в  переводе Елены Веселой) основана на давно утерянном семейном архиве и обширных записанных интервью с покойным дедушкой Брикелл Жан-Жаком Картье.

Десятилетие работы по сортировке и компиляции обширной корреспонденции, рисунков из блокнотов, дневниковых записей и других открытий, полученных в результате ее независимых исследований, привело к созданию надежного научного тома, наполненного увлекательными анекдотами, проницательными наблюдениями и убедительными фотографиями.

Браслет Cartier Love

Браслет Cartier Love с 10 бриллиантами, 2010-е гг.

Одно из самых поучительных открытий книги заключается в том, насколько успех фирмы обусловлен совместными усилиями трех внуков Луи-Франсуа — братьев Луи, Пьера и Жака — которые вместе создали ювелирный бренд мирового уровня на рубеже 20-го века и способствовали его развитию.

Сообразительные коллекционеры Cartier, вероятно, больше всего знакомы с Луи, творческим талантом, руководившим парижским производством, и Пьером, который завоевал американский рынок с изяществом, апломбом и гением маркетинга. 

Но, как отмечает Брикелл, не менее важный вклад был внесен Жаком, ее прадедом, который управлял Cartier в Лондоне, ездил в Индию в поисках драгоценных камней высочайшего качества и следил за очень важными отношениями Cartier с махараджами того времени.

Вот еще семь фактов, освещенных в книге, которые могут вас удивить.

1. Скромное начало основателя

Подвеска с минутным репетиром, эдвардианский стиль, желтая эмаль, Cartier, около 1900 г.

Подвеска с минутным репетиром Cartier в эдвардианском стиле, желтая эмаль, ок. 1900 г.

Бренд Cartier является синонимом роскоши, но основатель фирмы родился в бедности. Один из шести детей, он жил в Марэ, тогдашнем перенаселенном и охваченном болезнями районе Парижа. Как пишет Брикелл: «Имея мать, которая была прачкой, и отца, работавшего слесарем, Луи-Франсуа Картье, воспитанный в среде рабочих, был настолько далек от бриллиантов и жемчуга, насколько это было возможно».

Хотя обучение ювелиру, организованное для него отцом Луи-Франсуа, было благоприятным первым шагом на пути к утверждению его блестящего наследия, обучение было изнурительным, требующим от него трудиться вместе с другими молодыми рабочими по 15 часов в день в магазине под присмотром бригадира с кнутом. Шампанское потекло лишь много-много десятилетий спустя.

2. Коллекция украшений известной куртизанки спасла бизнес

Брошь Cartier с изумрудами и бриллиантами, конец 19 века.

Брошь Cartier с изумрудами и бриллиантами, конец 19 века.

Поражение Франции во франко-прусской войне (1870–1871 гг.) почти опустошило компанию Cartier, которой на тот момент руководили Луи-Франсуа и его сын Альфред. Поскольку их аристократические клиенты обеднели или находились в изгнании, отмечает Брикелл, они часто полагались на «покровительство grandes horizontales, как называли парижских куртизанок».

Когда Ла Баруччи, самопровозглашенная «шлюха номер один в Париже», умерла от туберкулеза, Альфред связался с ее наследниками и предложил продать ее драгоценности (стоимостью в сотни тысяч франков) за пятипроцентную комиссию в Англии, на которую не повлияла война. Такая договоренность помогла бизнесу остаться на плаву во время финансового кризиса.

3. Его драгоценности были проданы в магазине Чарльза Фредерика Уорта в 1870-х годах.

Платиновая булавка для жабо Cartier, ок. 1905 год

Английский модельер Чарльз Фредерик Уорт, известный как отец высокой моды, был современником Луи-Франсуа Картье. За небольшую комиссию Уорт разрешил выставить подборку драгоценностей Картье в витрине своего парижского ателье - элитной недвижимости, которая давала ценный доступ к европейским аристократам и приезжим богатым американским наследницам.

Интересно, что отношения между двумя семьями выходили за рамки бизнеса: Луи Картье женился на внучке Уорта Андре-Каролин Уорт в 1898 году. В 1907 году Сюзанна Картье, сестра Луи, вышла замуж за Жака Ворта, двоюродного брата Андре-Каролины.

4. Луи Картье был сердцеедом

Картье Сантос Галби W20099C4

Cartier Santos Galbee W20099C4, 2009

Луи широко известен как творческий гений семьи Картье, на его счету некоторые из самых знаковых проектов дома, в том числе часы Santos и Tank, часы Mystery и множество драгоценностей из платины, металла, который в то время никто не использовал для ювелирных изделий.  Кроме того, он был невероятно красив и обаятелен и проводил много времени в шикарном парижском заведении Maxim's, даже называя его своим вторым офисом.

«Максим» был тем местом, где богатые женатые мужчины встречали своих любовниц, поэтому возможностей для ювелирных заказов было предостаточно», — объясняет Брикелл, — но дело было не только в бизнесе: именно там Луи встретил любовь всей своей жизни, Жанну Туссен: «Луи был очарован. У Жанны не было титула, она не была такой классической красавицей, как многие женщины, за которыми он ухаживал, но она его заинтриговала».

И даже когда подруга Туссен Коко Шанель предупредила ее о репутации плейбоя Луи, «Жанна не смогла удержаться от того, чтобы влюбиться в него». Некоторое время они оставались любовниками, но его семья не одобряла ее прошлое дамы полусвета. В 1924 году Луи женился на венгерской графине Жаклин Алмаши. Что касается брошенной Туссен, то в 1933 году она стала художественным руководителем отдела высокого ювелирного искусства Cartier, создав собственное наследие.

5. История Panthère начинается не с Жанны Туссен.

Брошь Cartier Panthere

Брошь Panthère de Cartier, конец 20 века.

Конечно, самый известный художественный руководитель Cartier помог усовершенствовать и популяризировать культовый мотив бренда Panthère из оникса и бриллиантов , но книга предполагает, что близость компании к животному возникла еще до ее прихода к власти. Пантеры появляются на косметичках, жабо и булавках для галстука примерно в 1917 году, а также в альбомах для рисования одного из первых дизайнеров Картье, Шарля Жако.

По словам автора, ее дедушка обвел иллюстрацию пантеры Багиры в экземпляре «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. «На протяжении многих лет этот образ смешивался со многими другими, всеми секретными ингредиентами в создании украшенных драгоценностями пантер Картье», — пишет она.

6. Знаменитое жемчужное ожерелье было перепродано за часть его первоначальной цены.

Колье Cartier с бриллиантами и жемчугом, ок. 1960-е годы

Колье Cartier с бриллиантами и жемчугом, ок. 1960-е годы

Каждый поклонник Cartier знает о «сделке века» в сфере недвижимости 1917 года, в которой Пьер Картье обменял двойную нить натурального жемчуга, оцененную тогда в миллион долларов, на таунхаус на Манхэттене, принадлежавший американскому железнодорожному магнату Мортону Фримену Планту. Дом по адресу 653 на Пятой авеню, где до сих пор находится штаб-квартира Cartier в США.

Но даже несмотря на то, что в наши дни натуральный жемчуг продается на аукционах за кругленькую сумму, в 1950-е годы дело обстояло иначе: после смерти миссис Мэйси Плант знаменитое жемчужное ожерелье было продано за жалкие 150 000 долларов. Что касается особняка Картье, то он недавно прошел щедрую реконструкцию, включающую отреставрированный салон Maisie Plant на первом этаже, и, как говорят, стоит миллиарды.

7. Картье подружились со своими конкурентами

Браслет Cartier с фантазийными желтыми бриллиантами и двуглавым тигром

Браслет Cartier с двуглавым тигром и фантазийными желтыми бриллиантами, 1980-е годы

«Картье были склонны ладить со своими сверстниками», — согласно воспоминаниям Жан-Жака, включенным в книгу. «Понимаете, мы были в одной лодке — владельцы магазинов и важные клиенты. Достаточно просмотреть адресную книгу и переписку моего отца, чтобы увидеть, со сколькими ювелирами он дружил. Там есть Фаберже, Ван Клифы, Арпели, Чарльз Мур из Тиффани . . . некоторые в какой-то момент даже были связаны браком с большой семьей».

Источник: 1STDIBS.COM
Читайте также
Возвращение к элегантности XVIII века
Искусство
Возвращение к элегантности XVIII века
2 сентября 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом