Жан Депре, 1920- е гг.
В истории изобразительного искусства 1863 год ознаменовался конфликтом двух поколений художников: приверженцев классических традиций и их ниспровергателей. В Петербурге группа из 14 студентов Императорской Академии художеств, протестуя против академического консерватизма, отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, что привело к созданию Товарищества передвижных художественных выставок. Эти художники, исповедуя принципы реализма и критического осмысления действительности, отвергали мифологические и античные сюжеты, а также строгую академическую палитру. В Париже в том же году состоялся «Салон отверженных» (Salon des Refusés), ставший альтернативной площадкой для художников, чьи работы были отклонены жюри официального Парижского салона. Именно «Салон отверженных» способствовал активному развитию импрессионизма как нового направления в живописи.
Аналогичная история произошла и в ювелирном искусстве. В 1928 году Жан Депре, ювелир и дизайнер, столкнулся с неприятием своих новаторских идей, когда тридцать его изделий были отвергнуты Осенним салоном, сочтеными организаторами "слишком современными". Это поколение ювелиров, тесно связанное с художественными течениями своего времени и близкое к Фернану Леже и Соне Делоне, черпало вдохновение в кубизме, футуризме и русском конструктивизме. Формы их изделий отличались архитектурной строгостью, а линии приобретали геометрические очертания. Украшения воспринимались как скульптурные объекты.
Жан Депре, 1929, серебро, оникс
Жан Депре, ваза, металл, серебро,1930- е гг.
Впервые ювелиры обратились не к прошлому, а к современности. Научный прогресс стал для них источником вдохновения. Они воспевали механику, превращая болты, винты и коленчатые валы в элементы украшений. Скорость, динамика города и его энергия формировали новую эстетику. Авиация, автомобильные гонки, спортивные состязания и джаз диктовали линии ювелирных изделий, а также декор портсигаров и косметичек, ставших неотъемлемыми атрибутами эмансипированной женщины в бурные двадцатые годы.
Жан Депре, браслет, 1930- е гг.
Жан Депре, 1930- е гг.
Жан Депре, 1940- е гг.
Новаторство проявилось и в использовании материалов. Белое золото заменило платину, что позволило сделать ювелирные изделия более доступными. Вошли в моду менее дорогие драгоценные камни, такие как аметист, топаз и цитрин, использовавшиеся в больших количествах для создания эффектных украшений. Появились ранее редкие материалы: серебро, никелированный или хромированный металл, нержавеющая сталь, палладий, алюминий и лак. Горный хрусталь и другие твердые камни стали материалом для браслетов и колец.
Жан Депре (1889–1980), серебряное кольцо, около 1930 года
Жан Депре, будучи одним из ведущих художников межвоенного периода, внес значительный вклад в переосмысление ювелирного дела. Его культовые творения, включая знаменитые украшения «Motor», стали неотъемлемой частью истории французского ювелирного искусства. «Он воплощал идеал современности своего времени, поэтому был модным дизайнером», – отмечает Мелисса Габарди, историк ювелирного искусства и автор монографии «Жан Депре, ювелир и золотых дел мастер, между ар-деко и модерном» (Gabardi, M. Jean Després, Orfèvre et Bijoutier, Entre Art Déco et Modernisme. Paris: Norma Éditions, 2009). С конца 1920-х годов Жан Депре считался одним из самых новаторских дизайнеров, получившим признание в художественных и интеллектуальных кругах. Его энергичные и гармоничные творения с изысканными и архитектурно-четкими формами покорили покровителя и модельера Жака Дусе, художника Поля Синьяка, а также Жозефину Бейкер, Франсуа Помпона, Анатоля Франса, Андре Мальро, а позднее и Энди Уорхола. Независимо от того, были ли это серебряные украшения, вдохновлённые механикой, или кованые оловянные изделия, его творчество основывалось скорее на прочности исполнения и гармонии линий, чем на благородстве материалов.
Жан Депре, 1930- е гг., серебро, кожа ската
Жан Депре
Жан Депре