Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Скажет ли часовая индустрия «да» выращенным в лаборатории бриллиантам?

13 марта 2023
Робин Суитинбэнк

(watchpro.com) - По мере того, как все больше часовых брендов используют магическую силу выращенных в лаборатории бриллиантов, Робин Суитинбэнк говорит, что отсутствие ценности и романтики в искусственных драгоценных камнях заставит покупателей предметов роскоши докопаться до неприглядных вещей.

Если вы сталкивались с эффектом иллюзии правды, вы знаете теорию о том, что чем больше знакомишься с ложной идеей, тем меньше вероятность поверить в ее ошибочность.

Сформулированная в 1977 году исследователями из университетов Вилланова (Villanova) и Темпл (Temple) в штате Пенсильвания, эта теория предполагает, что, даже если поначалу мы склонны видеть ложь в утверждении, то услышав его еще несколько раз, мы непременно привыкаем к нему.

Насколько мы восприимчивы, зависит от нашего гена легковерности. На самом деле это не так. Но вы поняли суть.

На протяжении многих лет рекламодатели, новостные агентства, потенциальные спасители и, конечно же, архипропагандисты использовали эффект иллюзии правды.

Последнее время подбрасывает множество тревожных примеров, в том числе историю с автобусами «Голосуй за выход из Брексита» (Vote Leave Brexit), дающую грандиозные обещания сэкономить деньги, а также захват здания Капитолия в Вашингтоне и дерзкую мошенницу Элизабет Холмс (Elizabeth Holmes) из технологической корпорации Theranos.

Если говорить о часах, то ставки всегда кажутся ниже, и, конечно же, так оно и есть. Но они не менее реальны.

Клеймо «Сделано в Швейцарии» (Swiss Made) пронизано иллюзией: как знают даже небольшие любители часового искусства низшего уровня, 60 % стоимости часов необходимо добавить в пределах щвейцарских границ, прежде чем они смогут использовать эти два драгоценных слова.

Это может означать только труд.

Пока неясно, что это означает для выращенных в лаборатории бриллиантов, которые проникают в часовую индустрию через бренды Breitling и TAG Heuer.

Кое-что из сказанного, несомненно, окажется правдой. Кое-что из сказанного может только казаться правдой. И еще больше из сказанного нам просто хотелось бы, чтобы оказалось правдой.

Позвольте мне объяснить. Несмотря на то, что выращенные в лаборатории алмазы были созданы с помощью оборудования, насколько мне известно, по свойствам их не отличить от алмазов с такими же характеристиками, добытых из недр Земли.

Алмаз, выращенный в лаборатории в течение нескольких недель (вместо миллиардов лет) в условиях высокой температуры, высокого давления, газа и углерода, выглядит, ощущается и, кто знает, может быть, даже пахнет так же, как и природный камень.

Наука - это нечто, не так ли?

Но затем история становится немного мрачнее. Некоторые утверждают, что выращенные в лаборатории бриллианты больше поддаются отслеживанию и более экологичны, чем их природные аналоги, и это звучит правильно, потому что именно такие вещи действительно хотят услышать представители поколения Греты (Greta), покупающие предметы роскоши.

И это тоже может быть правдой.

Но прослеживаемость работает только в том случае, если сотрудничает каждая сторона в цепочке поставок.

Такие организации, как SourceMap, которую компания Breitling наняла для документирования следов, оставленных бриллиантами, которые теперь используются в ее часах, действительно прослеживают путь некоторых синтетических бриллиантов.

Но не каждый бренд, торгующий изделиями с искусственными драгоценными камнями, настолько прозрачен.

Полезны ли выращенные в лаборатории бриллианты для планеты?

И лучше ли они для окружающей среды?

Опять же, это скорее зависит от обстоятельств. Энергия, необходимая для производства выращенных в лаборатории бриллиантов, огромна, поэтому, если они производятся на фабрике, работающей на угле, конечно, они не будут лучше.

Но если фабрика будет работать на атомной энергии или даже на солнечной энергии, как начинают работать некоторые индийские производители, тогда действительно, на окружающую среду будет оказываться меньшее влияние.

Между прочим, такая организация, как SCS Global, также работающая с компанией Breitling, тоже выдает сертификаты, подтверждающие такие утверждения.

Даже если и так, то нам, потребителям, остается полагаться на честность таких организаций, которые, , зависят от этих потоков доходов для своего собственного выживания, о чем не следует забывать. Где деньги, там и сомнения.

Точно так же Pandora, один из крупнейших в мире потребителей выращенных в лаборатории бриллиантов, опубликовала отчет, в котором говорится, что выращенный в лаборатории бриллиант весом в один карат имеет общий углеродный след, равный 8,17 кг - фактические выбросы в пересчёте на CO2 (общепринятая единица для измерения влияния парниковых газов).

Французская ювелирная компания Courbet пошла выше, заявив о CO2-эквиваленте в 25 кг для того же продукта. Это большая разница.

Но тогда это может быть намного ниже, чем объем, который выделяется традиционным путем. В прошлом году Имперский колледж Лондона (Imperial College London) сообщил, что средний углеродный след природного алмаза в атмосфере весом в один карат составляет 108,5 кг CO2- эквивалента.

Роман с камнем фабричного производства

И тогда иллюзия становится еще больше. По крайней мере, в области предметов роскоши. Потому что высококлассным брендам, использующим стратегию выращенных в лаборатории бриллиантов, предстоит перейти Красное море для того, чтобы убедить потребителей в том, что камни, которые они покупают, имеют материальный и романтический вес, чтобы заслужить цены, сравнимые с ценами на часы с настоящими бриллиантами.

Разберемся с каждым из них по отдельности.

По сути, мы установили, что свойства выращенного в лаборатории бриллианта совпадают.

Но в стоимостном выражении выращенные в лаборатории бриллианты не оправдывают ожиданий. Очень сильно не оправдывают.

В одном недавнем отчете говорится, что оптовые цены на выращенные в лаборатории бриллианты составляют 14% от цен на природные бриллианты.

Цены быстро падали по мере повышения эффективности производственных процессов, но это было до начала энергетического кризиса.

Тем не менее, по всей вероятности, выращенные в лаборатории бриллианты будут намного дешевле в работе. Но отразится ли это в ценах на часы?

Хотите поговорить о романтике?

Бриллианты - лучшие друзья девушек. Бриллианты - это навсегда. И так далее.

Но являются ли выращенные в лаборатории бриллианты лучшими друзьями девушек? Навсегда ли они? Мне так не кажется.

Вместо этого я вижу большой дефицит романтики. И если бы я был брендом, торгующим этими камнями, это было бы проблемой.

Cartier уже отказалась от выращенных в лаборатории бриллиантов, что должно сказать нам все, что нам нужно знать.

Аналитики в этой области окрестили их бижутерией, это является самым осуждающим вердиктом, который можно найти.

Pandora активно торгует ими, но, учитывая ее положение, так и должно быть.

Почему же тогда люксовые часовые бренды проявляют поверхностный интерес?

Компания Breitling, как известно, проявляет не поверхностный интерес. Она пошла ва-банк. Она заявляет, что к концу следующего года будет использовать только выращенные в лаборатории бриллианты.

Почетно, конечно. Но хороший ли это бизнес?

Компания TAG Heuer, к своей чести, не упомянула использование экологически чистого производства своих часов с выращенными в лаборатории бриллиантами Plasma, номинированных на награду Фонда Большого приза часового мастерства Женевы (Grand Prix D’Horlogerie de Geneve, GPHG), что, как мы можем предположить, означает, что этого нет.

Но объемы здесь крошечные. Вместо этого она позиционировала свои часы как произведение искусства, забавные предметы, которые ставят себе в заслугу свободу творчества, предоставляемую производством выращенных в лаборатории бриллиантов.

Достаточно справедливо, хотя даже в этом случае покупателям премиум-класса предлагается немало заплатить за это (по сообщениям, значительно больше четверти миллиона фунтов стерлингов).

Итак, какова теория?

На презентации в прошлом году исполнительный директор Breitling Жорж Керн (Georges Kern) ясно дал мне понять, что через 10 лет выращенные в лаборатории бриллианты, по его мнению, станут нормой для предметов роскоши, потому что именно этого хочет поколение Next, и именно этого мы тоже должны хотеть, говорят они нам.

Может быть и так.

И если это так, то было бы разумно поставить бренд Breitling впереди остальных.

Но если возникнет дефицит романтики, это также может обречь его на роль игрока среднего уровня; Пандоры (Pandora) в мире часов, чего, как мы знаем, не хотят ни мистер Керн, ни его сторонники.

Чтобы добраться до будущего, которое он предсказывает, должна измениться человеческая природа.

Мы хотим того, чего не можем иметь, - принцип, на основе которого всегда действовали в мире предметов роскоши. И по мере того, как выращенные в лаборатории бриллианты становятся все более распространенными и менее дорогими, жадные взгляды вместо этого будут прикованы к редким камням, добытым из недр Земли.

Нет? Ну, подумайте об этом так: бриллиант говорит: «Я люблю вас», или «Я люблю себя и достойна любви», если он куплен самостоятельно.

Выражена ли эта любовь редкими и сформированными в течение миллиардов лет бриллиантами? Или она выражена готовыми, изготовленными с помощью роботов, экономичными, химически улучшенными вариантами камня?

Я не питаю иллюзий. И я готов поспорить, что даже если мантры будут повторяться до бесконечности, потребители предметов роскоши тоже не будут питать иллюзий.

Источник: Rough&Polished
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом