Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Жив или мертв?

10 ноября 2016
Редакция

Жив или мертв часовой рынок? А если жив – за счет кого, каких операторов и категорий товара? Ассоциация участников часового рынка проанализировала данные по импорту за три квартала 2016 года.

Сразу оговорюсь, что данные по импорту не отражают реальную ситуацию со спросом. Скорее это ожидания, которые имеют операторы, причем подкорректированные. На объем поставок в страну влияют цели и политика российский дистрибьюторов, штаб-квартир производителей, финансовое положение компаний и многое другое. Однако при отсутствии четких данных по продажам интересны и цифры, которые фиксирует таможня.

В отличие от многих других товарных рынков, импорт часов в Россию растет. Рост этот небольшой и неустойчивый, квартал от квартала цифры скачут. Так, в июле-сентябре 2016-го рублевая стоимость ввезенных часов оказалась на 8% выше, чем в 3-м квартале прошлого года. Сравнивать именно рублевую стоимость в данном случае вполне корректно – курс валюты находится примерно на тех же значениях. А если взять период 12 месяцев, т.е. с октября 2015-го по сентябрь 2016-го к такому же отрезку 2014-2015 гг, рост составит 9%.

Цифры количества выглядят интереснее: третий квартал к такому же кварталу прошлого года дает падение в 5%, однако на годовом интервале мы имеем рост в 23%. Подстраиваясь под пустеющие кошельки клиентов, импортеры делают ставку на более дешевые товары: средняя цена поставляемых к нам часов за год упала на 11% с 5 432 рубля до 6 142 рубля.

Средняя цена меняется за счет нескольких факторов: изменяется соотношение между товарными группами и ситуация внутри групп. Например, средняя цена часов группы 9101 (наручные часы в корпусах из драгметалла) в октябре-2014 – сентябре-2105 составляла 500 283 рубля, а в последние 12 месяцев снизилась до 485 264 рублей. Вроде бы немного, на 3%, но нужно учесть, что в последние месяцы 2014-го курс валюты был иным. Другими словами, даже те золотые часы, что продолжают поставляться в Россию, стали существенно более дешевыми.

В целом импорт дорогих часов сокращается ускоренными темпами. Если в 2014-2015 годах на модели из драгметаллов приходилось 28% стоимости импорта, то за последние 12 месяцев эта цифра снизилась до 22%. В этом отношении Россия хотя и опережает остальной мир, но не сильно: по данным часовой федерации Швейцарии, драгметалл и дорогие часы в целом являются лидерами падения по всему миру. Почему это происходит и чего ждать в дальнейшем мы рассказывали на конференции во время выставки Moscow Watch Expo.

Часы с таможенной стоимостью свыше 1500 евро стали единственной из ценовых групп, импорт которых за последний год снизился, причем на 10%. В то же время ввоз дешевых категорий вырос. Например, самый нижний ценовой сегмент в рублевом выражении прибавил 55%.

Соответственно, существенно изменились доли различных групп марок а объеме импорта. На следующей диаграмме представлены доли в октябре-2104 – сентябре-2015 (внутреннее кольцо) и за последние 12 месяцев (внешнее кольцо). Доля самых дорогих марок упала с 53% до 48%, в то же время доли всех остальных групп выросли. В предыдущей таблице вызывает беспокойство снижение ввоза часов в диапазоне 30-70 евро, куда попадает большинство фэшн-марок.

Доли марок различных ценовых групп в стоимости импорта часов

На диаграмме бросается в глаза практически удвоившийся желтый сектор, марки в диапазоне 150-400 евро. В чем секрет?

В этот диапазон попадают «умные часы», прежде всего AppleWatch, продажи которых начались как раз в конце прошлого года. Суммарная стоимость импорта этой категории товара за последний год превысила 850 миллионов рублей. Если вынести его в отдельную категорию, то на диаграмме появится еще один сектор с долей в 5%.

Доли марок различных ценовых групп в стоимости импорта часов

Мы неоднократно говорили, что помимо компаний, которых мы привыкли считать главными операторами рынка, часы импортируют и другие. Есть фирмы, у которых часы – побочный бизнес, занимающий небольшую долю в общих продажах, время от времени часы закупают случайные организации типа авиаремонтных заводов, кто-то ввозит их для целей рекламы. На следующей диаграмме показана динамика импорта различными группами операторов. Провал магазинов Duty-Freeпонятен. Но интересно, что в то время как ввоз часов традиционными операторами стагнирует, неспециализированные компании продолжают наращивать импорт.

На этой диаграмме в категории «основные операторы» учтены компании-производители «умных часов». Если вычесть их вклад, то разница в поведении различных операторов станет еще более яркой.

Теме «умных часов» был посвящен круглый стол на выставке MoscowWatch Expo, своим опытом и взглядами делились представители TAGHeuer, Garmin, Casio. На презентации в Базеле глава FrederiqueConstantПетер Стас говорил, что HorologicalSmartwatchдали его марке 10% оборота – как раз на столько выросли продажи бренда. Т.е. новинка не просто позволила компании не упасть, но сформировала весь прирост выручки. TAGHeuerзаявляет, что за год выпущено 100 000 «умных» часов. Получается, что и здесь «умные» модели формируют рост. Неужели и в России импорт увеличился тоже только за счет наручных гаджетов?

По нашим оценкам, за последний год стоимость поставленных к нам «умных часов» превысила 850 миллионов рублей. Это меньше общего прироста импорта, но вклад очень существенный. Более того, возможно, что реальный объем импорта «умных часов» выше этой цифры. И хотя пик ажиотажа вокруг «умных часов», похоже, уже прошел, Appleзанял третье место в списке марок-лидеров по стоимости импорта, пропустив вперед себя только Casioи Rolex.

Бренды – лидеры по стоимости импортируемых часов (октябрь 2015 – сентябрь 2016)

'''1. CASIO

2. ROLEX

3. APPLE

4. TISSOT

5. OMEGA

6. ULYSSE NARDIN

7. BREGUET

8. SWATCH

9. PATEK PHILIPPE

10. HUBLOT'''

Источник: timeseller.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом