Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Взгляд из девятнадцатого столетия: история обручальных колец

24 ноября
из журнала 1869 года

Из недавней работы Эдварда Дж. Вуда «День свадьбы во всех веках и странах» (Edward J. Wood, "The Wedding-Day in All Ages and Countries", 1869) мы почерпнули несколько интересных фактов, касающихся обручального кольца. Использование кольца как при помолвке, так и при заключении брака, по-видимому, имеет очень давнюю историю. У древних евреев выбор невесты, всегда производившийся родителями жениха, сопровождался обручением, которое подтверждалось клятвами и сопровождалось подарками. Среди этих подарков, вероятно и было обручальное кольцо.

Как известно, при сватовстве Исаака у Ревекке, слуга,  получив согласие родителей невесты на брак, "вынул наряды, а также золотые и серебряные украшения и подарил их Ревекке; ее брату и матери он также дал дорогие подарки"   В более поздние времена жених надевал кольцо на палец предполагаемой невесты. Неизвестно, как рано появился этот обычай. В Библии нет упоминания об обручальных перстнях; но в Бытие XLI. 42 кольцо упоминается как знак верности или дружбы.

 Еврейское обручальное кольцо

Талмудисты не упоминали о кольцах и существует мнение, что они не использовались во времена Моисея, а появились в более поздний период в качестве экономичной замены приданого. Современные евреи все еще придают большее значение разбитию стекла - не как узам соединения, а заявлению о нерушимости союза; также как намек на бренность жизни и предвестие наказания за неверность.

«Каковы бы ни были факты об использовании обручальных колец в библейские дни, — говорит автор, — монашеские легенды рассказывают, что Иосиф и Мария носили одно кольцо, и, кроме того, оно было из оникса или аметиста. Говорят, оно было обнаружено в 996 году, когда иерусалимский ювелир передал его купцу из Клузиума, посланному в Рим женой маркиза Этрурии, чтобы сделать для нее покупки. Ювелир рассказал купцу о ценности реликвии; но тот не отнесся серьезно к рассказу и несколько лет хранил кольцо среди других недорогих безделушек. Однако чудо открыло ему ее (реликвии)  подлинность, и она была помещена ​​в церкви, где сотворила многие целебные чудеса. В 1473 г. кольцо было передано францисканцам в Клузиуме, у которых оно было украдено; и в конце концов оно попало в Перузию, где для него была построена церковь, и оно все еще совершало чудеса; но это пустяки, как говорит Хон, по сравнению с  чудесной способностью кольца размножаться. Оно существовало в разных церквях Европы в одно и то же время, и, поскольку каждое кольцо было таким же подлинным, как и другие, правоверные оказывали ему одинаковые почести».

В современной Греции используются два кольца — золотое для жениха и серебряное для невесты, — которые часто меняются местами в знак союза и домашнего равенства, однако более высокая ценность кольца мужа по-прежнему отмечает его превосходство.

Во времена Плиния жениху в залог посылали железное кольцо. Эти железные кольца были украшены алмазами, а твердость и долговечность как железа, так и камня означали бессрочный контракт. Ювенал сообщает, что в период имперского Рима мужчина дарил своей невесте золотое кольцо в знак своей верности, и что она носила его, как и сейчас, на пальце рядом с мезинцем. Тертуллиан говорит о них в свое время. Исидор говорит, что женщины носили только это кольцо, максимум два, а то и больше. Некоторые обручальные кольца были из латуни, а некоторые из меди. Простой круг был не единственной формой обручального кольца, поскольку на некоторых были вырезаны приспособления, такие как ключ, для обозначения домашнего авторитета жены.

В пятнадцатом и шестнадцатом веках итальянцы использовали обручальные кольца, обычно из серебра, инкрустированные чернью. Безель был овальным или круглым, а плечики обруча образовывали рукава, из которых выходили застегивающиеся руки. Итальянцы в Средневековье почитали бриллиант для обручальных колец из-за его предполагаемой способности поддерживать согласие между мужем и женой.

Золотое кольцо с алмазом, Рим, вторая половина 3–начало 4 вв. из коллекции Грифона

 

У ирландских крестьян сложилось общее впечатление, что брак без золотого кольца незаконен. В прежние времена девушек в горных районах часто выдавали замуж в двенадцать и тринадцать лет. Женщины думали, что браслеты из волос, подаренные мужу, были амулетами, имеющими определенное действие в любви.

 

Claddagh- кольцо из желтого золота

Рядом с озером Стеннис на Оркнейских островах (архипелаг на северо-востоке Шотландии) есть два больших круга, посвященных Солнцу и Луне. Всего сто лет назад девица, пожелавшая выйти замуж, в одиночку совершила круг вокруг камней, посвященный луне, а предполагаемый муж проходил круг солнца. Затем пара встретилась у камня Одина и, соединив свои руки через брачное кольцо или отверстие в камне, выразила свою веру и стала мужем и женой. Развод был более простым, так как пара должна была только пойти в церковь, и выйти в разные двери.

У англо-норманнов кольцо всегда носили на среднем пальце правой руки, тогда как во второй половине XVII века обручальное кольцо часто носили на большом пальце. Квакеры отвергают кольцо как пережиток языческого суеверия, и во времена Речи Посполитой пуритане пытались отменить его по той же причине.

Хотя кольцо абсолютно необходимо в браке в англиканской церкви, оно может быть из любого металла и любого размера. Несколько лет спустя в Вустере (город в Англии) на свадьбе использовали медное кольцо перед регистратором, которому пригрозили судебным разбирательством за то, что он не принудил к использованию золота. Рассказывают о двух нищих, которые пришли в церковь и просили обвенчаться церковным ключом, так как приходские власти не снабдили их кольцом. Служащий, чувствуя некоторую деликатность в обращении с ключом, принес из собственного дома старое кольцо для портьеры, и этим предметом был совершен свадебный обряд. 

Церковный ключ использовался вместо обручального кольца в церкви близ Колчестера в начале нынешнего века; и это не было единичным случаем за последние сто лет в Англии. Герцог Гамильтон женился на Майской ярмарке с кольцом от занавески. «Заметки и вопросы» за октябрь 1860 г. повествуют, что кожаное кольцо, вырезанное перчаточного пальца  жениха, однажды использовалось вместо обручального кольца. 

Священнослужитель необоснованно остановил свадьбу в Индии, потому что жених предложил невесте кольцо с бриллиантом вместо того, которое принято использовать в церемонии.

В Исландии и обручение, и брак подтверждались деньгами, и кольцо казалось мало нужным в качестве доказательства, поскольку приданое, полученное за девушку, должно было оплатить наличными. Однако кольцо все же использовалось; но вряд ли его можно было назвать кольцом на палец , поскольку оно было по-разному сделано из кости, гагата, камня, золота и серебра, а иногда оно было настолько широким, что сквозь него можно было продеть ладонь. При обручении жених пропускал четыре пальца и ладонь через одно из этих колец и таким образом принимал руку своей невесты.

 

браслет из желтого золота от Люсьена Фализе, инкрустированный бриллиантами и украшенный эмалью в средневековом стиле иллюминированной рукописи с надписью «Aultre n' Auray» (у меня нет другого). Париж, около 1881 г.

Ношение кольца на безымянном пальце левой руки связано с верой древних, что вена этого пальца проходит прямо к сердцу и что таким образом брачный знак соединяется с органом, ответсвенным за течение жизни. Тот факт, что мягкий металл меньше изнашивается или повреждается на пальце этой руки, может быть также принят во внимание. Однако говорят, что кольцо, которое англо-норманны первоначально носили на правой руке невесты, было заменено на левую в знак подчинения. Также говорят, что этому пальцу отдается предпочтение из-за старого обычая надевать кольцо на первый палец во имя Отца, на второй во имя Сына и на третий во имя Святого Духа. Это использование, вероятно, выросло во время арианского спора.

 кольцо Гиммель 1631 года с бриллиантами, рубинами и эмалью, Германия,  из коллекции Ротшильдов

Одной из самых ранних и самых красивых форм обручальных колец было кольцо с драгоценными камнями, когда-то использовавшееся англосаксами и, вероятно, происходящее от французов или норманнов. Он состоял из двух или трех звеньев, крепившихся на шарнире и соединявшихся в одно кольцо. Иногда, когда две плоские стороны и центральная лента соединялись, мужские и женские руки сцеплялись в соединении. Сердце над ними означало любовь, верность, союз. При обручении мужчину и женщину часто фактически связывали пальцем в каждом конце трехкольцевой цепи, а затем, разъединив их, каждый оставлял удерживаемую часть, а свидетель - третью, пока все не становилось собственностью невесты. брака. Драгоценное кольцо из девяти переплетенных петель все еще существует. У них часто были красивые стихи на плоской внутренней поверхности.

Когда-то в Англии использовались вымышленные кольца из тростника, чтобы обмануть девушек и заставить их выйти замуж. Епископ Солсберийский в 1217 году положил конец этому виду спорта, объявив договор с "кольцом спешки" законным. Старый писатель говорит: «Ну, это был хороший мир, когда употреблялась такая простота, — говорят старухи нашего времени, — когда кольцо тростника связывало столько же любви, сколько золотая арка».

Римское кольцо Les Enluminures с греческой надписью

Источник: jewelryexpert.com
Читайте также