Будущее рынка алмазов зависит от того, сохранят ли природные драгоценные камни свою традиционную привлекательность, заявил бизнес-аналитик Пранай Нарвекар, глава Pharos Beam Consulting, в своей презентации «Основы рынка алмазов и природные запасы» перед Индийским советом по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий.
«В конечном итоге все сводится к бриллиантовой мечте», — сказал он. «Важно то, верят ли потребители по-прежнему, что бриллианты — это то, к чему стоит стремиться. Ключ — это восприятие роскоши природных алмазов. Это наша задача на будущее».
Выращенные в лаборатории бриллианты могут изменить потребительские представления о ценности бриллиантов, сказал Нарвекар. «Когда кто-то носит бриллиант в 4 карата, вы знаете, что этот человек потерял 100 000 или 200 000 долларов», — объяснил он. «Если завтра бриллиант перестанет быть признаком престижа, вы столкнетесь с проблемой... Если каждый камень будет таким большим, он просто станет пресс-папье».
Однако нынешняя ситуация таит в себе опасность и для индустрии выращивания в лабораторных условиях.
«Если натуральная индустрия пойдет на спад, то и LGD-индустрия должна пойти на спад», — сказал Нарвекар, работающий в Мумбаи. «Потому что все, что они делают, это рекламируют лабораторный бриллиант как заменитель натурального. Они не рекламируют его как выращенный в лаборатории продукт. Они не пытаются создать отдельную индустрию; они просто придаток существующей».
Нарвекар заявил, что созданная алмазная промышленность должна признать, что она имеет дело с другим продуктом.
«Это законный бизнес. Это не алмазный продукт», — сказал он. «Если вы собираетесь относиться к выращенным в лаборатории бриллиантам как к алмазному продукту, вся индустрия выращенных в лаборатории камней обречена на провал, потому что это не может быть бизнесом класса люкс.
«Вы все слышали о сумках Hermès. Вам нужно назвать свое имя, вам нужно ждать в списке. Изделие Rolex нельзя купить с полки. У люксового продукта ограниченное предложение является частью его модели. Выращенные в лаборатории бриллианты не могут иметь этого. Как только я построю фабрику, мне придется производить год за годом, нравится мне это или нет».
Он процитировал цитату: «Если бы человеку удалось без особого труда превратить углерод в алмазы, их стоимость могла бы упасть ниже стоимости кирпичей», и сообщил, что она была написана Карлом Марксом в его трактате 1867 года «Капитал».
По словам Нарвекара, более серьезной проблемой для отрасли является то, что спрос на алмазы, в том числе выращенные в лаборатории, в долларовом выражении остается неизменным уже почти 15 лет.
«Мы продаем меньше бриллиантов, чем 15 лет назад», — сказал он. «Если мы не начнем серьезно решать проблему спроса, мы столкнемся с проблемой… Не ждите, что [розничное потребление] внезапно вырастет. Для этого вам нужно будет приложить серьезные усилия и потратить серьезные деньги. Общий объем продаж бриллиантов в отрасли меньше всего маркетингового бюджета Apple».
После головокружительных взлетов 2021 года рынок природных бриллиантов сейчас переживает то, что он назвал «эффектом кнута».
Хотя Нарвекар считает текущие проблемы алмазной торговли даже более серьезными, чем замедления, вызванные мировым финансовым кризисом 2008–2009 годов и пандемией COVID-19, он предсказал, что рынок природных алмазов стабилизируется к концу года, а затем насладится стабильным или положительным 2025 годом — при условии, что экономика США останется сильной, а Китай восстановится. Однако цены вряд ли вырастут, добавил он, поскольку у таких горнодобывающих компаний, как De Beers и АЛРОСА, будут излишки запасов для продажи.
«Добытчики добыли больше, чем продали», — сказал Нарвекар. «Это означает, что на земле лежит необработанное сырье. Даже после того, как рынки выйдут на положительный уровень, вы не увидите большого скачка цен, поскольку добытчики все еще не израсходовали свои запасы».