фото: https://iqdiamonds.ru/
(economist.com) - С тех пор как De Beers, ведущая в мире алмазная компания, в 1940-х годах провозгласила гениальный слоган, что «Бриллианты - это навсегда» (Diamonds are forever), большинство обручальных колец были с бриллиантом, и притом с дорогим. Средний американец потратит $5000 на обручальное кольцо для того, чтобы сделать предложение любимой.
Но за последние годы многое изменилось. Самым важным является стремительно растущая популярность выращенных в лаборатории бриллиантов. Эти камни, не отличающиеся от их природных альтернатив, - только не для геммологов, имеющих специальное оборудование, - теперь составляют около половины американского рынка бриллиантовых обручальных колец (DER), считает Мартин Рапапорт (Martin Rapaport), председатель правления и основатель Rapaport, компании по оценке бриллиантов, что больше по сравнению с их крошечной долей десятилетие назад. (DER - это малопривлекательная аббревиатура, используемая в алмазной отрасли для обозначения «бриллиантового обручального кольца», diamond engagement ring). Американские ювелирные компании сообщают, что выращенные в лаборатории бриллианты теперь составляют более половины их объема продаж неоправленных бриллиантов (т. е. тех, которые не вставлены в кольца), что больше одной десятой объема их продаж в начале 2020 года.
В течение последних нескольких лет было проще произвести алмазы на фабрике, чем извлекать их из недр Земли. Это отражается в ценниках. В одной ведущей ювелирной компании за $5000, потраченных на покупку выращенного в лаборатории бриллианта, можно получить камень примерно в четыре раза больше по размеру, чем если бы эти деньги были потрачены на природный бриллиант аналогичного качества. Соответственно, рачительный парень теперь сталкивается с заманчивым предложением: более крупный и красивый бриллиант; более счастливая невеста; и в придачу символ статуса, безопасный для окружающей среды. Поэтому неудивительно, что растет число бриллиантов среднего размера, покупаемых в Америке, даже несмотря на то, что сумма денег, потраченная на обручальные кольца, падает. Мир вступил в эпоху скромного брака - без излишеств.
Пока что эта тенденция была отличной новостью для продавцов выращенных в лаборатории бриллиантов и ужасной для тех, кто торгует традиционными камнями. По данным Rapaport, в Америке, которая является крупнейшим покупателем синтетических бриллиантов, объем импорта природных бриллиантов сократился вдвое в период с 2022 по 2024 год. Доходы De Beers сократились на треть. Некоторые отраслевые аналитики делают выводы, опираясь на эти факты, и предсказывают будущее, до краев заполненное выращенными в лаборатории драгоценными камнями. И в отношении других видов продукции они были бы правы. С «обычными товарами» потребительский спрос движется обратно пропорционально ценам: когда что-то дешевеет, люди хотят этого побольше. Например, когда авиаперелеты были дорогими, немногие могли себе это позволить. Теперь можно слетать из Лондона в Мадрид за £50 ($63), и все больше людей делают это, и бизнес авиакомпаний процветает.
Однако, как знает любой, кто покупал обручальное кольцо, они не являются обычным товаром. Поскольку такое кольцо является покупкой, которая (надеюсь) бывает всего один раз в жизни в честь особого события, ценник имеет такое же важное значение, как и само кольцо. Большой сверкающий камень на пальце избранницы показывает, насколько сильна любовь того, кто делает предложение (и точнее, возможно, размер его кошелька). Бриллианты являются самыми предпочтительными камнями, потому что они являются редкими и, как следствие, дорогими.
Выращенные в лаборатории бриллианты нарушают это уравнение, так как они более распространены и их не отличить от бриллиантов, добытых из недр Земли. Их доступность ограничена не тем, что они были сформированы миллиарды лет назад в земной коре, и не желанием алмазодобывающих компаний тратить много денег на их добычу, а тем, что продавцы считают прибыльным. По словам Пола Зимниски (Paul Zimnisky), аналитика алмазной отрасли, оптовые цены на синтетические бриллианты упали на 90% за последние шесть лет, что означает, что драгоценные камни теперь можно продавать по гораздо более низким ценам с такой же высокой прибылью. И оптовые цены будут продолжать падать по мере того, как продолжат совершенствоваться технологии фабричного производства алмазов, а конкуренция между производителями камней будет усиливаться.
Станут ли выращенные в лаборатории бриллианты достаточно дешевыми, чтобы подорвать всю отрасль? Из-за сходства между синтетическими и природными бриллиантами в какой-то момент эти камни могут перестать использоваться для того, чтобы демонстрировать как любовь, так и богатство. Ювелирные компании пока еще не переложили весь ущерб, возникающий из-за обвала оптовых цен, на потребителей, предпочитая вместо этого увеличивать наценки. Действительно, Зимниски считает, что розничная маржа на выращенные в лаборатории бриллианты выросла почти до 90% для трехкаратных камней, по сравнению с 30% пять лет назад. Маржа на камни, добытые из недр Земли, по-прежнему составляет около 30%.
Предел понижения цен
Но эта динамика вряд ли продлится долго. Во-первых, оптовые цены на синтетические бриллианты, возможно, еще не достигли дна: «Я вижу, что в будущем синтетические бриллианты будут стоить $10-$15 за карат», - предсказывает Рапапорт. Более того, рынок бриллиантов достаточно конкурентный, и ювелирным компаниям будет сложно удержать такую солидную маржу. Некоторые розничные интернет-магазины теперь продают бриллианты, безопасные для окружающей среды, всего за несколько сотен долларов. Хотя влюбленный молодой человек, возможно, был бы рад рискнуть купить более крупный синтетический бриллиант за $4000, а не природный камень меньшего размера за $6000, он, вероятно, отвернется от кольца за $300 по сравнению с кольцом за $6000. Никто не хочет быть таким скаредным - прижимистым - мужем. Поскольку синтетические бриллианты становятся частью бижутерии и товарами, предлагаемыми розничными продавцами, торгующими с дисконтом (такими как Pandora, которая уже продает кольца с синтетическими бриллиантами всего за $200), их статус роскошного подарка, достойного помолвки в День святого Валентина, похоже, рухнет.
Это может обернуться еще бόльшими проблемами для компаний, продающих природные бриллианты, будь то в Антверпене, Нью-Йорке или в магазинах, расположенных в центре городов. В условиях растущей конкуренции цена однокаратного бриллианта в кольце упала на 37% за последние шесть лет. Если синтетические бриллианты потеряют свою ценность как средство демонстрации статуса и любви, что кажется вероятным, можно ожидать гораздо более резкого падения цен. Чтобы выжить, люксовым ювелирным компаниям придется убеждать своих клиентов, что природный бриллиант все еще стόит затрат на него, в то время как менее обеспеченные покупатели будут покупать почти такие же камни - с равнозначными характеристиками - на дни рождения своих детей. Тогда, возможно, De Beers ошиблась. Бриллианты - это не навсегда.