5 мая Всемирный алмазный совет выпустил интригующий пресс-релиз, в котором содержится призыв к администрации США освободить природные алмазы от предлагаемых тарифов.
Сообщение само по себе было убедительным, но не менее примечательным был и его источник. WDC заслуживает похвалы за то, что высказался. И все же, почему он так поступил? Входит ли такого рода пропаганда торговли в полномочия Совета?
Всемирный алмазный совет (WDC) был создан в 2000 году для представления алмазной и ювелирной промышленности в рамках Кимберлийского процесса (КП), основной задачей которого является предотвращение попадания алмазов из зон конфликтов в глобальную цепочку поставок. Это остается его основным мандатом. Но за последние несколько лет, под руководством исполнительного директора De Beers Фериэля Зеруки, сфера его деятельности, похоже, расширилась.
Этот сдвиг уже был очевиден в пропаганде Советом подхода G7 к российским алмазам — и он вновь проявился в пресс-релизе, опубликованном в понедельник.
То ли по совпадению, то ли по согласованию, но в тот же день Financial Times опубликовала статью с цитатой генерального директора De Beers Эла Кука, который поддержал призыв WDC об освобождении от тарифов.
“Глава крупнейшей в мире алмазодобывающей компании выразил уверенность в том, что США отменят пошлины на драгоценные камни, которые, по его мнению, ”не приносят пользы" стране", - говорилось в начале статьи, а затем была сделана ссылка на заявление WDC.
Это несколько выходит за рамки традиционного внимания WDC к целостности цепочки поставок, прозрачности и ответственному подбору поставщиков. Все это говорит о расширении сферы деятельности WDC за счет более непосредственного участия в торговой политике.
Это не обязательно критика. Во всяком случае, это подчеркивает отсутствие четких и скоординированных действий со стороны других отраслевых организаций. Ситуация стала особенно очевидной 7 апреля, когда Израильская алмазная биржа (IDE) объявила, что приостанавливает свое членство во Всемирной федерации алмазных бирж (WFDB), сославшись на неспособность WFDB адекватно отреагировать на проблему тарифов. IDE отметила, что вместо этого она будет сотрудничать с WDC, чтобы помочь решить эту проблему.
В конечном счете, WDC может оказаться в более выгодном положении для выполнения этой роли — не в последнюю очередь потому, что он зарегистрирован в Соединенных Штатах, в отличие от WFDB, штаб-квартира которой находится в Антверпене. В любом случае, WFDB сам является членом WDC, что еще раз подчеркивает позицию Совета как более широкого представителя отрасли.
Можно утверждать, что компания Jewelers of America (JA) лучше всего подходит для того, чтобы взять на себя инициативу в этом вопросе. Организация существует для того, чтобы представлять индустрию США в Вашингтоне, и предоставила рекомендации о том, как ее члены могут взаимодействовать, хотя доступ к ним осуществляется исключительно через раздел ее веб—сайта, предназначенный только для членов. Комитет по бдительности ювелиров (JVC) также вмешался в ситуацию, предложив своим членам собственные рекомендации по оценке потенциального воздействия.
Тем не менее, данный момент поднимает важные вопросы о меняющейся роли WDC и о том, не выходит ли его повестка дня за рамки его первоначальных рамок.
“WDC всегда выступает от имени своих членов, представляющих компании и организации, которые охватывают всю цепочку создания стоимости природных алмазов”, - отметил Зеруки в ответ. “Перспектива введения тарифов правительством США, безусловно, является наиболее важной проблемой, стоящей сегодня перед нашими членами”.
Это правда, что предлагаемые тарифы заставили многих представителей отрасли почувствовать себя бессильными. Учитывая масштабный характер директивы, затрагивающей множество секторов и стран, что реально можно было бы сделать? Руководство WDC предложило желанные рекомендации в этот момент неопределенности.
Но по мере того, как совет выходит за рамки своей основной миссии, неизбежно возникают вопросы согласования и подотчетности. В спорных вопросах позиция WDC не всегда может отражать общее мнение отрасли. Его растущее влияние требует большей ясности в отношении того, чьи интересы он представляет и как далеко он должен заходить.