Спад на китайском рынке бриллиантов и ювелирных изделий оказался более разрушительным, чем первоначально ожидалось, поскольку вялый спрос и повсеместное закрытие магазинов привели к значительной распродаже товарных запасов местными розничными торговцами.
По оценкам, в 2023–2024 годах из Китая было экспортировано бриллиантов на чистую сумму в 1 миллиард долларов, заявил Пол Роули, исполнительный вице-президент De Beers по торговле алмазами, во время презентации компании на выставке JCK в Лас-Вегасе в прошлом месяце.
«Розничный рынок Китая сократился из-за снижения продаж и закрытия магазинов», — отметил он. «Но, пожалуй, ещё большую обеспокоенность вызвал уход бриллиантов из Китая. Сокращение запасов и их перемещение в прошлом году оказали серьёзное давление на всю отрасль».
Таким образом, замедление экономики Китая имело двойной эффект: не только резко упал спрос на втором до недавнего времени крупнейшем в мире рынке ювелирных изделий с бриллиантами, но и страна стала неожиданным источником поставок.
Этот сдвиг произошёл в то время, когда мировые запасы алмазов уже были высокими из-за слабого спроса. Производители алмазов сократили закупки алмазного сырья, а горнодобывающие компании пересмотрели производственные планы и долгосрочную жизнеспособность некоторых предприятий. За последние два года несколько горнодобывающих проектов были приостановлены.
После пандемии
Замедление роста экономики Китая произошло не в одночасье, хотя пандемию часто называют поворотным моментом. Причины лежат глубже и связаны с сочетанием экономических трудностей и меняющейся культурной динамики.
Ещё до пандемии COVID-19 сектор розничной торговли и товаров класса люкс испытывал серьёзные трудности. Политические волнения в Гонконге уже начали влиять на потребительские настроения, а торговая напряжённость с США при первой администрации Трампа подорвала экспортно-ориентированную экономику Китая. Пожалуй, наиболее серьёзным последствием стал затяжной спад на рынке недвижимости, который ещё больше замедлил рост экономики.
Пандемия усугубила эти проблемы. Длительные карантинные меры и задержка с возобновлением работы экономики привели к тому, что потребители стали осторожнее. Вместо того чтобы свободно тратить деньги после пандемии COVID-19, как это сделали американские потребители, китайские домохозяйства стали больше внимания уделять сбережению.
Культурные изменения также играют всё большую роль. Молодое поколение откладывает вступление в брак или предпочитает оставаться одиноким — эта тенденция усилилась во время пандемии и в условиях экономической неопределённости. Рост стоимости жизни и беспокойство о будущем, а также снижение рождаемости в Китае способствовали этим изменениям.
По данным Министерства гражданских дел Китая, в 2024 году число регистраций браков упало до исторического минимума и составило 6,1 миллиона пар. Это составляет менее половины от пикового показателя 2013 года.
Рост за счет золота
Тем не менее, крупнейшие ювелирные компании региона — Chow Tai Fook, Luk Fook и Chow Sang Sang — добились устойчивого роста выручки после пандемии. Траектории их роста за последние два десятилетия следовали пугающе схожим закономерностям (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1: На основе отчётов компании. Финансовый год Chow Tai Fook и Luk Fook заканчивается 31 марта. Chow Sang Sang следует календарному году.
Этот рост был в значительной степени обусловлен спросом на золотые ювелирные изделия и сопутствующие товары, в то время как продажи ювелирных изделий с драгоценными камнями, включая бриллианты, неуклонно снижались.
Расхождение между двумя сегментами отчетно прослеживается в годовых результатах Chow Tai Fook. Продажи ювелирных изделий с драгоценными камнями, платиной и каратным золотом упали с пикового значения в 26,51 млрд гонконгских долларов (3,38 млрд долларов США) в 2015 финансовом году, закончившемся 31 марта 2015 года, до 12,52 млрд гонконгских долларов (1,59 млрд долларов США) в 2025 финансовом году. В течение последних трех лет этот сегмент демонстрировал стабильное снижение, выражающееся двузначными числами (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2: На основе отчетности Chow Tai Fook в гонконгских долларах с конвертацией в доллары США по постоянному курсу.
Напротив, Chow Tai Fook демонстрировала стремительный рост продаж золотых ювелирных изделий в период с 2021 по 2023 год, несмотря на то, что в прошлом году спрос на золото снизился после резкого роста цен. В 2013 финансовом году на ювелирные изделия с драгоценными камнями приходилось 38% общей выручки Chow Tai Fook; к прошлому году эта доля упала до всего 14%.
Компания Luk Fook Holdings сообщила об аналогичном расхождении между продажами бриллиантов и золотых ювелирных изделий с фиксированной ценой, что привело к стратегическому сокращению оптового бизнеса по продаже бриллиантов, который в основном поставляет товары в её франчайзинговую сеть. Рост в сегменте товаров с фиксированной ценой был обусловлен «успешной стратегией группы по постепенной замене бриллиантовой продукции другими товарами с фиксированной ценой, в частности, золотыми изделиями с фиксированной ценой», согласно отчёту о продажах за четвёртый квартал. Продажи бриллиантов снижались на высокие двузначные процентные значения в течение пяти кварталов подряд (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3: На основе отчётов Luk Fook. Рост отражает сравнение с предыдущим годом.
Однако отказ от бриллиантов был не столько проактивной стратегией, сколько реакцией на меняющиеся предпочтения потребителей, отмечает Рави Бхансали, генеральный директор Rosy Blue Belgium.
«Китайские потребители утратили веру в фондовый рынок, недвижимость и бриллианты и возложили все свои надежды на золото, поэтому ювелиры переориентировали свой ассортимент в сторону золота, чтобы соответствовать настроениям потребителей», — объясняет он.
Настоящая проблема
За исключением золота, многие ювелирные компании сокращают производство, что сопровождалось волной закрытий магазинов в прошлом году. В 2025 финансовом году Chow Tai Fook сократила свою сеть магазинов в Китае на 1129, Luk Fook закрыла в общей сложности 310 точек продаж, а Chow Sang Sang закрыла 74 магазина в течение 2024 календарного года.
Это стало первым снижением количества магазинов для всех трех компаний за более чем десятилетие (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4: На основе отчетов компаний и некоторых оценок The Diamond Press.
Агрессивный рост в 2021 и 2022 годах на фоне осторожных потребительских настроений, вероятно, способствовал глобальному росту спроса на бриллианты в этот период. Однако, по словам Бхансали, к 2023 году ювелиры оказались в затоваренном состоянии, накопив излишки в предыдущие годы.
Судя по всему, ювелиры начали распродавать свои запасы в 2023 году, готовясь к сокращению объемов производства — процесс, который вступит в силу в 2024 году.
«Они переплавляли золото, чтобы заработать на росте цен на него, а затем продавали полированные алмазы обратно на рынок», — объяснил один оптовый торговец бриллиантами и ювелирными изделиями из Гонконга на условиях анонимности.
В результате в 2023 году наблюдался резкий рост товаропотока из Китая в крупные торговые и производственные центры, главным пунктом которого стал Гонконг. В том же году экспорт бриллиантов из Гонконга резко вырос: в США – на 36%, в Индию – на 157%, в ОАЭ – на 37%, в Бельгию – на 43% и в Израиль – на 52%, согласно данным Алмазной федерации Гонконга (Китай) (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5: На основе данных, опубликованных Алмазной федерацией Гонконга, Китай.
Сброс запасов в Китае способствовал общему замедлению мирового алмазного рынка, начавшемуся в 2023 году, хотя трейдеры подчеркивают, что это не было основной причиной. В конце концов, ювелиры нередко распродают свои запасы, отмечает Бхансали.
«Это может быть обычным явлением, но обычно это делается для того, чтобы освободить место для новых товаров», — объясняет он. «В Китае такого не было. Пока они распродавали товар, нового спроса на замену не было. В этом и заключалась настоящая проблема».
Новая реальность
По данным гонконгской ювелирной компании Tse Sui Luen Jewellery (TSL), основная проблема заключается в изменении потребительского поведения и снижении спроса на натуральные бриллианты.
«Ювелирная промышленность продолжает испытывать тенденцию к снижению, что в основном обусловлено значительным падением потребительского спроса на ювелирные изделия с натуральными бриллиантами, особенно на материковом рынке», — говорится в годовом отчете TSL за 2025 финансовый год, опубликованном в мае.
Тем не менее, худшая фаза коррекции запасов, возможно, уже позади. И Роули, и Бхансали сообщили The Diamond Press , что ювелиры теперь более комфортно чувствуют себя с уровнем своих запасов, и распродажа, похоже, стабилизировалась, хотя и в меньших объёмах.
Розничные торговцы перестраиваются в соответствии с потребностями китайских потребителей, которые приспосабливаются к новой реальности , где расходы в большей степени определяются реальным доходом и активами, чем уверенностью в себе. К такому выводу пришли в недавнем отчёте McKinsey & Co. , в котором говорится, что потребители меняют своё покупательское поведение в ответ на нынешние, более сложные экономические условия.
Это знаменует собой явный отход от периода бума 2010-х годов, особенно в алмазной отрасли. Корректировка запасов в 2023 году и рационализация сетей магазинов в 2024 году, по всей видимости, являются стратегическими мерами, направленными на соответствие новой реальности более сдержанных потребительских расходов.
Хотя это и задало более низкий базовый уровень спроса на алмазы, есть надежда, что это также обеспечит более стабильную отправную точку для будущего роста.